Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Вячеслав Поневин, Мария Цырлина

Взятие Креста

Путь на Голгофу уже начался. Понтий Пилат умыл руки и сказал своё «Ecce Homo». Всего несколько сотен метров прошёл Спаситель от места, где был вынесен приговор, неся тяжёлый Крест. Дальше идти Он не мог. Человеческие силы Его закончились раньше, чем Его скорбный путь.

На месте падения Христа под Крестом в 1856 году армянская церковь, приобретя эту землю, построила капеллу. Во время Великой Отечественной войны она была перестроена на пожертвования польских католиков. Скульптуры внутри и снаружи неё — известного художника Тадеуша Зелинского. Внутри над входом — католическое изображение мучеников, несущих вслед за Христом свой крест.

 

Встреча с Матерью

Проследуем по сохранившимся плитам древней мостовой к следующему месту, отмеченному преданием Церкви. Этими же камнями ступали ноги Христа.

Виа Долороза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь Спаситель, несущий Крест, встретился со Своей Матерью. Армянская католическая церковь на этом месте была построена в 1881 году. В IV веке здесь стоял православный византийский храм святой Софии, построенный императрицей Еленой.

Виа Долороза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Над центральным входом — надпись по-латыни: «Tuam ipsius animam pertransivit gladius» — «И Тебе Самой оружие пройдет душу», слова праведного Симеона Богоприимца, сказанные им Пресвятой Богородице в день Сретения и предсказавшие Её скорбь во время страданий Господа.

Виа Долороза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутри вниз ведёт лестница к «капелле молчания» — сегодня место, где произошла Встреча, практически под землёй. Над входом туда латинская надпись «silentium», призывающая к молчанию всех входящих.

Виа Долороза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемое место, где стояла Богородица в момент встречи с Сыном, древние христиане любовно обвели мозаикой.

Виа Долороза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пройдя около двадцати метров от этого места, Спаситель снова упал под тяжестью Креста. Нести его дальше Он не мог.

 

Виа Долороза

На этом месте Симон принял Крест у Спасителя

Симон Киринейский

«И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» (Мк. 15:21).

Он просто возвращался со своего поля. Думал о предстоящей Пасхе или о своих сыновьях. Старался избегать мыслей об очередной беззаконной казни, которую готовились совершить римские воины под стенами города. В мире происходит много несчастий и беззаконий, но что с того? Неужто перестать радоваться солнцу и пению цикад в поле, улыбкам и смеху твоих детей? Ты отживёшь свой век и умрёшь, а войны, казни, порабощение одного народа другим продолжатся…

Внезапно он встретился лицом к лицу со Страдальцем. В Его глазах он увидел нечто такое, что заставило его остановиться. Своим поведением Симон обратил на себя внимание не только народа, следовавшего за Ведомым на казнь, но и римских солдат. Из всей многотысячной толпы, сопровождавшей процессию, именно его заставили нести Крест Страдальца.

Можно представить, как это происходило под улюлюканье черни и удары бичей стражников. Крест был тяжёл, а дорога крута и неровна. Приближался полдень, и весеннее иерусалимское солнце уже изрядно припекало. Ещё несколько минут назад он был радостным человеком, полным сил и надежд. А сейчас Симон Киринеянин шествует плечом к плечу с Осуждённым на казнь. Неизвестно, как дальше поступят римские воины — зарубят мечом или забавы ради тоже пригвоздят ко кресту? Быть может, их отвлечёт казнь осуждённых и они забудут о нём? Дадут ему вновь уйти к своим сыновьям и пению цикад в поле…

Никто из этой толпы не протянет руку, чтобы поддержать или подать воды, никто не выкрикнет ни слова ободрения, не подаст свой голос о том, что совершается беззаконие… Может быть, в ней прячется горстка сочувствующих, но каждый из них не хочет тоже оказаться на кресте…

Теперь нечто необычное было и в глазах Симона. В них были и страх за свою жизнь, и безграничная жалость к Страдальцу, и вопль о совершающейся несправедливости, и одиночество среди бесчисленной толпы, и надежда — только на Одного Бога…

 

Виа Долороза

Скульптура Христа и Симона Киринейского внутри часовни Взятия Креста

Перед лицом скорби

Страдать обречены все. Даже если нам удастся прожить безбедную и благополучную жизнь, где гарантия, что скорби не постигнут наших близких, тех, кто нам дорог? Самое тяжкое из страданий — видеть, как страдает Сын, — пришлось пережить Матери Божией. Она тоже скрывалась в этой толпе. Слава Богу, если наши дети будут живы и переживут нас. Но рано или поздно смерть — тоже тяжкое страдание — настигнет нас самих.

