Официальный сайт

Священник Виктор Шинкарёв

Явление Бога

Икона письма архимандрита Зинона (Теодора)

Икона письма архимандрита Зинона (Теодора)

Что такое праздник Богоявления? О чём Церковь говорит всем нам в сегодняшний день? Какова роль воды в событиях, которые мы вспоминаем и переживаем? Размышляет клирик Богоявленского кафедрального собора священник Виктор Шинкарёв.

На протяжении многих веков евреи жили в ожидании своего Мессии («Помазанника Божия») — Спасителя, Который принесёт им свободу. Все их чаяния были направлены к одному решающему событию, к одному великому Дню Господню, когда придёт, и воцарится, и восторжествует Великий Царь.

Мессия родился. Но знали об этом несколько человек, которые после чудовищного избиения младенцев, скорее всего, и вовсе забыли о Младенце, ради Которого приходили волхвы. Пастухи, которым явились ангелы, воспевая Христово Рождество, также не смогли бы повсеместно распространять радостную весть. И народ ждал…

И вот, как мы знаем из Евангелия, Иисус приходит, чтобы принять крещение от Иоанна Предтечи, на Иордан. Иоанн знает, Кто перед ним стоит, он даже не решается крестить Его, но слышит повеление Агнца и крестит. Иоанн открыто исповедует Христа, но немногие поверили, только два ученика начинают свой апостольский путь. Мы знаем знаменитую картину Александра Иванова «Явление Христа народу». Сколько недоумения, сомнения на лицах людей! За много веков из народной памяти стёрлось представление о рабстве и свободе… Эти люди ждали Мессию в доспехах и на коне, с мечом, чтобы освободить Израиль от власти Рима, а Кого они увидели? На Кого указал перст Иоаннов? На смиренного Агнца, Который пришёл даровать свободу от рабства греху, свободу от зла, свободу быть с Богом и в Боге.

Непонятно было этому народу, почему Он пришёл креститься от Иоанна. Если Он — Сын Божий, какой грех Он мог иметь? Сам праздник сегодняшний даёт нам ответ — Христос самоотождествился с нами, с каждым человеком, с каждым грешником. Безгрешный принимает на Себя наши грехи. Отождествляя Себя с грешниками, Он может нас, грешных, отождествить со Своею праведностью и безгрешностью.

Особый акцент можно сделать на освящении вод. Ведь Христос не Сам освятился в Крещении, как это было с иудейским народом или с нами происходит, но освятил Собой и Иордан, и «всё естество водное». Вода у нас ассоциируется с жизнью, да и сам человек на 80% из воды состоит, и всё, что имеет жизнь, без воды не существует. Соответственно, через освящение всего водного естества освящается всё живое.

После этого освящения всего естества, всей природы — что опять же показательно, ведь до этого никто не думал, что материя неравнодушна к силам духовным, и что они могут воздействовать на неё, тем более, что она может быть проводником благодати Божией — Христос начинает Своё общественное служение. Неслучайно именно в 30 лет. Ведь иудеи никого бы не стали слушать ранее тридцати. Был закон, согласно которому проповедовать в синагогах и называться «равви» — «учитель» — можно было только после тридцати.

В Древней Церкви праздника Крещения Господня, как и Рождества, не было. Был один праздник, совмещённый — Богоявление. Только к III веку на Западе и к IV — на Востоке праздники стали разделять, но если присмотреться, то мы заметим, что просто праздновать стали дольше, но даже сам ход богослужений идентичен.

Называется этот праздник Богоявление именно потому, что в тот момент, который мы вспоминаем ныне, человечеству явился Бог. И не так, как это было в древние, ветхозаветные времена, когда Моисей видел Его сзади, когда люди слышали громы и молнии зрели. Бог явился в Трёх Лицах — Отца, Сына и Святого Духа. И все Три Лица Святой Троицы — которые есть не три Бога, но Единый Бог — Себя проявили для того, чтобы людям было явлено новое откровение о Боге: о том, что Бог Един в Трёх лицах, что Бога Отца невозможно увидеть, но голос Его можно услышать, что Бог Сын — Воплощенное Слово Божие, Которое являет нам божественный лик человека и человеческий лик Бога, что Святой Дух, Который присутствовал и участвовал в сотворении мира, присутствует и участвует в жизни каждого человека и благословляет его на начало всякого дела.

