Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Николай Марковский

Верят ли христиане в привидений?

Верят ли христиане в привидений?Как относиться к рассказам о призраках — верить или нет? Что делать, если действительно столкнулся с чем-то похожим? Как Церковь объясняет подобные явления? О таинственном и непознанном — настоятель Покровского храма в Зайцево протоиерей Николай Марковский.

 

Духовная реальность или просто природное явление?

Говоря о призраках, люди подразумевают существ духовного мира, но часто это просто необычные природные явления. Многим хочется верить, что так их посещают умершие родственники, друзья, с которыми они разлучены.

Зачастую явления, которые принимают за призраков, имеют научное объяснение. Ветер, раскачивающий предметы, необычно упавшие тени, свечение атмосферы во время грозы… Человеку кажется, что он видит что-то потустороннее, необычное.

Иногда, очень редко, невидимый духовный мир всё же может открыться человеку. Мы знаем о той реальности очень мало. Мы судим о ней по редким высказываниям в Евангелии и совсем не частым откровениям святых отцов. Каковы законы духовного мира? Как он живёт, может ли соприкасаться с нашим миром? Мы практически ничего не знаем.

Евангелие говорит о том, что души умерших не могут прийти на землю иначе, как в воскрешённом теле. Человеку суждено однажды умереть и ожидать суда. Пересечения живых и умерших быть не должно. Оно бывает, но в редких, исключительных случаях.

В небезызвестной притче Христа богач просит праведного Авраама послать Лазаря к его родственникам, чтобы тот предупредил, что их ожидает. Ответ Авраама даже не предполагает возможности явления Лазаря в виде призрака: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16:31).

 

Верят ли христиане в привидений?

Эддвард Генри Корбулд. Саул у аэндорской волшебницы

Подтверждает ли Библия существование привидений?

 

Ветхий Завет о вызывании духов умерших

Одно из самых труднообъяснимых мест Ветхого Завета — рассказ о том, как аэндорская волшебница по просьбе царя Саула вызывает дух умершего пророка Самуила — и у неё это выходит (1 книга Царств 28:3-25). Однако дух ли пророка с ним говорит? Саул желает посоветоваться с ним о предстоящей битве, а вместо этого получает проклятие и обещание скорой гибели.

И увидел Саул стан Филистимский и испугался, и крепко дрогнуло сердце его. И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков.

Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница. И снял с себя Саул одежды свои и надел другие, и пошел сам и два человека с ним, и пришли они к женщине ночью. И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе.

Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул.

И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у нее [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился.

И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать.

И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду. Так как ты не послушал гласа Господня и не выполнил ярости гнева Его на Амалика, то Господь и делает это над тобою ныне. И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои [будете] со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян.

Тогда Саул вдруг пал всем телом своим на землю, ибо сильно испугался слов Самуила; притом и силы не стало в нем, ибо он не ел хлеба весь тот день и всю ночь (1 Цар. 28:5-20).

Святитель Григорий Нисский приводит по поводу этого отрывка интересное предположение:

«Ужели с демонами и душа Самуилова? Да не будет этого! Напротив того, демон, всегда послушный волшебнице, и других духов взял с собою для обольщения самой женщины и обольщаемого через нее Саула и сделал, что бесы чревовещательницей признаны за богов, а сам он преобразился в вид вызываемого, притворно говорил его голосом, и, как бы в вид пророчества, изрек и ожидаемый приговор, чему следовало исполниться. Но демон и нехотя обличил себя, сказав истину: „Заутра ты“ и Ионафан со мною (1 Цар. 28:19). Ибо если бы говоривший действительно был Самуил, то как согласился бы, чтобы с ним вместе был виновный во всяком пороке?»

Блаженный Феодорит Кирский выдвигает другое мнение: «Бог облек бесплотную душу Самуила подобием тела, дабы еще раз выразить отступнику свою непременную волю о нем и его доме». Во всяком случае, такой пример явления умершего живым — единственный в Ветхом Завете.

 

Притча о богаче и Лазаре

Вопрос явления мёртвых живым поднимается в притче о богаче и Лазаре, рассказанной Спасителем в Новом Завете. Попавший в ад богач просит праведного Авраама послать на землю умершего Лазаря, чтобы предупредить о реальности адских мучений родственников богача:

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16:27-31).

Как мы видим, праведный Авраам в этой притче (а значит, и Христос) видит возможность такого возвращения души только вместе с воскресшим телом. Ни о каком явлении души без тела речь здесь не идёт. О неком временном облечении телом говорит и блаженный Феодорит Кирский в своём пояснении к фрагменту с вызванным духом Самуила.

 

Хождение по водеАпостолы верили в привидений

Дважды ученики Христа принимают Его за призрака: в первый раз — когда Он пришёл к ним по воде, во второй — когда вошёл к ним через закрытые двери после Воскресения. В обоих случаях Спаситель отвечает апостолам: Это Я, не бойтесь. Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14:26-31).

Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними (Лк. 24:37-43).

В Своём ответе Христос никак не подтверждает предположение апостолов, что души умерших действительно могут ходить по земле и являться людям. Напротив, Он упрекает их в чрезмерной боязливости и маловерии.

