Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Константин Лисняк

Зачем постоянно перечитывать Евангелие?

Чтение ЕвангелияИ правда, разве мало того, что раз прочитал? Вопрос закономерный, и мы переадресовали его протоиерею Константину Лисняку, благочинному Соледарского округа.

 

Даже один раз Евангелие можно прочитать по-разному

В связи с этим вопросом мне вспомнилась беседа между православным священником и иудейским раввином на одном из каналов YouTube. По мере дискуссии спикеры коснулись темы чтения Священного Писания, и раввин сказал, что он читал Евангелие один раз в жизни — когда проходил обучение, ему разрешили старшие раввины. Все его впечатления ограничились тем, что он обратил внимание на противоречия и неточности.

Когда я это услышал, у меня в голове всплыл образ митрополита Антония Сурожского, который тоже один раз прочитал Евангелие — и это его перевернуло. Ему на тот момент исполнилось четырнадцать лет, это был период, когда он переживал подростковый кризис и переезд в Европу, был увлечён мыслью о том, как освободить Россию от коммунистической власти — находился на волне радикального патриотизма. И в это время он услышал от священника о том, что нужно любить своих врагов, благословлять проклинающих и подставлять другую щёку.

Дома он открыл Евангелие от Марка, потому что оно самое короткое, а когда дочитал — почувствовал, что Христос пребывает рядом с ним. Он Его не видел воочию, это не было галлюцинацией — просто чётко осознал Его присутствие в момент, когда закончил чтение. Конечно, это очень изменило его жизнь, и мы все знаем, что впоследствии он стал глубоко верующим человеком. Из этих примеров можно сделать вывод, что читать Евангелие можно по-разному.

 

Сохранить свой духовный каркас

Прочитать Евангелие один раз и успокоиться — это, мягко говоря, странно, потому что Священное Писание — это пища для души. Мы кормим тело три-четыре раза в день, ещё и перекусываем между делом. А как же душа? Не надо забывать: когда человек молится Богу, он в этот момент беседует с Творцом, а когда читает Писание — Творец беседует с ним. Как можно ограничиться общением с Богом всего-навсего одним разом в жизни? Для христианина это невозможно. А просто прочесть Библию и поставить галочку «читал!» — это как-то совсем мелко.

Человек меняется, взрослеет, мудреет. С ним происходят всевозможные возрастные трансформации, он приобретает жизненный опыт — и всё это влияет на восприятие текста. Перечитывая художественное произведение, он будет каждый раз открывать что-то новое. Очевидно, что «Война и мир» в четырнадцать лет — это одна книга, а в сорок — совсем другая. Так и с Евангелием, и с другими текстами Священного Писания, которые я тоже призываю читать. Послания и Деяния святых апостолов, Откровение, Ветхий Завет — этот духовный каркас нельзя терять.

Сейчас существует очень большая проблема: православные христиане практически не читают Ветхий Завет, результатом чего становится неполноценное, однобокое, плоское восприятие Священного Писания. А ведь все святые учат нас не пренебрегать им! Преподобный Серафим Саровский придавал ему большое значение и говорил, что наш ум должен плавать в словах Писания. Сам он каждую неделю прочитывал Новый Завет полностью. Понятно, что преподобный Серафим был монахом и аскетом, но что нам мешает каждый день прочитывать хотя бы несколько строчек?

 

Сколько и как читать?

Читать Евангелие можно по-разному. Большими частями и маленькими, по несколько глав в один присест или вечером перед сном по одной. Можно читать по дороге на работу, в транспорте, слушать в аудиоформате. Можно по зачалам (фрагментам, предназначенным для чтения в храме во время богослужения в тот или иной день) или по абзацам. Да хоть по несколько строчек — уже хорошо!

Можно пойти другим путём: сейчас в YouTube появилось множество каналов, на которых можно послушать небольшой отрывок из Писания. Например, «Мир православия» предлагает рубрику «Остановись, послушай!», где неспешно в течение пяти минут читают Евангелие. Это так замечательно — посреди нашей сумасшедшей жизни остановиться и переключиться, чтобы обогатить свою душу!

В деле изучения Евангелия важна регулярность. В идеале надо посвящать этому время каждый день. Почему так? — потому что даже народная мудрость гласит: «Глаза не видят — сердце не болит», «далеко от очей — далеко от сердца». Апостол Павел учит: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16). Если не получается каждый день — читайте реже, главное — выработать свой ритм.

