Неделя 16 по Пятидесятнице: о чём читают в храме Апостол и Евангелие?
Чудесный улов рыбы. Мозаика VI в. Сент Аполинарий Нуово, Равенна
Трудно жить христианской жизнью без знания Священного Писания. Так же трудно, как плыть по морю без карты и компаса или строить здание, не имея плана. Каждый день на Божественной литургии Церковь напоминает нам те или иные отрывки из Евангелия и Апостольских посланий, чтобы мы задумались об их смысле, сравнили свою жизнь с тем, чего хочет от нас Бог.
Самые важные отрывки — зачала — читаются по воскресеньям. Предлагаем вашему вниманию русский перевод и толкование чтений Недели 16 по Пятидесятнице. Подборка подготовлена Обществом им. М.Н. Скабаллановича при Свято-Троицком Ионинском монастыре, г. Киев.
Апостольское чтение
Второе послание Святого Апостола Павла к Коринфянам, зачало 181, глава 6, стихи 1-10
Как сотрудники Бога, мы просим вас: не тщетно принять благодать Божию. Ибо Он говорит: Во время благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения Я помог тебе. Вот теперь время благоприятное, вот теперь день спасения, никакого ни в чём не даём мы повода для претыкания, чтобы не подверглось посмеянию наше служение, напротив, мы во всём проявляем себя истинными служителями Бога: терпеливо и стойко переносим беды, нужду, несчастья, побои, тюрьмы, бунты, изнурительный труд, бессонные ночи, голод.
В чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; у нас нет ничего, а мы владеем всем.
Отрывок из Второго послания к Корифянам, который был прочитан сегодня, продолжает важную для апостола Павла тему примирения с Богом: «Мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:20). Примирение означает прекращение вражды. Вражда с Богом — следствие греха, который отлучает человека от Бога как источника жизни и самого бытия. Грех — причина страданий человека и его смерти. Примирение с Богом возвращает человеку свободу от греха и благодать спасения в Царствии Божием.
Бог крестными страданиями, смертью и Воскресением Своего Сына примирил нас с Собою. Об этом даре Божественной благодати возвещает Евангелие, которое несёт людям Апостол Павел. Это Евангелие примирения является Отеческим призывом к заблудшим детям вернуться домой, где их ждёт любовь Бога Отца. В своём изначальном и предельно кратком виде это Евангелие было провозглашено Иисусом Христом: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1:15). Апостол называет себя посланником от имени Христа. Он послан во враждебный Богу мир, чтобы указать людям путь покаяния и веры, которая делает человека гражданином Царства Божия и возлюбленным членом семьи Божией.
Как посланник, работник и служитель Божий, апостол Павел постоянно сталкивался с непониманием или враждебным отвержением спасительной Вести. Но даже когда люди внешне принимали Евангелие, веру и крещение, они часто не сознавали той ответственности, которую налагало на них принятое ими крещение. Апостол настоятельно призывает коринфян не быть легкомысленными, не тщетно принять дарованную во Христе благодать примирения с Богом, но воплотить этот дар в своей жизни.
Увы, трагедия многих христиан в том, что они по своей глупости и беспечности бессмысленно и неблагодарно принимают дары Божественной любви и благодати. Это чрезвычайно заботит апостола, и он напоминает коринфянам, что время не ждёт, оно уже исполнилось, что «ныне день спасения».
Свой призыв к примирению с Богом, которое возможно через покаяние не на словах, а на деле, апостол обосновывает ссылкой на Слово Божие. Бог через пророка Исаию говорит: «Во время приятное Я услышал тебя и в день спасения Я помог тебе». Спасение, которое некогда было обещано «отроку Божию», исполнилось в Иисусе Христе как всеобщее спасение. Сам апостол, коринфяне, к которым он обращается, и мы, живущие спустя почти две тысячи лет, — все мы вместе живём в «день спасения».
С помощью библейской цитаты апостол Павел выражает, что не он, но — через него — Сам Бог взывает к нам не тщетно принять дарованную во Христе помощь. «Ныне день спасения!» Это «ныне» — всякое время после смерти и Воскресения Христа. День спасения начался, продолжается и завершится в «День Господень» Вторым Христовым пришествием, всеобщим воскресением и Судом Божиим.
