Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Священник Олег Черниченко

С какими грехами надо начинать бороться в первую очередь?

ГидраКакой грех наиболее опасен для христианина? Гордыня, которую называют матерью всех пороков? Или ложь, которая кажется безобидной, но беспощадно калечит человеческую душу? Или предательство — Иудин грех? Помог разобраться священник Олег Черниченко, настоятель храма вмч. Димитрия Солунского пгт. Мироновский.

Давайте сначала разберёмся, зачем нужно избавляться от грехов. Если спросить об этом у верующих людей, ответы будут самые разные, от примитивных — мол, за грех Бог наказывает, а я не хочу этого, — до высоких размышлений о бесстрастии. Как бы то ни было, я убеждён: под каким знаменем мы начнём борьбу с нашими пороками, так она будет протекать, таким будет и её исход.

Евангелие говорит нам, что суть борьбы с грехом сводится к двум заповедям о любви — любви к Богу и к ближнему. В них — «весь закон и пророки» (Мф. 7:12), в них — Его главная мысль о человеке. Господь не призывает нас бороться с грехом ради самой борьбы. Он хочет, чтобы эти две заповеди мы воплотили в своей жизни. Вопрос о борьбе с грехом — это, по сути, то же вопрос, который Спаситель задавал Петру: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:15-17) — но обращённый теперь уже к нам. Он спрашивает, любим ли мы Его — или есть какие-то вещи, которые мы любим больше? Кому и чему отдано наше предпочтение?

С греческого слово «грех» переводится как «промах, непопадание в цель». Перевод может нам многое сказать о сути греха: мы целимся, прилагаем какие-то усилия, но не попадаем в цель, указанную нам Богом. Возникает вопрос: почему не попали? Какие внутренние желания и стремления не дают попасть в унисон с Ним, не позволяют мыслить и жить гармонично? Что отвлекает, раздражает, отводит в сторону от достижения этой цели?

С этого момента всё очень индивидуально. Каждого из нас отвлекают от Бога разные грехи и страсти. Кто-то может целый день просидеть в соцсетях, бессмысленно скроллить ленту и терять при этом драгоценное время, которое можно было бы посвятить обдумыванию чего-то очень важного и высокого. Кто-то не представляет дня без обсуждения ближних, а ведь после этого вряд ли найдутся силы честно общаться с Богом. Кто-то не может не сорваться и не выплеснуть на окружающих гнев и раздражение — и не понимает, что эта привычка мешает ему жить в гармонии не только с людьми, но и с Господом. Стоит нам понаблюдать за собой в течение дня — и мы увидим, что нас отвлекает от Бога, питает наш разросшийся эгоизм.

Конечно, чтобы заметить в себе всё перечисленное, надо прежде всего быть честным с самим собой. Человеку же, как правило, хочется оправдать себя и свои поступки. Поэтому честность — краеугольный камень в общении с Богом и с близкими.

Каждый наш грех — это кирпичик между нами и Богом. Постепенно из таких кирпичиков выстраивается целая стена, которая отделяет нас не только от Него, но и от ближних. Наблюдая за собой, можно выявить, из чего мы строим эту стену. Тогда получим ответ на вопрос, от каких грехов надо избавляться в первую очередь. Нам нужно ежедневное наблюдение за всем, что мы делаем, постоянный анализ своего поведения. Святые отцы называют это словом «трезвение».

Многие думают, что оно означает отказ от алкоголя, но на самом деле трезвение — это способность стоять на страже своих поступков, мыслей, желаний, умение контролировать их, понимать, откуда они приходят, к чему ведут. Не случайно в вечернем правиле последняя молитва — о наших грехах. Предполагается, что в конце дня мы открываем Богу все свои поступки и анализируем их. Через призму этой молитвы мы пытаемся увидеть настоящих себя и свою реальную жизнь. К сожалению, бывает так, что эту молитву рассматривают только как пособие перед исповедью, шпаргалку, из которой можно выписать какие-то грехи. Вот и выходит: покаются люди в мшелоимстве, а потом спрашивают у священника, что это такое.

Повторюсь: борьба с грехом рождается из наблюдений за собой и своей жизнью. Чтобы не ошибиться и не бороться с мнимыми грехами, не замечая реальных, важно иметь рядом человека, который может взглянуть на вас со стороны, с которым можно посоветоваться. Это может быть опытный священник, или ваш друг, или даже психотерапевт, ведь некоторые проблемы требуют профессионального взгляда. Помощь такого человека может быть очень важна.

Главное — сформировать в себе привычку внимательно анализировать всё, что делаете. Я заметил, что вокруг очень мало людей, которые знают, для чего они живут. Большая часть живёт просто потому, что ноги ходят, а больше их ничего не беспокоит.

Невозможность преодолеть какие-то грехи может ввергнуть в уныние. У каждого человека бывают сложные периоды в жизни, и нужно помнить, что они рано или поздно заканчиваются. Не нужно зацикливаться на плохом, надо подумать, что будет дальше. Как может пойти жизнь после того, как нынешний период закончится? Поразмышлять над этим намного полезнее, чем унывать и расстраиваться.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Когда Господь, как человек, крестится во Иордане, — мы в Нём и Им омываемся.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100