 

Библия о призраках как самовнушении

А вот интересный фрагмент из книги Премудрости Соломона. Её 17 глава говорит о том, что люди сами себе выдумывают страхи и боятся из-за бурной фантазии. Но более глубокая причина этой склонности к страхам — в отступлении от Бога. Внимательно читаем:

Ибо беззаконные, которые задумали угнетать святой народ, узники тьмы и пленники долгой ночи, затворившись в домах, скрывались от вечного Промысла. Думая укрыться в тайных грехах, они, под темным покровом забвения, рассеялись, сильно устрашаемые и смущаемые призраками, ибо и самое потаенное место, заключавшее их, не спасало их от страха, но страшные звуки вокруг них приводили их в смущение, и являлись свирепые чудовища со страшными лицами. И никакая сила огня не могла озарить, ни яркий блеск звезд не в состоянии был осветить этой мрачной ночи. Являлись им только сами собою горящие костры, полные ужаса, и они, страшась невидимого — призрака, представляли себе видимое еще худшим.

Пали обольщения волшебного искусства, и хвастовство мудростью подверглось посмеянию, ибо обещавшиеся отогнать от страдавшей души ужасы и страхи, сами страдали позорною боязливостью. И хотя никакие устрашения не тревожили их, но, преследуемые брожениями ядовитых зверей и свистами пресмыкающихся, они исчезали от страха, боясь взглянуть даже на воздух, от которого никуда нельзя убежать, ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы.

Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка. Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение. И они в эту истинно невыносимую и из глубин нестерпимого ада исшедшую ночь, располагаясь заснуть обыкновенным сном, то были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх.

Итак, где кто тогда был застигнут, делался пленником и заключаем был в эту темницу без оков. Был ли то земледелец или пастух, или занимающийся работами в пустыне, всякий, быв застигнут, подвергался этой неизбежной судьбе, ибо все были связаны одними неразрешимыми узами тьмы. Свищущий ли ветер, или среди густых ветвей сладкозвучный голос птиц, или сила быстро текущей воды, или сильный треск низвергающихся камней, или незримое бегание скачущих животных, или голос ревущих свирепейших зверей, или отдающееся из горных углублений эхо, все это, ужасая их, повергало в расслабление. Ибо весь мир был освещаем ясным светом и занимался беспрепятственно делами; а над ними одними была распростерта тяжелая ночь, образ тьмы, имевшей некогда объять их; но сами для себя они были тягостнее тьмы.

 

Праведный Иов

Уильям Блейк. Иов многострадальный

Иов и трепещущие духи умерших

Есть в Ветхом Завете и пара тёмных мест, где говорится о привидениях. Например, в книге Иова. Рефаимы трепещут под водами, и живущие в них. Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону (Иов. 26:5-6). Рефаимы в поэмах соседнего с Израилем народа угаритян — духи умерших, которых вызывали языческие жрецы. В Библии это один из множества народов Палестины, отличавшийся необычно высоким ростом. Они всё время с кем-нибудь враждовали и впоследствии были истреблены. Библия говорит о том, что они попали в ад. Одного из последних потомков рефаимов убивает царь Давид: это небезызвестный силач Голиаф, сражавшийся на стороне врагов израильтян — филистимлян.

Книга Иова — поэзия, как и псалмы, а в этих двух строках использован приём параллелизма. Это означает, что вторая строка должна как-то пояснить первую. Так и есть: рефаимы согласно угаритской мифологии живут как раз именно в преисподней (шеоле). Оттуда их и вызывают. В книге же Иова они трепещут перед Богом и боятся Его — наравне с левиафаном и прочими полумифическими существами, перекочевавшими в эту книгу тоже из угаритских поэм.

О призраках есть упоминание и в псалмах. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то, — говорит псалом 38:7. Эту строку можно воспринять как художественный приём. В поэзии всё имеет место быть — и призраки, и единороги.

 

Ночное привидение у Исаии

Интересный фрагмент о «ночном привидении» есть в книге пророка Исаии. Здесь идёт речь о будущем разрушении городов в земле Едома (там проживали народы, враждовавшие с израильтянами):

И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой. Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому. Отыщите в книге Господней и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится (Ис. 34:13-16).

Книга Исаии известна сложным поэтическим языком. Многие слова в ней, такие, как летучий змей или интересующее нас ночное привидение — hapax legomenon, то есть те, которые встречаются во всём Ветхом Завете лишь однажды. Это означает, что у толкователей немного шансов их перевести: подобные выражения просто не с чем сопоставить. Приходится руководствоваться древними переводами или додумывать смысл исходя из контекста.

Второе, на что хочется обратить внимание в этом фрагменте — он не собственный текст пророка, а цитата из некоего более древнего произведения, «книги Господней». Несмотря на своё название, эта книга не вошла в священный канон Ветхого Завета, то есть впоследствии она не была признана авторитетной. Так что ночное привидение у Исаии вполне может оказаться чем-нибудь другим, а даже если действительно окажется привидением, это всего лишь поэтический образ запустения языческих городов, подобный образам псалмов. Кроме истории с аэндорской волшебницей, никаких достоверных доказательств явления призраков в Библии отыскать нельзя.

