Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Священник Александр Подшивалов

Уныние и депрессия: где граница и как лечить?

УныниеМожно ли отличить уныние от депрессии? Когда нужно идти к врачу, а когда — разбираться со своими духовными проблемами? Как победить уныние? Комментирует священник Александр Подшивалов, клирик храма в честь св. Иоанна Воина г. Дружковка.

— Существует множество разновидностей депрессий. Чувство тоски и безысходности, связанное с укорачиванием светлого времени суток, называется «сезонная депрессия». Такие состояния зависимости от внешнего, природного мира, были известны ещё при Гиппократе и называлось «меланхолия», в России называли её хандрой, даже у Пушкина мы помним: «Унылая пора, очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса». Связана она с выработкой гормона серотонина, который отвечает за настроение в организме человека. Его ещё называют гормоном настроения.

Ещё есть такое вещество, как мелатонин, чей синтез напрямую зависит от солнечного света. Это гормон спокойствия, хорошего настроения. Так что у людей есть физиологическая основа для такого подавленного состояния. Медицина предлагает лечить его с помощью светотерапии и правильного образа жизни: отсутствие излишеств, полноценное питание и т.д. Если это поможет, на уровне физиологическом, — очень хорошо, значит, это не связано с духовной стороной жизни человека. Более того: когда такими простыми методами удастся избавиться от угнетённого состояния — то это не совсем депрессия, это депрессивное состояние.

А если оно не проходит после медицинской терапии, то это, скорее всего, духовное заболевание, которое называют унынием. Это уже совсем другое состояние. Это тяжкое нравственное состояние, даже тяжкий грех, поскольку оно относится к семи смертным грехам. И связан он с маловерием, богоотступничеством, выражается в сердечной тоске, «помрачении ума», его ещё называют исчадием многословия, классифицируют даже как «крайнее выражение богохульства».

Основано уныние на неверии, которое лишает человека стимула в жизни. Проявляется оно так же, как всё то, о чём говорим: депрессии, снижается самооценка человека, падает настроение, он теряет способность переживать радость, появляется крайний пессимизм, когда кажется, что ничего невозможно исправить и нет никакой перспективы. На этом фоне появляется двигательная заторможенность. Можно сказать, что происходит потеря интереса к жизни. Именно в этом и проявляется противоборство Богу.

Если рассматривать человека как некую систему, то мы знаем, что он состоит из трёх уровней: телесного, душевного и духовного. Человек, который подвержен депрессиям, замыкается сам на себя, зацикливается — уходит внутрь себя, занимается своими делами, но не делами близких. Эта система становится замкнутой, хотя человек, согласно тройственности своей структуры, не есть замкнутая система: он открыт для более высокого «подключения», если использовать техническую терминологию. То есть — для подключения к Божественному.

Если человек лишает себя восприятия этого божественного окружения, он остаётся на вещественном уровне, а законы физического мира довольно ограничены, да и восприятие без Божественной мудрости, без божественного объяснения довольно примитивно. Кругозор человека становится уже, он не видит перспектив своего развития — то есть происходит то, о чём мы с вами говорили. А если человек сталкивался с Личностью Божественной, у него и перспектива есть на будущее: он всем природным вещам, таким, как сокращение дня, смена сезонов, не будет уделять большого внимания, потому что это обыкновенные физические законы, которые действуют в космосе, во вселенной. Ведь и они происходят по Божественному произволению.

Смена дня и ночи необходима — чтобы не перегревалась одна сторона земли, и смена времён года также необходима, поскольку природа должна отдыхать. Так и у человека должна быть смена видов деятельности в жизни. Если этого не происходит, если человек свою жизнь не упорядочит, не будет вести здоровый образ жизни — ясно, что ничего хорошего из этого не выйдет.

Должна быть гармония между заботой о теле и заботой о душе. Тогда всё будет на своих местах, и все природные явления не будут повергать в ужас или уныние. Тем более, что смена времён года — это самое простое, что может быть в жизни человека, есть явления пострашнее. Цунами, торнадо, землетрясения действительно страшны. А уныние, повторяющееся в результате смены сезонов, подчёркивает, что человек отвернулся от Бога, что у него нет этой «световой подпитки». Если вспомнить рекомендацию использовать свет в качестве терапии — то у нас Господь источник невещественного Света. Если солнечный свет оказывает такое влияние на человека — то естественно, что Небесный Свет гораздо более значим. Сам Господь исцелит от уныния!

Уныние чем ещё плохо? Тем, что оно разрушает душу — так же, как некоторые болезни разрушают тело. Поэтому чем раньше обратиться за духовной помощью — тем лучше, чтобы этот недуг не принял хронический характер. А причины уныния понятны: раз человек не заботится о своём духовном состоянии, значит то место, где нет Бога, будет занято другими духами — духами злобы, которые будут только усиливать его тоскливое восприятие мира, будут даже подталкивать к суициду или нехорошим поступкам.

Как же лечиться, как от этого спасаться? Некоторые священники советуют таким людям активное воцерковление, участие в церковных таинствах. Если некрещёный — необходимо креститься, чтобы человеку был дан заступник, молитвенник — ангел-хранитель. Тогда человек не так ощущает своё одиночество. А так — конечно: человек от Бога отказался, от помощи Его отказался — разумеется, он предоставлен сам себе, своим проблемам. А в Церкви всё-таки есть ангел-хранитель, дающийся при крещении, которого Господь посылает для помощи в разных ситуациях, ещё есть помощь святых — небесных покровителей. Так что у нас много помощников, и христианин один не бывает. То чувство одиночества, которое свойственно унынию, будет намного, намного ослаблено. Если человек и поддастся ему — всё равно в какое-то крайнее состояние он не впадёт.

Надо больше жить церковной жизнью. Как Иоанн Кронштадтский говорил, когда его спросил семинарист, будущий митрополит Филарет: «Почему у вас вера такая большая, а мы никак не можем выкарабкаться?» Он ответил: «Я живу в Церкви!»

И, конечно, важно общение с Богом через молитву. У Иоанна Лествичника много классификаций молитвы, и одно из них — это «уничтожение печали», «секира отчаяния». То есть, если человек молится, общается с Богом, то никогда ни отчаяние, ни печаль его посещать не будут. И если человек воцерковляется, он услышит призыв Господень, евангельский призыв: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы». Вот это как раз рецепт для таких людей: нужно воцерковиться, обратиться к Богу — так, чтобы Господь вошёл в сердце человека, и тогда можно это искушение или страсть преодолеть. Если это будет совместно с медицинскими мерами — то ещё лучше.

Мы уже говорили о том, что если система замкнута на себе, все жизненно важные для неё колебания затухают, она погибает. А если эта система подключена к системе более высокого уровня, от которой получает энергию и силу, то она будет существовать вместе со всем этим организмом. Каждый человек — это клеточка организма Церкви. Понятно, что одна клетка отдельно от организма жить не может. Потому человеку нужно воцерковиться, влиться в единый церковный организм, и тогда это всё преодолеется — со всеми средствами церковными, о которых мы говорили.

Записала Екатерина Щербакова

Читайте также:

«Кабы не было зимы…»

Цитата дня

«

Смирение — это то, что делает диавола калекой.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100