Мария Цырлина
Животные в Библии
Фрагмент совместной картины Яна Брейгеля Старшего и Питера Пауля Рубенса «Рай», 1616
Могут ли животные сыграть судьбоносную роль в истории? Зачем нужно было постановление о «чистых» и «нечистых» животных? Как относиться к упоминаемым на страницах Ветхого Завета василиску, дракону и левиафану? Были это реальные виды животных или образы-иносказания? Что хотели сказать нам авторы Библии, упоминая о них? Мы сделали попытку разобраться с этим в День защиты животных.
История сотворения мира: загадка рептилий
На страницах Ветхого и Нового Заветов — сотни упоминаний самых разных животных. Мир зверей и птиц существует в Писании в тесной связи с человеком и общении с ним. Адам нарекает животным имена, Ной бережно заводит их в ковчег, в псалмах и книге Иова звери и птицы прославляют Бога, напоминая человеку о величии и премудрости Творца.
Зверей в Библии гораздо больше, чем мы знаем сегодня. Многие из упомянутых животных в наши дни считаются вымершими или вовсе неизвестны нам. Начиная с первых страниц книги Бытия Библия предлагает нам зоологические такие загадки.
Например, в повествовании о сотворении мира дважды упоминается о создании рептилий: в первый раз из воды, во второй — из земли. В русском синодальном тексте они переведены как «пресмыкающиеся» и «гады». Сложность для толкователей вызывает и то, что далее Господь даёт человеку власть «над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26), но не над пресмыкающимися, явившимися из воды (для них в языке подлинника употреблено другое слово). Как тут не вспомнить гипотезу о некогда существовавших и вымерших динозаврах?
Роковой змей
Рептилиям в Библии вообще отводится особая роль. Начиная с того, что одна из них стала орудием соблазнения человечества. Рассказ об этом приводится уже буквально в третьей главе книги Бытия.
Прежде, чем в змею войдёт сатана, о ней в Библии приводится интересная подробность: говорится, что это животное было хитрее всех зверей полевых. Сегодня обладающими высоким интеллектом в животном мире считаются обезьяны, дельфины, собаки, лошади, слоны и некоторые другие. Но вот приписать такие же способности змее как-то не приходит на ум. Зато вспоминаются слова Священного Писания и святых отцов о том, что дар разумения — от Господа, и удаление от Него удаляет от разума. Как знать, быть может, причина, по которой змеи сегодня не признаются такими же умными существами, как дельфины и собаки, в том, что в их предка однажды входил диавол.
Тайна бегемота и левиафана
Загадочные и необычные рептилии появляются не только на страницах книги Бытия. Никто не знает ответа, кем был и куда исчез левиафан, который упоминается не раз в Священном Писании. Кто-то считает его лишь поэтическим образом, олицетворяющим диавола и мировое зло, находя похожие упоминания в угаритских поэмах о победе богов над левиафаном или аналогичных вавилонских сказаниях о побеждённом чудовище-змее Тиамат. Но на страницах Библии это животное описывается как реальное в череде других — страусов, павлинов и носорогов.
«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?» — говорит о нём книга Иова (Иов 40:20-21).
В этой книге у левиафана, обитающего в воде, есть «наземный» собрат — бегемот. Кто не видел бегемота, спросите вы, и что в нём таинственного? Прочитав внимательно описание этого зверя, как-то невольно начинаешь сомневаться в том, что перед нами — обычный рядовой гиппопотам:
«Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол;
вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его;
поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены;
ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья;
это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой».
Сегодня бегемотов зоозащитники признают уязвимыми: их численность в мире всего несколько сотен тысяч и всё время уменьшается. Кроме обыкновенного бегемота в Африке сегодня сохранился ещё только один вид семейства — карликовый бегемот. Все остальные были уничтожены человеком. Это явно не те бегемоты, о которых идёт речь в Библии.
Язык подлинника книги Иова не знает такого слова как названия гиппопотама, зато знает похожее: behemot значит «коровы» или «крупный рогатый скот», во множественном числе. Что, опять же, не то. Второе и последнее похожее слово — behomot «бездны» (письменность в древнееврейском была без гласных), у которого есть синоним tehomot. На шумерском языке вавилонских поэм оно звучит как «тиамат». Сказания о победе божеств над змеёй Тиамат в поэмах о сотворении мира у вавилонян почти слово в слово повторяют угаритские сказания о победе божества над левиафаном. Вот что загадочного в бегемоте: вместе с левиафаном он и некий реальный зверь, и одновременно образ. Как тут не вспомнить неясную фразу из книги Бытия в рассказе о сотворении мира: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною», где употреблены оба этих слова со значением «бездна».
