Официальный сайт

Протоиерей Вадим Ильчук

Почему христиане празднуют «обретение главы»?

Обретение главы Иоанна Предтечи«Обретение главы» — что это за праздник такой? Почему его празднуют несколько раз и чем он важен? Отвечает протоиерей Вадим Ильчук, благочинный Иово-Почаевского округа  Константиновки и Торецкого округа.

 

Предтеча и друг Христа

Для того чтобы понять суть сегодняшнего праздника, надо понимать, кто такой Иоанн Предтеча. Сам Господь сказал об этом праведном муже так: «Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его» (Лк. 7:28). Святой Иоанн заслужил особое внимание и занимает чрезвычайно важное место в жизни Спасителя. Его недаром называют Предтечей: он предварил миссию Христа, был Его другом. Он пришёл подготовить путь шествовавшему Спасителю, был голосом, который призывал покаяться: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1:4-5). Люди даже видели в нём Мессию, потому что он был искренен, праведен и строг в первую очередь к себе.

Когда такой человек пришёл и стал говорить мудрые речи, предостерегая людей от совершения грехов, это был призыв к тому, чтобы задуматься над своими поступками, исправить свою жизнь и понять, в чём её смысл. Для чего человек рождается, чего от него хочет Творец? Это были те вопросы, которые задают себе все думающие люди и сегодня. «И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, — Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:10-16).

 

Исторические факты

Что касается обретения главы святого Иоанна, то здесь нужно знать историю его жизни и смерти. Известно, что он был казнён по велению царя Ирода. Однажды во время праздника Саломея, дочь любовницы царя Иродиады, поразила его своим танцем. За это Ирод пообещал дать ей всё, что она пожелает, вплоть до половины своего царства. Мать научила девушку просить в награду главу Иоанна Предтечи. Из-за своей гордости Ирод не пожелал отказаться от своего слова — хотя понимал, что казнит великого праведника. Здесь переплелись несколько страшных грехов: страх обличения, зависть, гордыня и ненависть.

После казни Иродиада спрятала голову святого в нечистом месте. Жена царского домоправителя, благочестивая женщина, перезахоронила её потом в одном из поместий Ирода. Со временем это поместье перешло к благочестивому человеку по имени Иннокентий, который захотел на том месте построить храм. Когда начали строительство, в одном из рвов обрели сосуд с главой пророка Иоанна Предтечи. Иннокентий долгое время хранил её, а когда ему пришло время умирать, спрятал святыню там же, где обрёл.

Второе обретение случилось в дни правления святого равноапостольного царя Константина. Некие монахи нашли главу святого после того, как им явился сам Иоанн Предтеча. К сожалению, отнеслись они к святыне неблагоговейно: положили в мешок с шерстью и несли как обычную вещь. Когда же они попросили встречного торговца нести мешок, святой Иоанн явился ему и повелел забрать главу у нечестивых иноков. Это учит нас тому, что святость обретается не монашеством самим по себе, но только искренней любовью к ближнему, благочестием и творением добрых дел.

Третье обретение главы Иоанна Крестителя, которое мы сегодня празднуем, относится уже к IX веку. Во время волнений в Константинополе и гонений на святителя Иоанна Златоуста святыня была унесена в город Емесу, откуда во время набегов сарацин её перенесли в Команы и скрыли в земле. Обнаружили её ориентировочно в 850 году при патриархе Иннокентии, после восстановления иконопочитания.

 

В чём смысл праздника?

Что мы празднуем в этот день? Прежде всего — то, что Господь нас не оставляет. Явление святынь происходит для укрепления нашей веры, однако в обретении главы Крестителя Господня Иоанна надо видеть и более глубокий, сакральный смысл: Господь через него призывает нас к покаянию. К сожалению, складывается так, что мы слишком привязаны к земным вещам, и даже в отношении святых совершаем эту ошибку: одному молимся, чтобы глаза не болели, другому — чтобы вещи нашлись, третьему — о житейском благополучии. А ведь святой пророк Иоанн призывал совершенно к другому — к изменению нашей жизни! Это самое трудное дело — каяться, осознавать свой грех, наполнять свою жизнь добрыми делами.

 

Вопиющий в пустыне сердца

Святой Иоанн Предтеча коснулся Господа, крестил Его в Иордане, засвидетельствовал Его Божество, потому что слышал глас с неба и видел, как Дух Святой снизошёл на Него. Он видел, как Иордан остановился, когда Господь вошёл в его струи. Это удивительный человек, ангел во плоти, который пророчествовал о Христе. Он говорил о себе: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Ин. 1:23). Он поистине был гласом вопиющего в пустыне — не Иорданской, но в пустыне человеческих сердец. Он взывал и взывает, чтобы мы задумались, для чего живём, и покаялись.

Господь ждёт нашего покаяния, и святой Иоанн первым сказал об этом людям. Он страдал ради того, чтобы Спаситель был с нами и смог выполнить Свою миссию спасения человечества. Потому для нас очень важно каждое упоминание Иоанна Крестителя. Нам необходимо помнить о нём, чтобы на фоне наших дел и добродетелей прежде всего сияла наша вера. Иоанн Креститель — прекрасный пример тому. Он — первый аскет, и его не случайно называют начальником монашествующих: он был первым, кто подвизался в пустыне ради спасения человечества. Как монах, он питался акридами и диким мёдом, носил власяницу из верблюжьей шерсти. Он объединил в себе род царский и священнический и должен был призвать народ израильский к покаянию.

Любое обретение — это всегда радость, даже если мы обретаем что-то обычное, бытовое. Обретение святыни — великая радость в жизни каждого христианина. Святитель Иоанн — пророк, мученик, учитель покаяния. Нельзя умалять подвига жизни такого великого угодника Божия. Он — наш великий заступник, потому что был другом Спасителя, а друг — это тот, кто ближе других, тот, к кому прислушиваются. Не станем же забывать о значении этого великого святого и будем почитать его достойно.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Если не можешь пребыть безгневным, укори себя, когда погневаешься.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100