Призывая читать Евангелие каждый день, я всегда предостерегаю наших верующих от максимализма. Излишний энтузиазм опасен в любой сфере: в работе, семье, спорте — и в духовной жизни в том числе. Не надо допускать фанатизма, это чревато травмами. Вы можете просто объесться: день проведёте за чтением Евангелия, а потом в руки его не возьмёте. В наше нелёгкое время, когда люди очень повреждены духовно, на чём-либо настаивать нет смысла. Вообще, заставить человека молиться или читать Библию нельзя: невольник — не богомольник. Мы можем только предложить ему это, объяснить, что все его проблемы, как и все проблемы человечества — от незнания Писания. Если бы его знали и изучали, это преобразило бы многие жизни.

Современному мирянину можно рекомендовать чтение Евангелия дробными дозами. Не нужно ничего форсировать, не надо насиловать себя им. Ни в коем случае нельзя наказывать чтением Евангелия — это псевдодуховный садизм, им нередко грешат младостарцы, от которых нужно бежать без оглядки. Важно полюбить Слово Божие, вот наша задача.

 

Чтобы не одичать

Когда я размышлял над темой многократного чтения Евангелия, у меня возникла такая аналогия. Воскресный день мы празднуем пятьдесят два раза в году — зачем это нужно? Разве не хватает Пасхи один раз в год? К чему нам каждую неделю эта малая Пасха, особые приветствия, заповедь посвящать Богу седьмой день недели? Для чего? Да чтобы человек не очерствел, чтобы не одичал совсем, не превратился в животное, не забыл Бога! По этой же причине и Евангелие читать нужно как можно чаще. Оно требует вдумчивого отношения к себе. Человек должен искать себя на его страницах, иначе — зачем это всё вообще? Надо читать — и узнавать себя, находить свои проблемы в том, что слышишь из уст Спасителя, когда Он говорит о том или ином моменте духовной жизни.

В спорте, чтобы достичь определённой физической формы, надо посвятить тренировкам как минимум месяц. Если долгое время не занимался, то за меньший срок никак не выйдет обрести силовую выносливость. А потерять форму можно за три дня бездействия. То же самое происходит и в духовной жизни. Наша природа нам подсказывает, как нужно жить, чтобы не терять те или иные навыки. Если человек не двигается физически, у него происходит атрофия мышц. Если он не тренирует свой главный орган — мозг, то через некоторое время в дверь постучится дедушка Альцгеймер.

Если пренебрегает чтением Священного Писания — откуда христианин будет знать, как жить? Откуда узнает, что блаженны нищие духом, что нельзя красть, что надо подражать Христу? Он начнёт постепенно сходить с ума. Выглядеть будет нормальным, но жизнь его станет безумной. Люди практически не изменились на протяжении многих тысяч лет. Да, у нас есть айфоны и невероятные технологии, но в духовном смысле мы полные профаны, а это путь в никуда.

 

Это сложно?

Да, поначалу может быть сложно, но это не страшно. Главное — читать. Мне в этой связи вспоминается притча о том, как к духовнику пришёл послушник и пожаловался, что читает Писание, но ничего не понимает. «Возьми грязный кувшин, налей в него воду, а потом вылей», — сказал старец. Юноша сделал, что было велено. Старец попросил повторить так несколько раз, а потом посмотреть в кувшин. «Что ты видишь?» — спросил он. «Вижу, что кувшин стал чище», — ответил послушник. «Вот так и ты!» Читая Евангелие, мы можем не полностью его понимать, но след от чтения остаётся: душа, разум, сердце становятся чище.

Сейчас принято ругать Кураева, но у него были хорошие мысли, с которыми я согласен. Он как-то сказал, что находит в христианстве много того, что не понимает, и это убеждает его в том, что оно истинно. Если бы всё было понятно, — это значило бы, что собрались люди, которые всё придумали, записали и логично по полочкам разложили — чтобы никаких сомнений не возникало. У нас же есть целый перечень богословских вопросов, которые не имеют ответов. И эти непонятные моменты убеждают нас в одном: нам известно о Боге ровно столько, сколько Он нам Сам открыл. Он непостижим — и, тем не менее, стал таким же, как и мы, пришёл в наш мир, и это абсолютно удивительно.

Евангелие для нас — это навигатор, инструкция к жизни. Если выстраивать жизнь по нему, это исцеляет душу, избавляет от многих проблем: тревожности, невротической обеспокоенности, страхов и фобий.

Подытоживая, я хотел бы призвать наших читателей изучать Священное Писание, потому что оно приводит в порядок и гармонию наши волю, ум и чувства. Читать его надо, чтобы у нас в голове не было каши, а была, как пишет святой Паисий Святогорец, «фабрика добрых помыслов». Если ум будет занят чтением Писания, то удастся навести порядок и в жизни. Будешь меняться сам — изменится и всё вокруг тебя. Это ли не повод обращаться к Евангелию как можно чаще?

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Кто молится за врагов, тот не будет помнить зла.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100