Как говорит святитель Григорий Богослов, Они Три, но не три Бога — Три Лица, но Единый Бог. В нашем сознании и в нашей молитве Отец, Сын и Святой Дух никогда не разъединяются, но пребывают неслитно, неразлучно и нераздельно.

Мы знаем, что каждое из Лиц Святой Троицы действует в нашем мире особым образом, но Они действуют всегда в единстве. Мы верим, что Бог Отец сотворил этот мир. При этом знаем, что когда Бог Отец создал землю, то и Бог Сын в этом таинственно участвовал, и Бог Святой Дух носился над водой, оживотворяя мир Своим присутствием.

Эти тайны открыты нам в Священном Предании Церкви. Священномученик Ириней Лионский говорил, что при сотворении мира Сын и Святой Дух были как бы двумя руками Бога Отца. Очень многое, что совершилось в мире, Бог Отец совершил через Своего Божественного Сына.

Всё домостроительство спасения рода человеческого, участниками и причастниками которого мы стали, было совершено Отцом через посредство Его Божественного Сына, Который пришёл в этот мир и воплотился, дав образ человека и Бога в одном лице. Этому образу мы призваны подражать и за ним следовать.

Очень многое в жизни Церкви совершается Богом Отцом через Святого Духа. Когда немощный мирянин становится диаконом, а диакон — священником, когда священник становится епископом — это происходит действием Святого Духа. Когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой, это происходит по нашей молитве к Богу Отцу, но действием Святого Духа, Который таинственным образом изменяет естество хлеба и вина, и делает его Телом и Кровью Господней. Все эти великие тайны, которые превосходят человеческое разумение, открываются нам в опыте молитвенной, духовной и литургической жизни.

Наконец, Дух Святой освящает естество водное, и, принеся в храм обычную воду, домой мы уже унесём святыню — αγιασμα, через которую освятим наши дома, телеса, и при необходимости получим просимые исцеления. Схоластика называет освящение воды образом, но существенно это таинство. Потому что, как и во всяком таинстве, мы будем обращать молитву к Богу Отцу, вспоминать Господа Иисуса Христа, благодаря Которому это стало возможным, и вновь Святой Дух будет сходить на воду для того, чтобы преобразить её обычное физическое естество и сделать воду великой святыней, которой будем и сами освящаться, и освящать наши жилища.

Таково главное содержание, которое Церковь вкладывает в праздник Богоявления. Нужно с опасением помнить, что во всех церковных праздниках есть и главное, и второстепенное: так, Рождество не должно стать праздником ёлки, Сретение — свечей, Пасха — яиц и кулича, Троица — веток, а Крещение — воды. Очень часто в обыденном сознании современного человека значение праздника исчезает, потому что внимание сосредотачивается или на том, чтобы непременно найти прорубь, да похолоднее, и в неё окунуться, либо запастись водой как можно больше, чтобы на год хватило. Всё это само по себе очень даже неплохо, но… Святая вода, — хоть и великая святыня, но не может заменить собой Тело и Кровь Христовы, разговор о Которых сегодня особенно актуален, ведь и они несут человеку откровение Бога, то есть бывают Богоявлением в нашей душе, в нашем естестве.

А окунание в прорубь прощения грехов не несёт, так как это не крещение. У нас есть шанс второй бани пакибытия, второго крещения, но не в проруби, а под священнической епитрахилью. Тогда и призыв Крестителя Господня: «Покайтесь!» — звучит громче. Только ещё после этого остаётся много работы по перемене системы ценностей и стяжанию любви. В жизни всё непросто… Гораздо труднее, чем найти прорубь и нырнуть в неё!

Самое главное, что нужно запомнить: нынешнее торжество — это праздник явления Бога на земле, праздник Трёх Лиц Святой Троицы. Это праздник откровения, которое однажды получила Церковь, и с тех пор проповедует по лицу всея земли, которое апостолы принесли в разные страны, которое святые отцы сформулировали в своих творениях, а мы бережно храним и исповедуем.

С этими мыслями и чувствами будем переживать этот праздник и надеяться, что сами узрим конечное Богоявление и откровение Божие в жизни вечной.

Цитата дня

«

Горе человеку, который полагается на собственную силу, или свой подвиг, или на свои природные дарования, или на свою волю, а не возлагает всей надежды на Бога.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100