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24) — говорил Божественный Страдалец, готовясь взойти на высокую гору Фавор, откуда начнётся Его путь к Голгофе. Страдания — участь всех. Но христианин должен нести свой крест рядом со Христом. Кротко и без ропота переносить те несчастья, которые выпадают на нашу участь.

Всё ли случающееся в нашей жизни — наш «крест»? Откуда приходят скорби? Наказание ли это от Бога за наши грехи? Можно ли бороться с ними и просить об избавлении? Уход от скорбей, когда есть возможность уйти — богоугодное дело или бегство с поля битвы? Правильно ли благодарить Бога за свои муки, говорить «слава Богу за всё»? Как относиться к страданиям других — спасать, помогать или не вмешиваться, чтобы ненароком не воспротивиться Богу? Почему Бог не защитит, и может ли Он сделать так, чтобы в нашей жизни не было никаких скорбей? Отвернулся ли Он, если с тобой случилась беда? Хочет ли Он, чтобы ты страдал? Ещё из книги Иова мы знаем, что первое — неправда. Подсознательно догадываемся, что второе — кощунство. Но где же золотая середина и истина?

 

Протоиерей Вячеслав Поневин, настоятель Николаевского храма г. Енакиево:

 

Виа ДолорозаБог не хочет наших страданий

Большинство страданий в нашей жизни происходят не потому что Бог на нас что-то возложил, а потому что мы неправильно себя ведём. Существуют десять заповедей. Но мы не придерживаемся их, а потом с нами случаются неприятности. Не потому что Бог наказывает, а потому что, нарушая духовные законы, мы потом от этого страдаем. Грех ещё называют страстью, потому что он приносит в нашу жизнь страдания.

Господь призывает нас к праведности. Многие люди воспринимают заповеди как лишения, издевательство над собой. Но на самом деле человек, который живёт праведно, стремится стяжать любовь, найти в себе Царствие Божие, обретает в жизни счастье. Потому Господь призывает к праведности — Он хочет нас видеть радостными и счастливыми.

Когда Господь в Евангелии говорит о несении креста — «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), Он после этого продолжает: «ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». Эти слова следует понимать вместе. Христос говорит: если ты будешь стремиться приобрести этот мир, покорить мир, стать успешным в нём, ты погубишь свою душу — если это будет твоим самым главным стремлением. Но если ты во главу угла поставишь стремление к Богу, то тогда ты свою душу спасёшь.

Есть Крест Христов. Господь пострадал ради нас, для того, чтобы искупить человеческий грех. Он не заставил нас страдать, но пострадал за нас. Он понёс наш крест и умер за наши грехи. Господь не хочет, чтобы мы страдали, но часто наша деструктивная жизнь приносит нам страдания. Не потому, что Бог возложил на нас какой-то крест, а просто потому, что мы не умеем друг друга любить, прощать, у нас нет нормальных взаимоотношений.

 

Виа ДолорозаСтрадание как выздоровление

С другой стороны, если человек хочет меняться, хочет выздоравливать от греха, этот процесс всегда болезненный. Заглянув внутрь себя, можно найти очень много негативного, даже мерзкого, и от этого бывает больно. Но, пережив эту боль, человек освобождается.

Господь, умирая на Кресте, предлагает нам дар вечной жизни, дар вечной радости. Но для того чтобы воспринять этот дар, нам нужно измениться. Это и есть «несение своего креста».

Я не хочу говорить о жизни христианина как о жизни в каких-то испытаниях, страданиях, некоем мучительном несении креста… Мы часто говорим, что мы должны терпеть какие-то искушения, лишения, страдания. Не должны мы этого делать! Господь хочет, чтобы мы были радостными и счастливыми. Но мы не можем этого сделать в силу своего заболевания грехом.

Для того чтобы выздороветь, нам придётся выйти из своей зоны комфорта, заглянуть внутрь себя и почувствовать какую-то боль… Но это процесс выздоровления. Эту цену мы платим за то, чтобы в будущем быть счастливыми.

 

Путь к радости

Духовная жизнь должна приносить радость. Апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). То есть Господь хочет, чтобы мы были счастливыми.

В жизни человека всегда есть выбор. Мы выбираем то, что нам больше подходит. Когда человек говорит: «Вот, я таким родился, и такой у меня „крест“», я не считаю, что это правильно. Такие люди отрицают возможность личного выбора. По их мнению, человек несвободен. Но Господь сотворил человека свободным, и каждый вправе сам выбирать свой жизненный путь.

Конечно, в нашей жизни есть много обстоятельств, в которых мы не виноваты: мы не выбираем родителей, место и время, в которых нам родиться, и условия, в которых мы будем расти. Но когда человек становится взрослым, он может в значительной мере свою жизнь менять, и тут выбор за самим человеком.

