Официальный сайт

Протоиерей Константин Лисняк

Восьмая заповедь блаженства: за какую правду гонят христиан?

Жан-Леон Жером. Последняя молитва христианских мучеников

Жан-Леон Жером. Последняя молитва христианских мучеников

Пришло время познакомиться с восьмой заповедью блаженства и выяснить, к чему она призывает. Гонения за какую правду даруют Царствие Небесное? Неужели для спасения достаточно обычной правдивости — или, как всегда, дело намного глубже? Обратились за разъяснениями к протоиерею Константину Лисняку, благочинному Соледарского округа.

 

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное»

 

Почему гнали святых?

Мы уже говорили, что заповеди блаженства представляют собой духовную лествицу, по которой нужно подниматься последовательно, от одной ступени к другой. Перескочить через ступеньку или две невозможно, потому что это дело духовного возрастания, взросления в Духе, приближения к Богу.

Восьмая заповедь предполагает высокую степень духовного совершенства. Человек желает уподобиться Христу, а значит, он будет раздражать окружающих. Если посмотреть на жизнь угодников Божиих, начиная с Ветхого Завета, можно привести огромный перечень пророков, которые были гонимы за веру. В 11-й главе Послания к евреям апостол Павел перечисляет имена многих из них, упоминая при этом о гонениях, побоях и мучениях, которые эти праведники переносили — хотя они воскрешали мёртвых, исцеляли и творили только добро. В чём их преступления? Разве что в том, что они говорили правду, обличали грех, нечестие, безумие, неправду, возвращали людей к Богу и наставляли на путь истинный. Почему их добрые дела вызывали только гнев, ярость, зависть и мстительность? Потому что добро и праведность ненавидят те, кто одержим злом.

Сам Господь наш Иисус Христос тоже был гоним, причём с первых дней жизни — все помнят события Рождества. Гонения естественны и для Его последователей. Пророк Иоанн Предтеча правды ради был усечён мечом — за обличение греха. Апостол Павел тоже всю жизнь страдал от гонений со стороны не только считающих его врагом, но и от единоверцев, сторонников, братии и многих других. Он трепел всё — о чём нередко писал в своих посланиях.

Гнали и одного из величайших святых — Иоанна Златоуста, причём эти гонения шли тоже со стороны братии. Из его жизнеописания мы знаем, что епископы собрались и низложили его, лишили кафедры, а потом отправили в ссылку — которая, скорее всего, и привела к кончине святого. Потом, конечно, и мощи его привезли, и каялись, и признали святость, и канонизировали, но при жизни не щадили.

 

Как восьмая заповедь блаженства относится к жизни современных христиан?

Не думаю, что кто-то из нас хоть немного приблизился к той степени святости и духовного совершенства, о которой говорится в рассматриваемой нами заповеди, но, тем не менее, и мы сталкиваемся с гонениями. Это нормально, потому что Господь сказал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20). О том же пишет апостол Павел: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Обратим внимание, что он пишет «желающие жить», а не «живущие», что даёт нам немалую надежду.

Гонят ли современных христиан? Да, причём зачастую не какие-то неверные, а самые близкие родственники, друзья и сослуживцы. Пришёл человек к Богу, пытается исправить свою жизнь, начинает соблюдать посты, посещать воскресные богослужения, исповедоваться и причащаться, читать Евангелие и молиться — какую бурю эмоций это вызывает в окружающих его людях! Думаю, всем известно, как в таких ситуациях теряют друзей и знакомых — они отпадают как шелуха, прежде чем неофит обзаведётся новыми.

Перестал человек ходить в курилку и пить на корпоративах — а коллегам это не нравится, в них просыпается ненависть: они хотят, чтобы он оставался в том же болоте, что и они. Верующий человек одним своим молчаливым присутствием вызывает раздражение, негодование, недовольство, потому что невольно обличает окружающих. Из-за этого люди, даже не осознавая того, стремятся его вытеснить, избавиться от раздражителя. В утешение переживающим скажем, что гонимый правды ради подобен Христу.

Замечу, что здесь есть соблазн подумать, что мы гонимы за правду и веру, когда встречаемся с описанными выше скорбями. Но столкнуться с непониманием и неприятием можно и по причине нашей греховности, слабости, излишнего религиозного фанатизма — например, когда неофит пытается всех вокруг воцерковить, ломая через колено. Надо опасаться впасть в прелесть — мол, я страдаю за веру, все на меня ополчились! На самом же деле проблема не в вере, а в неделикатности и нарушении чужих границ. Не надо путать зелёное с мягким, истинная вера и прелесть — противоположности.

 

За какую правду гонимы современные христиане?

Восьмая заповедь — очень высокая, и исполнили её святые. Например, архиепископ Лука Крымский, который был гоним всю свою жизнь, особенно с момента принятия сана епископа, святитель Нектарий Эгинский, лишившийся кафедры и так и не обретший её снова, святитель Николай Сербский, претерпевший беды лагерной жизни. Наша Церковь богата такими духовными звёздами. А нам надо понимать, что христианам никто не обещал, что они будут идти спокойным, безопасным, комфортным путём.

Во все времена правда — это Христос, Господь и Бог наш. Если мы с Ним, с Солнцем Правды — не важно, какой век на дворе и как к нам относятся. Главное — не отступать от Него, хранить чистоту православной веры. Я не случайно упомянул об этом, ведь сколько было ересей и расколов, с которыми боролись подвижники и вероучители! Вспомним, как страдал святой Иоанн Дамаскин, который прошёл через клевету, богословские баталии, осуждение и даже отсечение руки.

Восьмая заповедь блаженства — это заповедь и о том, что блаженны исповедники — святые, которые прошли через гонения за Христа и веру, но не приняли мученической смерти. Но в глобальном смысле это заповедь о смирении. Мне вспоминаются слова преподобного Анатолия Оптинского: «Видно, что стараешься и желаешь спастись, — только не умеешь, не понимаешь духовной жизни. Тут весь секрет в том, чтобы терпеть, что Бог посылает. И не увидишь, как в рай войдёшь».

Наша задача — терпение. Терпение и следование за Христом. Мне очень близки слова Клайва Льюиса: «Что касается Церкви, то она существует только для того, чтобы привлекать людей к Христу, формировать из них маленьких Христов. Если она этого не делает, все кафедральные соборы, всё священство, все миссионерские организации, проповеди, даже сама Библия сведутся лишь к пустой трате времени. Бог стал человеком именно ради этой цели. И знаете что? Может быть, только ради этого и была создана Вселенная».

Восьмая заповедь блаженства — это призыв отличать главные вещи в духовной жизни от второстепенных. Она учит не вменять добродетели себе в заслугу, считать себя недостойным пострадать правды ради, но помнить, что нам надо пройти евангельским путём. Это очень тяжело, практически невозможно — без Бога. С Ним же нам по плечу всё.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Основанием всякого доброго дела должна быть вера: без веры угодить Богу невозможно.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100