Протоиерей Олег Кручинин
Дар языков: почему мы сегодня не полиглоты?
В день Святой Троицы, или Пятидесятницы, отмечаемый в этом году 16 июня, в православных храмах читают фрагмент второй главы Деяний святых апостолов о схождении Святого Духа. Там среди различных дарований и чудес описано и чудо говорения на «иных языках». Апостолы, преимущественно простые и мало учёные рыбаки из Галилеи, стяжавшие благодать Божию, начали говорить на персидском, индийском и других до этого неведомых им языках и наречиях.
Что означало это чудо? Сиюминутную необходимость донести что-то очень важное для всех пришедших в тот день в Иерусалим на их родном языке? Или так проявилось устойчивое и отныне не раз повторяющееся действие Духа Святого? Если это событие не было одномоментным, почему же тогда современные христиане — не полиглоты? Почему даже в своих миссионерских путешествиях апостолы, как это следует из Священного Писания, пользовались услугами переводчиков — «толмачей»? Почему Святой Дух не проявляет Свою силу и сегодня таким же образом?
Об этом размышляет протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.
Сионская горница
Проповедь всем народам
«И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4), — именно из этой фразы Священного Писания мы узнаем о необыкновенной чудесно открывшейся способности членов первой христианской общины доносить свои мысли на понятном другим народам языке.
«Собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян. 2:6), — эти слова говорят о том, что «дар языков» не был бессмысленным бормотанием нечленораздельных звуков. Каждый народ слышал именно своё наречие и понимал его.
«Слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих» (Деян. 2:11) Очень важное дополнение о цели этого дара: апостолы говорили не о чём угодно, а о великих делах Божиих.
Эти слова никак не сочетаются с учением Оригена (III век), который утверждал, что апостолы продолжали говорить, как и раньше, на галилейском наречии, а слушатели слышали их на своих языках. В этом случае пришлось бы допустить, что Дух Святой сошел не на апостолов, а на слушателей, так как именно они тогда получили бы чрезвычайные дары.
Также библейские слова противоречат практике одного из протестантских движений, когда проповедники, входя в экстаз, начинают выкрикивать несвязные звуки, перемежая их бесконечным повторением «Аллилуйя». Апостолы не перешли на язык «ангельский» или ещё не известный, они обращались с проповедью к реальным людям, которые их понимали.
Сошествие Святого Духа на апостолов и Богородицу. Мозаика в храме Успения Божией Матери на Сионе
Что означают шум ветра и огонь?
Сошествие Святого Духа на апостолов сопровождалось и другими знамениями: шумом с неба «как бы от несущегося сильного ветра» (Деян. 2:2) и как бы огненными языками пламени, почившими на каждом из них (Деян. 2:3). Святой Кирилл Иерусалимский полагал: «Если бы кто увидел апостолов в это мгновение, то мог бы подумать, что на их главах огненные венцы».
Как долго длились эти явления — шум и языки пламени, — мы не знаем. Скорее всего, недолго. Но Дух Святой навсегда освятил души и сердца апостолов. Как говорили святые отцы, этот огонь должен был попалить всякое нечестие, которое ещё было сокрыто в них. Подобно жару от обычного огня, горячей и пламенной должна была стать их вера в Бога.
Сходящий с неба шум напоминал о том, что Дух Святой сходит по ходатайству Иисуса Христа, вознесшегося на Небеса. Кроме того, этот шум привлёк внимание людей к тому месту, где собрались ученики Христовы.
Священное Писание не донесло до нас содержания речей, которые апостолы произносили на разных языках. Но, судя по их воздействию на людей, слова эти были сильными и потрясающими. Они обращались не просто к людям, а были вдохновленной беседой души с Богом.
Пётр, ещё недавно пугавшийся вопросов служанки, благодаря силе Святого Духа стал смелым проповедником. После его слов за апостолами последовало около трёх тысяч человек. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Таким образом, первая христианская община возросла со 120 до 3000 человек, то есть за один день — в 25 раз! День Пятидесятницы стал днём рождения Церкви Христовой.
«Ныне облачатся державою Христовою с высоты апостоли; обновляет бо их Утешитель, в них обновляяся таинственным обновлением разума», — так воспевает это чудо православная Церковь.
Быть не полиглотом, а святым
Не только чудеса нужны были народам, ещё не знавшим Иисуса Христа. До них нужно было доносить содержание Его учения и Его проповедей, их нужно было наставлять в вере, вдохновлять и утешать. Для этого и нужен был дар говорения на иных языках.
Он не ограничился одним только днём Пятидесятницы. Отголоски этого дарования ещё встречались во втором — третьем веках и даже позже. Так, Ириней Лионский — святой, скончавшийся в 202 году, говорил о многих живших в его время христианах, которые имеют «пророческие дарования, говорят на разных языках, открывают тайны сердца человеческого в назидание и объясняют тайны Божии».
В произведении святителя Григория Двоеслова (VI век) упоминается об отроке Арментарии, который говорил на иностранных языках, не обучаясь им.
Известный нам святой Андрей Юродивый (X век), которого изображают на иконах Покрова Пресвятой Богородицы, мог объяснить с помощью Духа Святого каждую книгу, на каком бы наречии она ни была написана.
Однако эти единичные случаи встречались всё реже и реже. Уже святитель Иоанн Златоуст (IV век) говорил, что христиане должны стремиться не к чудесным дарам, а к плодам Духа Святого: «Главные блага мы получаем в крещении: отпущение грехов, освящение, причастие Духа, усыновление, вечную жизнь. Чего же еще хотите? Знамений? Но они упразднились. Ты имеешь веру, надежду, любовь, которые пребывают; их ищи; они больше знамений».
Эта мысль святителя Иоанна Златоуста отвечает на вопрос о том, почему сегодня ученики Христовы — не знатоки всех языков. За две тысячи лет истории проповедь христианства обошла всю Землю. Библия — целиком или отдельные её книги — уже переведена на более чем 3200 современных языков (из около 7 тысяч активно используемых в мире). Сегодня, скорее, стоит задача качественного изучения Евангелия в уже существующих христианских общинах.
Многие миссионеры прошлых веков не просто «проходили всю вселенную», а десятки лет жили в культурной среде тех народов, которым проповедовали, переводили книги и церковные песнопения, строили храмы и основывали монастыри. Им нужно было быть уже не полиглотами, а терпеливыми священниками или епископами, учителями, строителями. Стать святыми, чтобы своим примером святости обращать людей к вере.
Дар Святаго Духа для нас
Первый век христианства, действительно, — век чрезвычайных дарований. Современные христиане не могут воскресить мёртвых, одним только словом исцелить больных. Мы даже не рискуем пить яд, чтобы проверить, останемся ли в живых, и не совершаем тех чудес, которые творили апостолы. Но от этого мы не перестаём быть учениками Христовыми. Только свой взгляд от внешних чудес мы теперь обращаем на глубины собственного сердца.
Каждый из нас, христиан, подобно апостолам, получил дар Святого Духа. Плоды Его хорошо известны: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Сохранить и приумножить хотя бы один из них — для нас задача не менее важная, чем для апостолов — совершение чудес и знамений.
Подготовила Мария Цырлина