Кто-то привык жить в комфортных условиях — у него есть простая, но стабильная работа, небольшая квартирка, привычная ему среда. Но для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, нужно выйти из этой зоны комфорта, а это всегда стресс. Человек не хочет подвергать свою жизнь стрессу добровольно. И он говорит, что несёт свой тяжкий крест…

Но опыт показывает, что только те люди, которые готовы идти на этот «стресс», выходить из зоны комфорта, улучшают качество своей жизни. Они осваивают что-то новое, развиваются и чего-то достигают. Для этого нужно превозмогать себя. Другим же просто нравится жить в привычной комфортной среде. Нельзя сказать, что это плохо. Каждый человек сам выбирает, как ему лучше.

Но если ты выбрал для себя такую жизнь, то живи так и не смотри, что кто-то живёт лучше тебя. А если хочешь поменять свою жизнь — то постарайся сделать это. Ведь многие говорят, что это невозможно, при этом ни разу не попробовав. Я убеждён, что человек может изменить свою жизнь, что у него всегда есть выбор и нет каких-то предопределённых «крестов».

 

Слава Богу за скорбь?

Я давно перестал узнавать Бога в чём-то негативном и убеждён, что Бог нам открывает Себя лишь в добром и хорошем. Я не могу сказать слова: «Слава Богу за всё». В мире творится очень много зла, несправедливости, издевательства над людьми, над детьми, и за это я не могу благодарить Бога. Я верю в то, что Бог к этому непричастен, что это происходит по злой человеческой воле.

Человек сотворён свободным, и Господь эту свободу не нарушает. Проблему зла тяжело постичь умом. Я до конца этого понять не могу — как Бог допускает страдания маленьких детей, страдания невинных. Я знаю, что Он приходит в мир и Сам умирает на Кресте. Для чего? Для того чтобы изменить человеческое естество, искажённое после грехопадения. Он в Себе изменяет это естество и предлагает тем, кто захочет последовать за Ним, тоже измениться.

Почему Господь не меняет человека просто Своей всемогущей волей? Таким образом была бы нарушена его свобода. Господь идёт на Крест ради того, чтобы дать нам выбор. Вот пример высочайшей любви. Он любит нас настолько, что в деле нашего спасения даёт нам выбрать — хотим мы или не хотим. Существование рая и ада — тоже проявление Божественной любви. Это говорит о том, что мы имеем право выбора.

Цель Христа была не в том, чтобы сейчас убрать из мира зло, болезни, а в том, чтобы людям, которые поверили в Него как в Мессию, дать возможность наслаждаться вечными благами. Опять же, у некоторых святых отцов есть мнение, что спасутся все люди. Правда это или нет, мы не знаем.

На вопрос, почему Господь не устраняет зло из этого мира, я нахожу ответ в том, что Он не хочет нарушать нашу свободу. Меня это полностью не удовлетворяет, но в какой-то мере это всё же ответ.

 

Виа Долороза

Фреска внутри часовни на месте первого падения Христа

«Кресты» других

Греховно ли реанимировать тех, кто находится на грани жизни и смерти? Можно ли делать аборт, если точно уверен, что ребёнок будет обречён на тяжкую болезнь, уродство, страдание?

Здесь каждый человек должен принимать решение сам. И никто не должен это решение осуждать, судить о том, правильно оно или неправильно. Я, возможно, не хотел бы, чтобы меня реанимировали или держали на аппарате искусственного жизнеобеспечения. Мой дед, когда у него случился инсульт, тоже этого не захотел. Он сказал: «Мне не нужно никаких врачей». Ему уже было за 80. Его парализовало, он неделю полежал и умер. Мы должны дать человеку это право.

Очень часто мы лишаем его этого права. Часто старые люди говорят: «Не надо меня лечить, дайте мне спокойно умереть», — а мы не разрешаем этого сделать, начинаем его тащить к врачам, под капельницы, делать операции. Но когда человек не полагается на Промысл Божий о нём, а говорит об эвтаназии, насильственном уходе из жизни, это обусловлено отчаянием, а отчаяние — это грех. Это неправильно.

Я не берусь судить об этом. Я считаю, что Православная Церковь — это не организация, которая должна всем рассказывать, как им жить. Мы, христиане, должны исполнять то, что написано в Евангелии, а мы очень от этого далеки. Нам нужно внутри себя стяжать дух мирен, искать в себе Царствие Божие.

Если посмотреть на святых отцов, из них мы знаем много пустынников, отшельников. Они не бежали спасать весь мир. Они спасали себя. С одной стороны, можно подумать, что это эгоизм. Но, на самом деле, нельзя спасти человека против его воли. Рядом со Христом были распяты два разбойника. Один из них покаялся и первым вошёл в Царствие Божие, но второй не захотел этой участи. И Христос его не агитировал, не уговаривал и не пытался его спасти.

