Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Николай Фоменко

Задача всей жизни — взойти на свою гору

О чём нам говорит праздник Преображения Господня? Размышляет протоиерей Николай Фоменко, благочинный Александро-Невского округа в Славянске.

В годовом круге богослужений мы отмечаем двенадцать основных праздников, и Преображение Господне — один из них. Важно, чтобы каждый человек не просто отметил, отпраздновал, но применил его к себе.

Господь взял с Собой на гору Фавор трёх учеников — Петра, Иакова и Иоанна. Не в первый раз Он сподобил их созерцать творимые Им чудеса. Как говорится в тропаре канона праздника, Он взял лучших — не потому что они были более способными, а потому что были наиболее чуткими. Он являл им чудеса, поскольку, как говорится, «лучше один раз увидеть, чем много раз услышать». Эти апостолы присутствовали при воскрешении дочери Иаира, теперь Он взял их на гору Фавор. Там Господь, преобразившись, показал Свою славу.

Хоть эта гора не очень высока, на неё не так легко взойти. Долгое время необходимо подниматься по узкой тропиночке. Тропка одна, по ней и поныне с вечера идут паломники, чтобы наверху участвовать в ночном богослужении. Совершает его, как правило, Патриарх Иерусалимский. Собираются десятки тысяч людей, чтобы стать участниками чуда, которое можно увидеть воочию. Как описывается в Евангелии: слава Божественная, которая воссияла на горе Фавор, коснулась учеников Христовых, и тогда на всех сошло облако. И вот из года в год это облако сходит во время богослужения и опускается на молящихся. К нему можно даже прикоснуться. И люди могут и стремятся прикоснуться к великому чуду, происходящему из года в год. Прикоснуться к свидетельству Господней любви.

Но если мы посмотрим на праздник Преображения с духовной точки зрения, то нам откроется глубочайший его смысл, который нужно постичь каждому человеку. Суть в том, что путь к спасению — это путь человека от земли к Богу. Мы знаем, что Господь уходил в пустынные места для молитвы. На этот раз Он для этого поднялся с тремя учениками в гору — по тропиночке, а остальные остались внизу. Этот путь — путь вверх, к вершине — указан каждому из нас.

Говорят: у каждого свой путь спасения. Но святые отцы утверждают, что есть только один путь — путь покаяния, изменения своей жизни. Считается, что покаяться человек может только на исповеди. Нужно только «рассказать батюшке о своих грехах». Но Бог всё знает, и батюшке ты никакой новости не откроешь. На исповеди в идеале должно совершаться другое: человек искренне кается, а Господь даёт ему благодать, которая его преображает.

Вот, скажем, человек — вор. Он может перестать воровать, но жажда овладения чужим у него остаётся. В душе он остаётся вором, он не преобразился, если не преодолел это желание. Сам человек с делами ещё может справиться, со словами — может себя сдержать, но вот с чувствами и желаниями совладать ему может помочь только Господь. Это область как раз божественная.

Часто люди, ходящие в храм, думают, что раз они ходят в церковь, — они уже другие. Нет, если у тебя в голове и в душе остались те же чувства, и ты не переменился, не преобразился, то этого недостаточно. А для преображения своего естества нужно совершить труд восхождения на собственную гору, преодолевая с Божьей помощью все жизненные трудности. И преображение произойдёт не когда-то — не когда мы будем на смертном одре, а оно должно происходить регулярно в наших душах. На греческом языке покаяние звучит как «μετάνοια», что значит «изменение, преображение».

Переменяться должен человек. И тогда ему откроется счастье пребывания с Богом.
Например, Серафиму Саровскому это открылось, и он был так счастлив, что тысячу дней и ночей молил Бога: «Боже, милостив буди мне грешному!» То есть — вернись, ещё такое состояние мне дай! Это то состояние, которое испытывали апостолы на горе Фавор, когда Пётр сказал: «Как нам здесь хорошо!» Он забыл обо всём земном. И потому они захотели там остаться, соорудив три кущи.

Касается человека Божественная благодать — и ему становится неважным всё земное. Вот так и мы должны преобразиться, чтобы нас не привязывало земное. Неважно, окружают нас тут радости или горе. Например, женщина рожает ребёнка во время войны, под бомбёжкой. Ей нипочём эта бомбёжка — она родила дитя! Это земная радость, но даже она отсекает всё второстепенное, происходящее вокруг неё.

Но у нас есть и другое, высшее состояние. Не эйфория, не порождённые воображением ощущения, а нечто, полностью противоположное. Чувствами необходимо овладеть — и предоставить их в руки Божии, чтобы Он их уврачевал и преобразил. Это не наша область, не человеческая. Если человек научился свои поступки обуздывать и переменять, допустим, он был злой — стал добрым, был вором — а стал раздавать и делать людям добро — это есть истинное преображение.

В мире люди стремятся как можно больше себе заполучить, а истинный христианин стремится, как бы другим больше сделать добра. Такой человек больше радости приносит! А тот, кто заботится только о себе, становится рабом того, что он приобрёл. И радости потом от приобретённого не испытывает. Премудрый Соломон говорил в своё время: «Умножаются богатства — множатся скорби». Когда же человек начинает делать что-то для других, Господь видит в нём возможность преображения.

Чем ближе человек к Богу, тем больше он считает себя недостойным Его. А чем дальше — тем больше ему хочется, чтобы его любили. Он становится всем недоволен. «Почему ко мне так относятся?», «почему меня не любят?» — и так далее. А истинный христианин стремится любить, а не быть любимым. И этот принцип работает как в отношении людей, так и Бога. Нужно стремиться возлюбить Бога, потому что Он возлюбил нас так, что искупил от вечной смерти Своей Божественной кровью. И мы должны ответить ему взаимностью.

Такой взаимностью должна быть проникнута наша жизнь. И если будет сообразна воля наша воле Божьей — как в молитве «Отче наш»: «да будет воля Твоя», — тогда Господь и преобразит каждого из нас. Бог приготовил Царство Небесное для всех людей. И на горе Фавор ученики Христовы были в раю, в Царствии Небесном. Это было прикосновение к тому Божественному жительству, которое невозможно человеческим языком изречь.

К жизни в этом Царствии необходимо готовиться. Наша земная жизнь как раз для этого нам и дана. Она очень скоротечна, и необходимо успеть измениться к лучшему. Бог может всё — кроме одного: насильно не может спасти человека. Если человеческая душа расположена к спасению, и желает, и верит — тогда происходит прикосновение Божественной благодати к ней.

Каждому из нас желаю прикоснуться к Божественному Свету, и пусть облако Фаворское и нас коснётся. Пусть мы нерадивы и грешны, но без прикосновения благодати Божией нам невозможно, ибо она даёт человеку множество сил для преодоления прежде всего самого себя. Древние святые отцы считали: хорошо видеть ангелов, лучше — видеть Бога, но ещё лучше — видеть самого себя. Если мы увидим себя — мы увидим, посредством чего мы должны преобразиться, и во всей полноте осознаем слово Христа — «Покайтесь!» — которое указывает нам путь к преображению, путь истинный и единственный.

Подготовила Екатерина Щербакова

0

Цитата дня

«

Мы уподобляемся Богу тогда, когда делаем правду, показываем человеколюбие, бываем добрыми и кроткими, оказываем милосердие к ближним, упражняемся во всякой добродетели.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100