Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Владислав Шестаков

Вера сотника и наши перспективы

Фото с фестиваля «Времена и эпохи». Москва, 2017 г.

Фото с фестиваля «Времена и эпохи». Москва, 2017 г.

Сегодня Евангелие рассказывает нам о событии, произошедшем после Нагорной проповеди Спасителя и исцеления Им прокажённого человека. Христос направлялся в город Капернаум для проповеди.

5Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

7Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

8Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; 9ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

11Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час (Мф. 8. 5-13).

Палестина во время земной жизни Христа находилась под властью Римской империи. Евреи обязаны были платить налоги в казну императора. Для этого в каждом покорённом городе была сформирована своего рода налоговая служба. А для предотвращения бунта и беспорядков среди местного населения там постоянно находились гарнизоны римских солдат. Самой удобной и мобильной единицей считалась сотня, которой командовал сотник (центурион).

Вот такой человек вдруг подошёл ко Христу и стал просить у Него помощи — причём не для себя, а для своего слуги. Сам по себе поступок сотника уже диссонирует с бытовавшими тогда отношениями между римлянами и иудеями. Евреи ненавидели своих захватчиков, а язычники-римляне, тем более солдаты, не отличались особой любовью к покорённому народу. Можно представить себе, с каким удивлением люди смотрели на этого сотника, который смиренно стоит перед Христом и просит.

Евангелист Лука в своей версии, однако, приводит несколько иные подробности. «Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его» (Лк. 7:3). В любом случае это не меняет самой сути. Первое, что бросается здесь в глаза, — это глубокое осознание им своего недостоинства. Господь сразу же отвечает на его просьбу: «Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» (Мф. 8:7-8).

Второе, на что нужно обратить внимание, — это отношение сотника к людям. Евангелие не уточняет, был ли его слуга евреем или он был таким же иностранцем, как и сам сотник. В любом случае, к рабу было принято относиться как к вещи, но здесь сотник видит в нём прежде всего человека. Центурион, о котором идёт речь, был милосердным и сострадательным, воинская служба не огрубила в нём эти качества. Кстати, Лука приводит ещё одну интересную деталь: «И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк. 7:4-5). Сотник хоть и был язычником, но, имея средства и возможности, построил для жителей Капернаума синагогу. Для чего он это сделал? Просто из милосердия. По меньшей мере, это поступок благородного человека.

Центральный момент сегодняшнего евангельского отрывка — вера сотника. Как именно появилась она в его душе, неизвестно. Но можно с уверенностью сказать, что она была построена не на пустом месте, и внутренние качества сотника сыграли здесь далеко не последнюю роль. Вообще, о вере можно говорить бесконечно. Святитель Тихон Задонский пишет: «Живая вера есть дар Божий». Дар — это то, что мы получаем бесплатно. Но его нужно суметь сохранить, а если это дар духовный, то и преумножить. Сотник такой дар не просто получил. Он вырастил в себе эту веру настолько, что Христос ставит её в пример другим.

В семнадцатой главе Евангелия от Луки описывается, как апостолы просят Господа: «умножь в нас веру». На это Он им отвечает: «если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас» (Лк. 17:5-6). Христос говорит здесь о силе веры, способной творить чудеса. Но это не какая-то особая вера. Это та самая вера, которая вырастает из маленького зёрнышка и становится огромной силой. Такой верой обладал сотник.

Удивительна и сама логика этого человека. Она, по сути дела, детская, но для сотника она — железная: «…скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф. 8:8-9). Будучи начальником, он привык к безоговорочному повиновению. У него в голове не укладывалось, что может быть как-то по-другому. По нашим меркам, сотник просит у Христа сверхъестественного, но для него это так же просто, как отдать приказ: «…скажи только слово». Это удивило Христа.

Вера сотника обладала той простотой, которой не хватало иудеям. Они привыкли привязывать свою веру к каким-то обрядовым действиям, которые порой заслоняли собой живую связь с Богом, делали её мёртвой. Сотник обладал уверенностью в том, что Спаситель действительно может совершить чудо. Именно такую веру Христос хотел видеть в Израиле, но не нашел её. Веру простую, но живую. Веру, похожую на молниеносный порыв человека к Богу. Веру, которая поднимает человека над этим миром и над его физическими законами.

В четырнадцатой главе этого же Евангелия есть описание случая, когда Пётр идет по воде навстречу Иисусу. Первые мгновения он видит перед собой только Христа и просто идет к Нему навстречу. Но дальше Пётр начинает озираться по сторонам, видит ветер, волны. А под ним бездна чёрной бурлящей воды! Начинает включаться его логическое мышление, и вера отходит на второй план. Он начинает тонуть. Всё, чуда нет. Веру, как и само чудо, невозможно понять умом, её нужно чувствовать, ею нужно жить. Вера — это то, что может соединить нас с Богом, Который выше этого мира и его законов.

Итак, евангельское чтение сегодняшнего дня показывает нам не только пример настоящей, живой веры, но и некоторые качества, которые помогают её в себе воспитать. Это любовь и простота. О такой вере, какую имел римский сотник, можно только молиться и мечтать. Дай Бог каждому из нас хотя бы крупинку такой веры в себе найти и воспитать!

Читайте также:

Светлое око, служба двум господам и птицы небесные (Неделя 3 по Пятидесятнице)

Цитата дня

«

Кто ругает плохих людей, но не молится о них, тот никогда не познает благодати Божией.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100