Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Рождественское послание митрополита Горловского и Славянского Митрофана

Рождество 2018РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Высокопреосвященнейшего МИТРОФАНА, митрополита Горловского и Славянского,
благочестивому духовенству, монашествующим и мирянам,
боголюбивой пастве Горловской епархии
Украинской Православной Церкви

…Христос раждается
Прежде падший воскресити образ.
Тропарь навечерия Рождества Христова

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Поздравляю всех вас со светлым праздником Рождества Христова! Любовь Творца, к которой прикасаемся все мы в эту ночь через тайну Боговоплощения, уже много столетий озаряет мир своим светом. Этот свет светит во тьме, и тьма его не может объять (ср. Ин. 1:5). Что это за тьма, сквозь которую должен пробиться этот свет? Тьмой можно назвать неверие и равнодушие, явную вражду и открытую злобу, сомнения и разочарования.

В Рождественскую ночь у человека вольно или невольно возникает вопрос: а что лично я праздную, каким образом этот праздник отзывается в моей душе и в моём сердце? Вижу ли я этот свет? Ответ на этот вопрос зависит от того, как человек провёл Рождественский пост и весь этот год, что в его жизни произошло хорошего или плохого. Но чтобы его лучше понять, можно задать себе противоположный вопрос: а что было бы, если бы Рождества не было вообще?

Какой была бы моя жизнь, кем бы я был сегодня? Какие бы в моей жизни были ценности, ориентиры и цели? Как бы я различал добро и зло, как бы я понимал, что такое хорошо и что такое плохо? Где бы находил для себя источник радости, вдохновения и силы? Как бы я понимал, где та черта, за которой стоит остановиться? Из ответов на эти вопросы становится понятно, что Рождество значит для всей вселенной в целом и лично для меня — конкретного человека, который живёт сегодня здесь.

С точки зрения людей, которые к религии относятся скептически или враждебно, всё, что сделал Бог — некий неудавшийся проект: с человеком не всё в порядке, откуда-то появилось зло, вокруг войны, разруха. Человеческому разуму невозможно примириться со страданиями невинных. Нет ответа на вопрос, почему те, кто делает зло, благоденствуют, а те, кто творит добро, страдают. Такой взгляд на мир как на неудавшийся проект делает Бога чужим для человека и становится препятствием для прихода в Церковь, которое очень сложно переступить. Но и жизнь в Церкви для многих становится некой повседневной привычкой, рутиной, состоящей из множества правил, за которыми человек порой перестаёт видеть Самого Творца, — а это значит, что Бог для него такой же чужой, как и для неверующего. Жизнь неверующего человека, в которой Бога нет совсем, и жизнь вроде бы верующего, в которой Живого Бога заменили уставы и правила, похожи друг на друга тем, что и там, и там нет радости.

В ночь Рождества Христова мы возвращаемся туда, где настоящая радость. В эту ночь Сам Творец показывает всем нам, что несмотря на то, что этот мир лежит во зле, он Ему дорог, и дороже всего в этом мире человек, а значит — каждый из нас. Это и есть видимое проявление Его любви.

Любовь — это не слова, а реальные, конкретные действия. Бог оставляет девяносто девять не заблудших овец, которые не нуждаются в спасении и Спасителе, и приходит в мир для того, чтобы взыскать одну заблудшую — род человеческий (Мф. 18:12-13). Конечно, не хочется чувствовать себя заблудшей овцой, но осознание того, что ты — та овца, ради которой Бог стал Человеком, даёт надежду и силы.

Что было бы в мире, если бы не было любви? Каким бы был этот мир? Не хочется жить в мире без Рождества, в мире без любви, где всё вращается вокруг потребления, приобретения и получения удовольствия. Без любви всё это не имеет никакого смысла.

Понять Бога, посмотреть Его глазами на всё, что происходит вокруг нас, можно только тогда, когда ты сам начнёшь эту любовь ценить, понимать и проявлять, а через это — быть на Него похожим. Через проявления любви — это может быть и прощение, и милосердие, и забота о ближнем, и снисхождение к слабым — ты начинаешь приобретать тот взгляд на жизнь, которым Бог смотрит на этот мир, и он помогает тебе найти ответы на те непростые вопросы, которые стоят перед тобой.

Нам, христианам, гораздо легче, чем другим людям. Особенно ясно мы осознаём это в Рождественскую ночь. Среди хаоса, разрухи, страданий, несправедливости мы понимаем, что всё-таки в жизни есть смысл, если она соединена с Тем, Кто сегодня приходит в этот мир. Осознание этого даёт силы, помогает не унывать. Это, говоря современным языком, некоторое конкурентное преимущество христиан. Но это также и ответственность перед всеми, ведь когда на нас смотрят как на учеников Христовых, в наших словах и делах хотят увидеть ту любовь, с которой к нам пришёл Сын Божий.

В праздник Рождества Христова каждому человеку надо задуматься о том, сколько любви в его жизни. Сколько любви получаю я, благодарен ли я за неё Богу и всем, кто меня любит? Сколько любви я отдаю в ответ конкретными делами?

Проявлять любовь — это долг христиан перед всем остальным миром. Проявлять любовь и свидетельствовать о любви — это единственное, чем мы можем сегодня послужить Богу и отблагодарить в ответ за благодеяния, которые Он оказал нам. Без этого всё остальное, даже самое хорошее и доброе, становится ненужным.

С Рождеством Христовым и Новолетием!

Божией милостью смиренный

митрополит Горловский и Славянский

Рождество Христово — 2018 — Горловка

Цитата дня

«

Опечалил ли кто тебя — не печалься, ибо ему уподобишься.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100