Протоиерей Николай Марковский
Можно ли снимать нательный крест?
К нам обратилась читательница с вопросом: «Меня часто спрашивают, можно ли младенцу снимать крестик, например, перед сном или купанием… Я отвечаю — нет. Но это моё личное мнение. Может, я неправа. Своей дочери я сказала, что если она снимет крест, значит, отречётся от Христа. Муж считает, что это не так. Многие боятся удушения и поэтому не надевают маленьким детям крестик». Как же быть? Можно снимать крест малышам или нет? Действительно ли тот, кто снимет свой крестик, отрекается о Бога? Отвечает протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево.
Давайте сначала разберёмся, для чего христианин носит крест. Крест — символ нашего спасения. Надевая его на шею, мы тем самым даём понять, что пребываем со Христом, помним о том, что Он взошёл на Крест, был на нём распят и искупил наши грехи. Мы обрели спасение через крестную смерть Нашего Спасителя, о чём свидетельствуем. Взрослому человеку, ведущему осознанную духовную жизнь, нужно иметь на себе крест всегда. Но мы должны понимать, что он — не талисман и не оберег, а символ нашего спасения. Часто люди придают кресту какое-то мистическое значение, а порой — даже оккультное. Потерялся крестик, упал куда-то, сломался — считают, что это приведёт к горю, беде, болезням, плохим переменам в жизни. Что сказать? — не надо путать земное и небесное. Любой крестик сделан из какого-то материала, и он может сломаться, потеряться и так далее. Не надо придавать этому какое-то особое значение, иначе получается, что мы верим не в воскресшего Христа, а в силу предмета. Это ошибочная вера, которая близка к язычеству.
Что касается креста на младенцах — конечно, я крещу малышей, надеваю на них крестики и рекомендую их не снимать. Но мы люди разумные. Ребёнок сучит ручками и ножками, суёт их под шнурок и этим может как-то себе навредить. Нет никакой беды в том, что мама снимет на ночь крестик с ребёнка и повесит его в изголовье кроватки или коляски. Если предстоит какое-то медицинское вмешательство — операция, рентген, обследование — ничего страшного, если вы снимете крест, положите его в карман, намотаете на руку, зажмёте в кулаке. Те, кто утверждает, что снимать крестик ни в коем случае нельзя, очень глубоко ошибаются. Как священник говорю со всей ответственностью: нет греха в том, чтобы с ребёнка на какое-то время снять крест — так, чтобы он находился возле него. Можно даже прийти в церковную лавку и купить специальный браслетик, к которому прикрепить крест — тогда родители могут не бояться, что ребёнок задушится шнурком или как-то ещё себе навредит.
У заданного вопроса есть ещё один аспект: утверждение, что, сняв крестик, дочка отречётся от Христа. Это подмена понятий и манипуляция. Если человек осознанно говорит, что он отказывается от Христа, не хочет быть с Ним — тогда это отречение. Совсем иное дело, если он ввиду каких-то обстоятельств снимает крест на время. Мы уже вспомнили медицинские обследования, здесь же стоит упомянуть контактные виды спорта — борьбу, баскетбол и тому подобные, во время занятий которыми запрещено иметь на шее крестики, цепочки и что-либо ещё. У меня сын много лет занимался баскетболом, и на время игры всегда снимал крест, клал его в специальный кармашек на молнии. Это необходимо, чтобы не травмироваться во время матча. О каком отречении здесь может идти речь? Человек не отрекается от Христа, а обеспечивает свою безопасность.
Возможно, дочь автора вопроса — подросток и переживает кризис веры, не хочет ходить в храм, снимает крестик — и мама, переживая, таким образом пытается уберечь ребёнка от ошибок. Что сказать? — да, ребёнок взрослеет, меняется, живёт своими интересами. Ему надо дать время на осознание того, кто он в этом мире. Когда родители начинают жёстко прессовать ребёнка, они не приносят ему пользу. Я не знаю случаев, чтобы такой прессинг кончился чем-то хорошим. Ребёнку надо дать возможность выбора.
Приведу пример из моей практики. У нас на приходе немало детей, и мы ввели традицию, чтобы они по очереди читали третий или шестой час перед литургией. Одним нравится, и они с радостью и ответственностью готовятся, у других это не вызывает ни желания, ни интереса. Есть одна девочка, которая вымучила это чтение, а потом в кругу детей говорила, что ей это не нравится. Я попросил, чтобы её пока не трогали: пусть походит в храм, послушает, как другие читают, и сама решит, надо это ей или нет. А тем, кто с радостью читает, мы постепенно увеличиваем нагрузку — добавляем чтение шестого часа или молитв перед причастием.
Мы имеем дело с неокрепшей детской психикой и можем сильно навредить, нагружая нежелаемым. Ко Христу нельзя приводить силой, гнуть через колено, заставляя читать правило, ходить на литургию или носить крестик. Таким отношением к ребёнку и его неокрепшей вере мы нанесём только вред. Он убежит от храма так далеко, как только сможет, при первом же удобном случае, потому что там на него оказывали давление, духовно насиловали, а это недопустимо. Я бы посоветовал всем родителям очень трепетно и с большим вниманием относиться к психике детей и ни в коем случае не заставлять быть в Церкви. Можно мягко поговорить, своим примером показать что-то — ведь часто родители, принуждающие вычитывать правило или выстаивать долгие службы, не имеют мира между собой или просто не живут так, как учат ребёнка. Дети видят это, и у них возникает диссонанс, что не способствует ни укреплению веры, ни улучшению отношений с родителями.
Ещё пример: один священник рассказывал, как в детстве его заставляли ходить на длинные монастырские службы, что было для него пыткой. Будучи уже взрослым человеком, он вообще не ездит в ту обитель, поскольку она связана в его сознании с детской травмой. Надо это учитывать. Храм должен приносить радость, счастье общения с Богом, внутреннее успокоение, а не дурные воспоминания.
Записала Екатерина Щербакова