В книге пророка Исаии звучит уже почти дословная цитата из угаритской поэмы: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьёт чудовище морское» (Ис. 27,1). Если понимать эту фразу буквально, то совсем непонятно, для чего Богу вдруг убивать морское животное — Его творение. Тем более что оно пережило потоп.
В псалмах тоже находим противоречия в описании этого зверя. С одной стороны — отсылка к некоему преданию о том, что Господь сокрушил левиафана (Пс. 73:14). С другой — животное левиафан спокойно продолжает плавать в море и описывается как творение Божие, полностью зависящее от Бога (Пс. 103:26). Само же слово левиафан, в отличие от бегемота, не содержит никакой загадки: оно значит просто «извивающийся».
Очевидно, поэтические образы, олицетворявшие мировое зло или некую бездну в начале сотворения мира, пришли не из ниоткуда. Для описания этих абстрактных и сложных для древнего человека понятий были взяты примеры из реальной жизни: животные, наводившие ужас на человека своим видом и размерами. Как и в случае со змеем, соблазнившим первых людей, животные тут ни в чём не виноваты. Кстати, по учению святых отцов, у них даже нет собственной воли.
Иерусалимский зоопарк. Крокодил
Куда исчез левиафан?
Есть в Библии животные, наоборот, на первый взгляд — мифические, на самом же деле — вполне обычные. «Единорог» из книги Иова на поверку оказывается самым заурядным носорогом. А василиск, который упоминается в книге Второзакония (8:15), 90 псалме и книге пророка Иеремии (8:17) — просто вид ядовитой змеи, и не более. Как и большинство «драконов», которые в большом количестве (27 раз!) упоминаются в Библии. Это перевод древнееврейского слова «tannin», которое значит просто «крокодил». Крокодилы водились в Египте, откуда совершили исход израильтяне. Некоторые исследователи считают, что под этим словом может скрываться какая-то другая рептилия, а вовсе не нильский крокодил.
В некоторых случаях дракон, как и левиафан, — исключительно поэтический образ, и речи о каком-либо конкретном животном в таких текстах не идёт. Например, в книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова дракон как образ диавола упомянут 13 раз.
Однако в одном случае в Библии встречается действительно самый что ни на есть настоящий дракон. Это случай в 14 главе книги пророка Даниила.
«Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его.
И сказал царь Даниилу: не скажешь ли и об этом, что он медь? вот, он живой, и ест и пьет; ты не можешь сказать, что этот бог неживой; итак поклонись ему.
Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой.
Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: даю тебе.
Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни!
Когда же Вавилоняне услышали о том, сильно вознегодовали и восстали против царя, и сказали: царь сделался Иудеем, Вила разрушил и убил дракона, и предал смерти жрецов,
и, придя к царю, сказали: предай нам Даниила, иначе мы умертвим тебя и дом твой» (Дан. 14:23-29).
Чем закончилась эта история, можно прочитать начиная с 30 стиха 14 главы книги пророка Даниила.
Древнерусские былины, легенды средневековой Европы, сказания многих народов мира говорят о драконах — гигантских пещерных ящерах, которых во времена жизни героев этих былин и преданий ещё можно было встретить среди неприступных скал, болот и в других безлюдных местах. Большинство произведений о драконах — продукты языческого мира и языческого мышления. Драконы в них — воплощения нечистой силы или «боги», которым приносились человеческие жертвы в обмен на мир и благополучие городов. И только книга пророка Даниила первой раскрывает правду о драконе: обычное животное, пусть большое, которое люди придумали обожествить, как солнце или луну.
Кстати, последних глав, включая самую последнюю, 14-ю, нет в еврейском подлиннике книги пророка Даниила. Они дошли до нас только на греческом.
Упоминания таких загадочных существ есть и в других местах Библии. Например, «летучий дракон» в книге пророка Исаии. Даже описание левиафана в книге Иова очень напоминает предания о драконах:
«От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари;
из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры;
из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла.
Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя» (Иов 41:10-13).
Тем не менее, в остальном оно — описание реального животного.
Сегодня многие исследователи сходятся во мнении, что последние мамонты и динозавры исчезли уже «при жизни» человека. Люди застали этих мощных гигантов, предания о чудовищах есть практически у каждого народа. Как знать, может быть, средневековые драконы и левиафан, плавающий среди кораблей, — не такой уж вымысел и поэтический образ?
Ведь неслучайно пророк Ездра упоминает бегемота и левиафана как животных пятого дня творения — тех самых «пресмыкающихся», над которыми не была дана власть человеку:
«Вода немая и бездушная, по мановению Божию, произвела животных, чтобы все роды возвещали дивные дела Твои.
Тогда Ты сохранил двух животных: одно называлось бегемотом, а другое левиафаном.
И Ты отделил их друг от друга, потому что седьмая часть, где была собрана вода, не могла принять их вместе.
Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день, да обитает в ней, в которой тысячи гор.
Левиафану дал седьмую часть водяную, и сохранил его, чтобы он был пищею тем, кому Ты хочешь, и когда хочешь.
В шестый же день повелел Ты земле произвести пред Тобою скотов, зверей и пресмыкающихся» (3 Ездр. 6:48-53).
Иерусалимский зоопарк. Медведи
Другие исчезнувшие животные Библии
Левиафан, бегемот и дракон — не единственные из удивительных существ, о которых мы сегодня можем узнать лишь по рассказам. В Библии упоминается более 150 видов млекопитающих, рыб, рептилий и птиц. Среди них, например, медведь. Да, да, вы не ослышались. Ещё в начале ХХ века обитателем Палестины был сирийский бурый медведь. Его рост достигал двух метров. Вместе со львами, волками и шакалами он представлял большую опасность для овечьих стад (1 Цар. 17:34, Притч. 28:15, Плач 3:10, Ам. 5:19, Ос. 13:8 и другие). В книге Царств описывается ужасающий случай, когда две медведицы растерзали сорок два ребёнка, смеявшихся над пророком Божиим (4 Цар. 2:23-24). Последний сирийский медведь в Палестине был истреблён в годы Первой мировой войны. А всего в мире их осталось лишь несколько. Они находятся в заповедниках Армении и занесены в Красную книгу.
Нет сегодня на Святой Земле и львов, образ которых стал символом Иерусалима, а также барсов и волков — тех самых, которые стали образом лжепророков (Мф. 7:15; Деян. 20:29). Персидские львы во множестве водились в тростниковых зарослях Иорданской долины и в пещерах Иудейской пустыни. Победа над львом — один из подвигов израильского судьи Самсона. Встретив льва, можно было только победить или умереть (3 Цар. 13:11-32). В ров ко львам бросил вавилонский царь святого пророка Даниила, но Ангел Божий заградил пасти хищникам (Дан. 6 глава).
Из-за опасности этого зверя образ льва часто негативный в Библии. «Как лев подстерегает добычу, так и грехи — делающих неправду» — говорит книга Премудрости Иисуса сына Сираха (27:10). И только пророк Исаия любил львов. Он пророчествует о том, что в Царстве Божием лев и ягнёнок будут лежать вместе (Ис. 11:6; 65:25). И даже применяет образ льва к Господу: «Как лев, как скимен, ревущий над своею добычею, хотя бы множество пастухов кричало на него, от крика их не содрогнется и множеству их не уступит, — так Господь Саваоф сойдет сразиться за гору Сион и за холм его» (Ис. 31:4). Этот образ используют и другие пророки — но лишь для описания гнева Божия.
Образ льва негативен и в Новом Завете: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Хотя в книге Откровения львом назван Сын Божий: «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5:5).
Некогда Палестину населяли всевозможные разновидности прекрасных животных: олени, лани, серны, и даже саблерогие антилопы — ориксы — и особый род газелей — камелопарды (Втор. 14:5), дикие ослы — онагры (Пс. 103:11). На страницах Библии лани и серны — образ, связанный с прекрасной возлюбленной в Песни Песней (Песн. 2:7; 3:5), а также аллегория человеческой души, стремящейся к Богу: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2). Теперь этих прекрасных обитателей Святой Земли в дикой природе тоже уже почти не встретишь.
Иерусалимский зоопарк. Пятнистый олень
Нет сегодня в Палестине и диких страусов, среди которых жил лишившийся дома праведный Иов (Иов 30:29). Под угрозой исчезновения — птица ибис, упоминаемая в 14 главе книги Второзакония (14:16). Лебедя (Лев.11:18, Втор.14:16) также встретишь разве что в зоопарке.
Лебедь в Иерусалимском зоопарке
Упоминаются в Библии и разнообразные экзотические животные, привезённые в Землю Обетованную из других стран. Например, павлины и обезьяны, которые трижды в год прибывали в Израиль на кораблях по заказу царя Соломона (3Цар.10:22, 2Пар.9:21).
Домашние питомцы в Священном Писании
Впрочем, большинство библейских животных благополучно дожило до наших дней. Самые популярные (более пятидесяти упоминаний) на страницах Писания наряду со львом — овца, лошадь, вол, верблюд, осёл, корова, коза и орёл. Последний — также образ, употреблённый по отношению к Господу: «Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32:11-12).
Некоторые из них стали символами — как козы и овцы в притче о Страшном Суде (Мф. 25:31-46).
Чаще других упоминаются домашние животные, всю историю шедшие бок о бок с человеком и верно служившие ему. Некоторые даже сыграли судьбоносную роль в истории — наряду со змеем, через которого сатана соблазнил Еву, и загадочной огромной рыбой, спасшей пророка Иону и, тем самым, Ниневию.