Когда человек пытается кого-то спасать, он воображает себя Христом. У нас Один Спаситель, других не было и никогда не будет. Наш долг — вести христианский образ жизни. С теми людьми, которые, видя наш подвиг, вдохновляются им и хотят быть похожими на нас, мы можем поделиться своим опытом. А ходить и рассказывать людям, как им жить, какие нужно правильные решения принимать, приходить туда, где нас не хотят видеть и слышать, при том, что мы сами не так уж близки к Богу, хоть и называемся христианами, мы не имеем права. Почему-то мы наделяем себя правом указывать людям, как им жить…

Приведу пример преподобного Серафима Саровского, который жил в уединении. Тем, кто приходил к нему за советами, он их давал. Но при этом он никуда не шёл и никому ничего не доказывал. Именно ему принадлежат слова: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи». Многие святые так делали. Они добровольно уходили из этого мира, полного зла. Они хотели приблизиться к Богу, а не бежали менять этот мир.

 

Путь в Царствие БожиеПриблизить Царство Божие

Человек должен стать источником Царствия Божия. Когда он в себе находит Царствие Божие, то изливает его на других. Это источник, засыпанный камнями. Когда человек разберёт в себе эту груду камней, Царствие Божие забьёт источником в его душе, и люди, которые соприкасаются с ним, тоже будут питаться от этого источника.

Почему Иоанна Предтечу называют «глас вопиющего в пустыне»? От него остался только человеческий голос, человеческий облик. Но всё, что он говорил, были слова Божии. Он настолько доверился Богу, смог приблизиться к Нему, что стал пророком. «Приблизилось Царство Божие» — его проповедь. И мы тоже должны стать такими людьми. Не нужно никого учить, никого осуждать, никого заставлять жить праведно. Мы должны применять это лишь к себе. А те, кто захочет быть похожими на нас, тоже вправе это сделать.

Когда Христос воскрешал людей, исцелял от болезней — это была не сама цель Его пришествия. Это было свидетельство о том, что Он действительно Мессия. Он делал то, чего никто до Него никогда не делал. Ему было жаль этих людей, которые встречались на Его пути, Он желал, чтобы они исцелились, воскресли, и это происходило. И это было свидетельством Его истинности.

Когда Иоанн Предтеча посылает ко Христу своих учеников спросить, действительно ли Он Мессия, Господь отвечает: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:4-6).

Христос говорит о том, что происходит рядом с Ним. У Бога слово и дело — это одно и то же. Поэтому Он говорит: «Что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» (Мф. 9:5). Он говорит — и это происходит. Это доказательство того, что Он — Сын Божий, что Он — Бог. Но цель Его пришествия не была в том, чтобы избавить мир от болезней и страданий вот сейчас, на данный момент. Она была в том, чтобы дать человеку выбор: идти в Царствие Божие или отказаться от него.

Очень часто страдания и болезни ожесточают нас, делают грубыми, жестокими. Часто люди обижаются на Бога. Когда у кого-то в семье умирает ребёнок, ему тяжело рассуждать о Промысле Божием. Я не думаю, что через страдания Господь нас приводит к вере. Они просто есть. Но я верю в то, что Бог познаётся в добре и радости. А страдания, лишения, то беззаконие, которое происходит в мире,— это следствия наших грехов и вообще греховности человечества. Митрополит Сурожский Антоний говорил такие слова: «Господь дал нам мир, чтобы мы сделали из него царство любви, а мы превратили его в то место, где страшно жить, где совершаются жуткие беззакония». Но на самом деле мы должны были сделать эту землю царством любви.

 

Симон Киринейский, согласно преданию, не хотел уходить с места совершаемой казни — по пути, неся Крест, он уверовал во Христа. Римские воины прогоняют его.

Впоследствии он стал христианином. Из-за гонений от иудеев он вынужден был переселиться в Рим. Один из его сыновей — Руф — стал апостолом из числа семидесяти. О нём упоминает святой апостол Павел в своём послании к римлянам как об «избранном от Господа» (Рим. 16:13). Второй сын — Александр — стал священномучеником. Он пострадал в Карфагене. Сам Симон Киринейский тоже был причислен Церковью к лику святых.

Любой из нас в следующий момент жизни может встретиться лицом к лицу с совершающимся беззаконием. Поможем ли мы кому-то нести крест или постараемся бежать подальше из этой трагической гущи событий, к тишине полей и пению птиц? Об этом заставляет задуматься история Симона Киринейского.

Цитата дня

«

Никто никогда не совершит добра посредством зла, потому что через это сам побеждается злом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100