Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Священник Олег Черниченко

Символ веры: восьмой член. О Святом Духе

Святой ДухСегодня не только комментарии к восьмому члену Символ веры, но и основополагающие факты о Третьем Лице Пресвятой Троицы — Святом Духе. Объясняет священник Олег Черниченко, настоятель храма святого великомученика Димитрия Солунского п. Мироновский.

«И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки (И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков)».

Восьмой член Символа веры продолжает открывать нам тайну, что Бог — это не единица, закрытая в самой себе, но Троица — три Лица, которые соединены между собой любовью. В частности, в этом члене говорится о Духе Святом — Третьем Лице Пресвятой Троицы, самом таинственном, самом невыразимом, но, с другой стороны, вполне ощутимом по Своему действию в нашей жизни.

Упоминания о Нём есть ещё в ветхозаветные времена, но эти свидетельства не всегда были ясными. Словом «дух» в Ветхом Завете могли называть и силу Божию, и творческое промыслительное действие Бога. Как пример можно вспомнить 1 главу Бытия, когда «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2), или слова праведного Иова: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33:4). С одной стороны, в Ветхом Завете люди уже ощущали на себе действие Святого Духа и могли видеть явные изменения от Его воздействия. Пророк Михей говорил о себе: «Я исполнен силы Духа Господня» (Мих. 3:8), и вот слова пророка Исаии: «Послал меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:16). Однако в Ветхом Завете о Духе как о личности ещё не говорится, потому что евреи ещё не вполне преодолели языческое влияние, оказываемое со стороны других народов.

В Новом Завете Христос, общаясь с учениками, говорил о Духе как о соучастнике дела спасения человека: «Умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:16-17), «когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26), «когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13), «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

Мы видим, что Христос говорит о Духе как о Том, Кто придёт после Его земной жизни, освятит и устроит жизнь первых христиан и будет видимым знаком присутствия Бога в жизни человека. Апостолы и первые христиане ещё не выработали никаких догматических определений, в том числе — и касающихся Святого Духа, но они по опыту своей жизни знали Его и видели Его действие. Об этом нам говорит вся Книга деяний апостольских, которая наполнена свидетельствами о жизни с Утешителем, о непосредственном богообщении. Апостолы понимали, что не они совершают дело Христа, не они проповедуют, но Дух, Который почил на них в день Пятидесятницы и водит их так же, как водил пророков.

По свидетельству апостольских посланий, Святой Дух делает совершенным, то есть преображает, каждого отдельного верующего и в то же время соединяет всех в Церковь. Собственно, Церковь как собрание верующих и есть область действия Святого Духа, Который животворит и обновляет наши души. В Церкви мы получаем Его в Крещении, через церковную жизнь и таинства приобщаемся к Божественной реальности и, по словам апостола Павла, этим Духом усыновляемся Богу: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!“» (Рим. 8:15). Как бы ни важны были личное благочестие, домашняя молитва и какие-то наши другие подвиги, приобщиться Духу можно только в общении с другими людьми в Церкви.

В приобретении Духа Божия состоит цель христианской жизни. Мы привыкли говорить о спасении души как о нашей конечной цели, но спасение души как раз и заключается в принятии человеком Святого Духа. Мы об этом узнаём из молитвы «Царю Небесный»: «Приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши». То есть спасение подразумевает соединение человека и Святого Духа. Церковное учение о человеке и его спасении невозможно рассматривать в отрыве от учения о Святом Духе и Его причастности человеку. Человек спасается не тем, что борется с грехами ради самой борьбы. Он борется, чтобы в его сердце нашлось место Святому Духу, чтобы преодолеть конфликт между падшей человеческой природой — и природой Божественной, которая человека обновляет.

А теперь давайте разберёмся, что говорит о Святом Духе Символ веры.

И в Духа Святаго. Дух свят, потому что Он — Бог. Это не какая-то безликая энергия, как учили еретики в древности и учат сейчас сектанты. Мы признаём в Духе личность Божественную. Если Святой Дух — истинный Бог, Он свят.

Господа, Животворящаго. Именно Святым Духом мы обновляемся, как говорится в песнопении: «Святым Духом всяка душа живится». Мы свою жизнь, в том числе и духовную, получаем от Святого Духа, Он обновляет и животворит нашу человеческую природу.

Иже от Отца исходящаго. Сам Христос говорит, что Дух исходит от Отца, и мы должны поверить этому слову Спасителя. Если людей что-то смущает — что же, Церковь уже преодолела множество ересей. Одна из них — модализм, когда некоторые еретики утверждали, что внутри Троицы есть иерархия: самый главный — Бог Отец, на втором месте — Сын, на третьем — Дух Святой. Однако Церковь на Вселенских Соборах эти вопросы рассмотрела и дала соборный ответ. Уже от человека зависит, принимать ли опыт, которому две тысячи лет, или продолжать искать ответы самостоятельно.

Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима. Эти слова подчёркивают то, о чём мы говорили: Лица Пресвятой Троицы равны, в Ней нет иерархии. Но есть ещё один важный момент: наше поклонение должно выражаться одинаково как Отцу, так и Сыну, и Святому Духу. Здесь можно сделать укор нам, православным, вслед за Сергеем Иосифовичем Фуделем. В книге «Церковь верных» он говорит о Святом Духе как о создателе Церкви и отмечает, что и богословы, и простые верующие слишком редко о нём вспоминают. Если посмотреть на нашу литургическую традицию, то там очень много песнопений Спасителю, Божией Матери, особые дни посвящены ангелам и архангелам, Иоанну Крестителю. Святому Духу посвящён день Пятидесятницы и день Святого Духа — когда люди, которые были на службе на Троицу, в храм уже не приходят. Так что есть определённый пробел в нашей традиции и нашем религиозном восприятии Святого Духа.

Глаголавшаго пророки. В этих словах утверждается, что Святой Дух говорил через пророков ещё в Ветхом Завете. Можно вспомнить пророка Елисея: он занимался своим делом, пахал землю, и на него сошёл Святой Дух. Елисей бросает волов на поле и идёт на пророческое служение. Человек под воздействием Святого Духа меняет свою жизнь. На примере пророков это очень хорошо видно. Они меняли свою жизнь, проповедовали Духом Святым. Не надо думать, что это была какая-то экзальтация, как у современных пятидесятников и прочих, когда человек не отдаёт себе отчёт в том, что он говорит и делает. Эти люди были в полном сознании, но говорили не от себя, а то, что им говорил Бог посредством Святого Духа.

Святой Дух — это наша жизнь, и нам нужно больше обращаться к Нему, больше полагаться на Него, чем на свои силы. В этом и выражается жизнь христианина: в полном доверии Святому Духу своей жизни, своего дела.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Бог не закрывает двери Своего милосердия для тех, кто стучит со смирением.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100