Апостол Павел — посланник Христов. Сам Иисус Христос воскрес и вознёсся, Он сидит одесную Бога Отца и физически не присутствует в этом мире. Но апостол, да и все христиане, представляют Христа и Его Евангелие в этом мире. И люди судят о Христе и христианстве по тому, что слышат от нас, а главное, — по тому, что видят в нас. Апостол, описывая качества своей жизни и служения Христу, ожидает, чтобы мы, христиане, подражали ему в нашей жизни и в нашем служении. И вот, своё увещевание он начинает со слов: «мы никому ни в чём не даём повода для упрёка». Действительно, ничто не вызывает таких оскорбительных насмешек над Церковью, как недостойное поведение её членов и служителей.
Жизнь человека в этом мире трудна, и жизнь христианина — не исключение. Но верующему человеку Бог посылает помощь, укрепляя в нём то замечательное свойство, которое в нашей традиции обычно передаётся словом «терпение». В оригинальном же тексте Нового Завета это слово означает не способность пассивно переносить бедствия, но внутреннюю силу стойкого преодоления страданий и немощей, их преображение в силу и славу.
Как в другом месте скажет Апостол Павел: «Господь сказал мне: „довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи“. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. … Ибо, когда я немощен, тогда силён» (2 Кор. 12:9-10). Эту силу внутренней стойкости апостол Павел ставит, как основание, во главе длинного списка добродетелей и трудных обстоятельств, которые показывают его как истинного и верного служителя Христова.
Свой список апостол разбивает на смысловые строфы. В первой строфе подчёркивается стойкость в бедствиях, вызванных как внешними преследованиями, так и трудами при исполнении его служения. Во второй строфе перечисляются добродетели, которые понимаются как дары Святого Духа. Они помогают возвещать Евангелие в истине и в силе Божией. Образами оружия в третьей строфе апостол описывает своё служение как вооружённого Богом бесстрашного проповедника, которому не помеха ни слава и хвала, ни бесчестие и хула.
Выражение «оружие правды в правой и левой руке» означает доспехи для нападения и защиты. В правой руке меч, «который есть Слово Божие», в левой — «щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого» (Еф. 6:16-17). Наконец, в четвёртой строфе апостол Павел перечисляет презрительные слухи о нём, которые распространяли его враги, критиковавшие каждое его слово и ненавидевшие даже его имя: он, мол, обманщик, никем не признанный, достойный наказания и смерти преступник, нищий, ничего не имеющий….
Но этой действительной или мнимой видимости апостол противопоставляет подлинную реальность: он возвещает истину, он признан, он, — несмотря на все угрозы смерти, — живой, он всегда радуется, он многих обогащает, он всем обладает. Такое возможно только благодаря тому, что он, действительно лишённый многих прав и привилегий, которых так страстно добиваются люди мира сего, своим духом, умом и сердцем принадлежит к миру иному, к Царствию Божию, открытому для него Иисусом Христом. Он — гражданин этого Царствия.
Несомненно, апостол Павел — великий человек, и опыт его жизни представляет собой исключительный случай. Однако, он, как Учитель, призванный на служение Самим Христом, имел полное право сказать: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Он описывает свою жизнь, но тем самым он ставит перед нами высокие требования соответствовать званию примирённых во Христе детей Божиих, живущих в «день спасения». Как сказано в другом месте, мы — «сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фесс. 5:5-6).
Перечисленными свидетельствами апостольской стойкости в испытаниях и его добродетелями Сам Бог как бы держит зеркало бодрствования и трезвения перед совестью каждого человека, носящего имя христианина. Этот список имеет тем большее значение, что вся церковная история и сегодняшняя церковная жизнь учат, какой соблазн часто несут «служители» Евангелия, так что для многих принятие Вести о любви Божией становится трудным или совсем невозможным. Да сохранит нас Бог от этих соблазнов!
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Евангелие от Луки, 17 зачало, глава 5, стихи 1-11.
Однажды Иисус стоял у Геннисаретского озера. Он заметил две лодки, стоявшие у берега; рыбаки же, выйдя из них, чистили сети. Войдя в ту лодку, которая принадлежала Симону, Иисус попросил его отплыть немного от берега и, сидя в лодке, продолжал проповедовать народу. По окончании проповеди Он сказал Симону: отплывите подальше и забросьте сети свои для лова. В ответ Симон сказал Ему: Наставник! Мы всю ночь трудились и ничего не поймали. Но по слову Твоему забросим сети.
Они забросили — и поймали такое количество рыбы, что стали рваться сети. Тогда они подали знак рыбакам, которые были в другой лодке, чтобы они пришли к ним на помощь, и когда те подплыли, они настолько наполнили обе лодки, что они стали погружаться в воду.