 

Явления святых

Свт. Николай Чудотворец

Сергей Ефошкин. По водам

Тем не менее, в житиях мы читаем о явлении святых людям в минуты опасности или просто важные моменты их жизни. Святитель Николай Чудотворец неоднократно являлся для того, чтобы помочь терпящим бедствие. Это происходило не только в глубокой древности.

Во время Великой Отечественной войны и в наши дни абсолютно неверующие люди, которые никогда не были в храме, встречали в критические моменты своей жизни седого старца, которого потом узнавали на иконе. В китайском городе Харбин один человек, проходя мимо вокзала, увидел, как русские молились перед иконой какого-то старца. Он отправился ловить рыбу и начал тонуть. Тогда он закричал: «Старик с вокзала, помоги мне!» Святитель Николай явился ему и спас.

Когда к народам севера приходили миссионеры, рассказывали о православии и показывали иконы, люди узнавали образ святителя Николая и говорили: «Это тот белый старик» — потому что он приходил к ним на помощь в белом облачении.

Сами святые предупреждают нас о том, что таких явлений не надо специально искать. Это большая дерзость перед Богом. Кроме того, есть опасность принять за святого или умершего родственника беса.

 

Никогда не разговаривайте с умершими

Искушая человека, диавол способен принять вид нашего близкого. Люди с готовностью вступают в общение с таким «призраком» и губят свою душу. Цель лукавого в таких явлениях — обмануть человека, вовлечь его обстоятельства, которые послужат ко греху и погибели.

Что делать, если вы вдруг увидели своего усопшего родственника? Это следует воспринимать как искушение. Бывает так, что умершие действительно являются по попущению Божию — во сне или наяву, но как разобраться, кто перед нами: действительно дух умершего или бес? Вероятность того, что пришёл ваш родственник, очень мала, а вероятность того, что вас искушает диавол, безмерно велика, особенно, если человек этого ждёт. Не ищите общения с умершими, иначе с большой вероятностью вы подвергнетесь искушению от бесов.

Диавол способен принять даже образ святого. Представьте, что будет твориться в душе человека, которому «явился сам святой». К чему хорошему это может привести? Вместо радости на душе, умиротворённости, спокойствия такие явления вызывают смятение, тревогу, печаль, уныние. Часто сама душа человека может подсказать, кто именно ей явился, и распознать подвох.

 

Как защититься от привидений?

Бесы могут устраивать полтергейсты: в доме что-то падает, пропадают или меняют свои места вещи, распахиваются окна и открываются двери. Духовно неопытный человек будет думать, что у него дома поселился призрак. Если вы столкнулись с чем-то странным и, как вам кажется, потусторонним, в первую очередь нужно обратиться к священнику. Исповедуйтесь, причаститесь Святых Христовых Таин, освятите своё жилище. После этого старайтесь жить христианской жизнью — простите тех, кто вас обидел, регулярно молитесь, пусть даже краткими молитвами, посещайте храм по воскресеньям.

Часто люди относятся к христианству как к некоему набору обрядов: «Я квартиру освятил, исповедался, причастился, поставил свечи, прочёл такие-то молитвы, должно подействовать». Так не бывает. В отношениях с Богом нет места магии, «волшебным действиям», с помощью которых можно заставить Его исполнить желаемое. Чтобы оградить себя от нечистой силы, недостаточно что-то «исполнить». Нужно измениться. Стать добрым, честным, отзывчивым. В корне поменять своё отношение к людям. Если вы пришли в храм, чтобы просто совершить какой-то «волшебный» обряд, вы сделали только хуже: вы обидели Бога. Переступать порог храма можно только с решимостью изменить свою жизнь и самого себя. Впустите Христа в вашу жизнь. С Ним вам не будут страшны никакие призраки. Там, где есть Христос, нет места бесам.

Если человеку не нужен Бог, его будут искушать бесы. Часто люди, сталкиваясь со странными явлениями, обращаются за помощью к магам, экстрасенсам, медиумам. После этого потустороннее присутствие не только не исчезает — оно становится более навязчивым. Человек вынужден жить среди нечистых духов и общаться с ними.

 

Наш шанс приоткрыть другую реальность

Когда-то, до грехопадения, мы все обладали способностью видеть духовный мир — добрый мир небесных ангелов. Сегодня видеть его могут дети. Говорят, что этой же способностью наделены животные. У меня трое детей, и все они в маленьком возрасте, примерно до четырёх месяцев, во время игры или кормления внезапно протягивали руки к иконам, их лица озарялись радостной улыбкой, и они начинали смеяться. Совсем маленькие дети, незамутнённые грехом, в возрасте, когда они ещё не осознают себя, способны видеть проявления духовного мира.

Грех не даёт нам, взрослым, общаться с той реальностью. Для нас это общение может быть опасным и чреватым последствиями. Я верю, что, общаясь с детьми, мы можем соприкоснуться с тем небесным миром: ведь они способны видеть то, чего не видим мы.

Подготовила Мария Цырлина

Цитата дня

«

Зло находи в себе, а не в других.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100