Голубка — образ кротости
Именно эта домашняя птичка возвестила человечеству об окончании всемирного потопа: дикий ворон вернуться обратно не захотел. Хотя, как мы помним, именно эта птица приносила пищу пророку Илии, когда тот скрывался в пещере от нечестивого царя Ахава и царицы Иезавели.
Голуби были символом кротости и послушания. Домашних голубей, как и овец, приносили в жертву. Дева Мария принесла в Иерусалимский Храм две горлицы в благодарность за рождение Сына (Лк. 2:24).
Неслучайно именно в этом образе явился людям Дух Святый во время Крещения Господня (Лк. 3:22; Ин. 1:32).
Другое домашнее животное — агнец (ягнёнок) стало прообразом Христа, который назван Агнцем Божиим.
Жером Жан Леон. Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент.
Ослица Валаама и другие
Языческий жрец Валаам должен был проклясть израильтян, что, по мнению язычников, предрешило бы исход битвы с этим народом. Внезапно ослица, на которой он ехал для совершения этого обряда, остановилась, увидев Ангела Божия. Валаам не знал, отчего стало животное, и начал его бить. Тогда ослица ответила ему человеческим языком, что она видит Ангела. Только теперь его увидел и Валаам. Это настолько поразило жреца, что он благословил Израиль (Чис. 22-24 главы), сказав известное пророчество о рождении Христа (Чис. 24:17).
Потерявшиеся по Промыслу Божию ослицы Саула привели его к пророку Самуилу и к помазанию на царство — Саул стал первым царём израилевым (1 Цар. 9 глава).
Наконец, на ослице и молодом ослике вошёл Господь в Иерусалим (Мф. 21 глава), исполнив древнее пророчество (Зах. 9:9).
Ангел, юноша и собака
В книге Товита всё чудесное путешествие юноши Товии проходит в сопровождении не только Ангела Божия, но и собаки. О ней упоминается дважды (5:17 и 11:3), а значит, не такая уж неважная эта подробность: она должна охарактеризовать юношу как доброго и чуткого человека, милосердного к братьям нашим меньшим и, что бы ни случилось, не оставляющего их.
Вообще собака — положительный образ в Писании. «Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с бедным?» — говорит книга Премудрости Иисуса сына Сираха (Сир. 13:22). Нищего Лазаря в притче Христовой лечили собаки, зализывая ему раны (Лк. 16:21). Милосердное отношение к собакам вместе со смирением помогло ханаанеянке испросить у Христа исцеления для своей дочери (Мф. 15:21-28).
Впрочем, проблема бродячих собак была и в те давние времена, например, в эпоху Израильского царства. Их стаи были настолько голодны, что съели нечестивую царицу Иезавель, тем самым исполнив пророчество (4 Цар. 9:30-37). Бродячие собаки были опасны гораздо более, чем сегодня. В некоторых местах Библии они даже стали метафорическим образом. Например, по мнению иеромонаха Иова (Гумерова), словом «пёс» называются профессиональные блудники в постановлении книги Второзаконие: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18).
А вот кошка упоминается в Библии всего два раза — у пророков Исаии (Ис. 34:14) и Иеремии (Посл. Иер. 1:21), и то в диком виде. То ли не были одомашены, то ли их не так любили, как сегодня. А возможно — просто потому, что в соседнем Египте им поклонялись как божеству.
«Чистые» и «нечистые» животные
В том, какие именно животные стали домашними, во многом сыграл роль закон о ритуально чистых и нечистых животных. В свою очередь, он был связан с тем, какие животные могли стать переносчиками болезней в то время, а также с ритуалами соседних языческих народов, практиковавших разнообразные жертвоприношения животных. Например, домашняя сегодня свинья считалась нечистой. О ней — лишь презрительное упоминание в Библии. «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная» — говорит книга Притч Соломоновых (Притч. 11:22). «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7:6). Именно в свиней, а не в другое животное, разрешил Господь войти бесам во время исцеления Гадаринского бесноватого (Мк. 5:1-20, Лк. 8:26-39).
Благодаря подробным ритуальным предписаниям законоположителных книг Левит и Второзаконие сегодня нам известно о многих видах животных, населявших Палестину в библейские времена. Например, упоминаемый как нечистое животное «заяц» — на самом деле перевод слова, которое относилось к интересному и общительному зверьку даману, представляющему нечто среднее между морской свинкой и кошкой.
Даман
Законы Ветхого Завета помогли сохранить многие виды зверей и птиц Земли Обетованной от истребления человеком. Неоднократно на страницах книг Библии животные присутствуют как свидетельство премудрости Творца и побуждают человека воздать хвалу Богу, тем самым возвращая миру утраченную гармонию.