Увидев это, Симон Петр припал к ногам Иисуса и воскликнул: оставь меня, Господи! Ведь я грешный человек! Ведь и Симон, и те, кто были с ним — в их числе Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, товарищи Симона, — перепугались при виде такого улова. Но Иисус сказал Симону: Не бойся. Отныне будешь ловить (души) человеческие. И, вытащив обе лодки на берег, они оставили всё и последовали за Ним.
В Евангелии от Матфея Святая Церковь предлагает нашему вниманию притчу «О талантах», которую все знают. Талант — это та сила, которая даётся нам Господом для исполнения Его заповедей о любви к Богу и ближнему. Воскресенье перед Великим Постом показывает нам применение этого таланта к жизни. — У одной матери бесновалась дочь. Мать бросилась ко Христу: «Помоги!» А Христос молчал. Тогда апостолы стали говорить Христу, указывая на неё, на эту Хананеянку. Христос же им ответил: «Ведь я пришёл к детям. Нехорошо взять хлеб у детей и бросить его псам». Тогда Хананеянка закричала: «Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Тут в её сознании получилось полное смирение, и в ответ на это глубочайшее смирение Господь сжалился над нею и сказал: «О, жено, велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему».
А вот сегодняшнее Евангелие о чудесном улове рыбы показывает нам, как тот же талант, по выражению Евангельскому, «употреблённый в дело», то есть, применённый к жизни, проявляется в безусловном послушании и доверии к слову Господа и даёт плод веры. Что же такое вера? В чём заключается процесс веры? Ответ на это и даёт нам сегодняшнее Евангелие.
Христос проповедует на озере Генисаретском. Вот кончилась проповедь. Две лодки стояли у берега. Христос проповедовал на одной из них. Тут Он обращается к Апостолу Петру и говорит: «Отплыви на глубину и закинь сети.» Петр отвечает: «Учитель, мы целую ночь ловили и ничего не поймали». А ведь апостолы были опытные рыболовы, знали законы моря: — уж если в ночь рыба не поймалась, то днём ни за что улова не будет. И Пётр говорит это Христу. Но добавляет: «По слову Твоему закинем сети». И закинули. И чудо совершилось. Лодки настолько были переполнены рыбой, что начинали тонуть. Тогда Апостол Пётр падает к ногам Спасителя и говорит: «Отойди от меня, Господи, яко грешен есть».
Вот процесс веры. Апостол знал, что рыба не могла пойматься. Но он принимает слово Христа в себя, в свою волю, и эту волю, уже Христову, исполняет. И получается… что? Чудо? Да, чудо. Но не в обилии улова главное чудо, хотя и улов это — чудо. А главное чудо — в том перевороте души, которое совершилось у Петра. Он увидел себя, он увидел свою сущность. «Отойди от меня, Господи, я — грешник!» Вот в чём процесс веры: принять в своё сердце слово Христа, исполнить его… и тогда откроется то, что самое важное для нашего спасения, для нашей внутренней жизни.
Люди говорят: я не верю. Что значат эти слова? Они означают, что ты не исполняешь учение Христово. Потому что, если бы ты только попробовал исполнить слово Христа, хоть одну заповедь Христову, то и для тебя открылась бы сущность жизни твоей. Но ты не хочешь этого сделать и потому говоришь: «веры нет у меня». А как же попробовать? А вот так как Апостол Пётр. Наперекор всему своему опыту рыбака, он послушался Христа и закинул сети. Послушался слова Христа. А где же для нас это слово? Да в Евангелии, — вот где. Если мы будем знать Евангелие и применять его к жизни, тогда раскроется нам наша жизнь во Христе. И воскресенье Его для нас станет более реальным, чем окружающий нас физический мир. И радостью неизглаголанной, радостью вечного бытия наполнит Он сердце наше, и радости этой не будет конца…
Только возьмите Евангелие в руки, только попробуйте применять его к вашей жизни… возьмите все, что даёт нам Святая Церковь. Тогда и для вас совершится чудо, большее чудо, чем чудесный улов. Для вас раскроется Сам Христос, как Он раскрылся Петру. Тогда и вы скажете глубоко в своём сердце: «Грешен, Господи! А раз грешен, значит, болен, и нужен врач. А если врач,— то кто же «врач сердца»? Один Христос! Господи, Ты видишь немощи и греховные язвы нашего сердца, мешающие нам исполнить Твоё учение, Твоё Слово. Исцели нас и помоги нам начать Новую Жизнь!
Архиепископ Андрей (Рымаренко)