Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Священник Димитрий Паламарчук

Сомнения в вере — это нормально?

Борьба с сомнениямиНужно ли бояться сомнений в вере? Нормально ли это? Как с ними бороться? Отворачивается ли от нас Бог в такие периоды? Отвечает священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья.

 

Вера — не константа

Вера в Бога, на мой взгляд, не бывает без сомнений. Она — не константа, всё время меняется и движется. Почему так? Потому что мы, люди, всё время меняемся и не можем не развиваться. В духовной жизни есть периоды, когда нам хочется молиться, читать Священное Писание и святых отцов, мы учимся сопоставлять свою жизнь с христианским учением — и есть такие, когда этого совершенно не хочется. Причины такого охлаждения могут быть разными, от перемены погоды до тяжёлых душевных состояний. В такое время мы не знаем, слышит нас Бог или нет, а порой можем сомневаться, есть ли Он вообще. Кризисы веры очень важны. У Клайва Льюиса есть замечательная мысль: если бы у нас не было мытарства по ложным богам, не было бы познания истинного Бога. То же можно отнести и к исканию Бога, Которого, вроде бы, уже нашёл, но чувствуешь, что чего-то главного не хватает и вера какая-то пресная.

 

Сомнения от незнания

Пресным всё кажется, когда человек думает, что о христианстве всё знает. Это очень опасная мысль. Меня она одолела лет в пятнадцать, когда я много чего прочитал, стал пономарить в храме и думал, что всё выучил и всё знаю. Потом мне попались вопросы для поступающих в семинарию, и я понял, что не знаю ничего. Было так обидно! Помню, думал тогда: разве духовность измеряется знаниями? На самом деле, одного без другого быть не может. Если мы не изучаем своей веры, не прочли даже «Закон Божий», то вряд ли можем называться православными христианами, потому что не знаем, во что верим, не понимаем, о чём говорят «Символ веры» и молитва «Отче наш». Если мы не потрудились узнать больше о своей вере — конечно, у нас будут сомнения, а какие-то факты вызовут шок. Помню, я был поражён, когда узнал, что не все псалмы написаны царём Давидом. Думал: «Как? Значит, нас обманывают?» Потом оказалось, что никто никого не обманывает, просто я мало знаю.

Однако хочу заметить, что знание теории тоже не защитит от сомнений в вере. Пока на личном опыте человек не поймёт, что Христос находится рядом, его ничто не убедит. Как апостол Павел говорил: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор. 13:11). Вера тоже должна пройти кризисы юности и зрелости, когда человек начинает открывать её заново. Мы все проходили ступени страха Божьего: сначала боялись Его обидеть, чтобы Он нас не наказал, потом — чтобы не потерять награду, а теперь просто не хотим огорчать Того, Кто нас безмерно любит. Ведь Бог, видя наше падение, не говорит: «Ты испачкался? Значит, иди отсюда!» Наоборот, зовёт: «Иди, Я тебя отмою и ототру, всё будет в порядке, брат!» Без кризисов мы не взрослеем в своей вере, а значит, нас будет очень легко поколебать в ней.

 

Действительно ли Бог не слышит?

Сомнения возникают и когда мы отступаем от заповедей и живём только по своим желаниям, не проверяя свою жизнь не только учением Церкви, но и своей совестью. Сейчас принято говорить, что это сомнительный аргумент, и для африканского людоеда по совести будет съесть своего брата, но я с таким взглядом не согласен. Для человека нерелигиозного голос совести и есть нравственный закон. Если к нему прислушиваться, он направит и в сложной ситуации скажет: «Ты не туда идёшь, давай-ка, разворачивайся!»

Бывает, что сомнения в вере выливаются в ощущение, что Бог нас не слышит. Наши просьбы не исполняются, молитвы как будто уходят в никуда. Что делать? — читать апостола Иакова, который учит: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3). Также полезно читать святых отцов — они учат, что Господь не всегда сразу же отзывается на наши молитвы или просьбы. У меня тоже во время молитвы бывает ощущение, что молюсь — а передо мной стена. Слова уходят не в пустоту, а словно натыкаются на непреодолимую преграду между мной и Богом. Вроде бы всё делаю правильно — в чём же проблема? Потом оказывается, что есть в сердце неприязнь к кому-то. Или с женой поссорился — вроде бы и помирились, но осадок в душе остался. Это мешает слышать Бога — во всяком случае, у меня это происходит так. И пока не покаешься, эта преграда никуда не денется.

Главное, что нужно понять: причина, что Бог не слышит, не в том, что Он отвернулся и не хочет слушать, а в том, что ты своими поступками не пускаешь Божью благодать в сердце, оно просто не готово сейчас её принять. Сомнение в вере может питаться обыкновенным человеческим эгоизмом: удобнее ведь думать, что Бог отвернулся, чем менять себя и свою жизнь. Мне очень понравилась мысль игумена Нектария (Морозова), которую я прочитал недавно. Он пишет, что христианин — это не звание, полученное раз и навсегда. То, что мы христиане, надо подтверждать каждый день.

Мы иногда забываем, что мы — христиане. В итоге получаем ощущение пустоты и оставленности. В таких ситуациях нужно внимательно проанализировать свою жизнь и понять, в чём наделал ошибок. Когда находится проблема и причина неправоты, сразу становится легче.

 

Сомневаюсь, но причащаюсь?

Как быть с причастием, если одолело сомнение в вере? Господь говорит: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Вспомним историю об исцелении бесноватого отрока: «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:23-24). Мы тоже такие: и верим, и не верим, в одном каемся — в другом нет. Главной молитвой в период ослабления веры пусть будут слова: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Если готовиться к причастию с мыслью: «Вот я сейчас укреплюсь в вере, а потом пойду причащаться», — то никогда до причастия не дойдём. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Если мы понимаем, что пришло время испытания нашей веры, то к кому бежать, если не ко Христу? Если болит нога или сердце — куда мы идём? В больницу, даже если не верим, что нам там помогут. Когда болит душа, не хочет ни молиться, ни поститься — куда бежать? Ко Христу, чтобы Он укрепил нас, дал силы жить и верить. В современном мире очень сложно выжить без фундамента, который даёт вера.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Молитва должна совершаться с болью в сердце о том, о ком молишься.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100