Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Мария Цырлина, Наталья Культяева

Пятница, 13: как пережить этот день?

О вере в приметыВот и наступила пятница, 13. Новостные сайты и газеты услужливо предлагают советы, как уберечься от неприятностей. Здесь в ход идут рекомендации по поводу сотен бытовых мелочей. Не стричь ногти, не открывать в квартире зонт, уходя с работы, не оглядываться, не встречать чёрных кошек и пустых вёдер. В общем, не хватает только кроличьей лапки и совета не наступать на трещинки…

В среднем один-три раза в год добрая часть человечества устраивает себе день апокалипсиса. На целые сутки их жизнь останавливается — не предпринимаются поездки, не устраиваются свадьбы, пустеют больницы, из которых на день уходят пациенты, не делаются операции, не совершаются покупки и сделки, не вкладываются деньги и даже не сажаются цветы. Ещё в 1953 году газета «Тhe New York Times» сообщала: «Любая пятница, 13-е, наносит стране убыток в $250 000 000».

В «чёрную пятницу» следует сидеть взаперти дома или в офисе и бояться вирусных атак, хайкерских взломов и ограблений банков. Ни в коем случае не пользоваться гаджетами и интернетом — мало ли что может случиться? Ни с кем не заговаривать. Веселиться тоже нельзя. Запретов очень много — не есть вкусную еду, например, и не пить вкусные напитки. Создатели всевозможных суеверных статеек утверждают, что в противном случае вы рискуете нарваться на неприятности.

Лежать, завернувшись в одеяло, — залог удачного дня, процветания и успешной карьеры. Не думайте ни о чём весёлом. Почитайте что-нибудь унылое, чтобы повода смеяться не было. Лучше поплачьте. Если вдруг вы захотите пить — выпейте уксуса. Он невкусный. Если уксуса нет, не ходите и не покупайте — нельзя совершать покупки. Выпейте позавчерашнего чая с плесенью. Приготовьте его заранее — вы ведь знали, что наступает пятница, 13-го?

Тему популярного суеверия обыгрывают производители киноиндустрии, разжигая интерес ко всему таинственному и считая миллионы на кассовых сборах в прокате. Те же, кто не верит в приметы, недоумевают:

 

Почему именно пятница и именно 13-го?

Число «тринадцать» ещё называют «чёртовой дюжиной». В Англии круглым числом считалось не «десять», а «двенадцать». Его называли dozen — «дюжина». Она была мерой поштучного счёта продаваемого товара. Двенадцать дюжин составляли гросс, который также был единицей счёта. До сих пор яйца и многие другие продукты в английских магазинах продаются не десятками, а дюжинами. Это связано с популярностью в древности двенадцатиричной системы счисления. Отголосков древней системы счёта много: до сих пор день и ночь разделяются у нас на двенадцать часов, а в году двенадцать месяцев. В этой системе счисления ещё один предмет к дюжине вызывал эффект «третьего лишнего», был совершенно некстати.

Впрочем, так было не везде и не всегда. В самой Англии, откуда пошло слово «дюжина», ещё со времён Средневековья «тринадцать» зовётся не «чёртовой», а «пекарской» дюжиной. История превращения в Англии этого числа в «пекарскую дюжину» началась с введением суровых штрафов за неполновесность буханок хлеба. Хлеб неизбежно даёт усушку, и чтобы избежать штрафов, все разносчики и лавочники добавляли к каждой дюжине буханок одну лишнюю.

О вере в приметыКак и все народные поверья, боязнь числа «тринадцать» кажется очень древней и пришедшей из глубины веков. Публицист Натаниэль Лакенмайер в недавно вышедшем исследовании «„Чёртова дюжина“. История одного суеверия» обнаруживает, что в отличие от более древних примет вроде разбитых зеркал, спотыкания или чёрных кошек, зародившихся в мрачном Средневековье, примета о числе «тринадцать» появляется только накануне Нового времени, в XVII веке. Христианская Церковь в Европе, напротив, любила это число даже в эпоху Средневековья — оно напоминало о евангельских событиях. Двенадцать апостолов и Христос, на многих храмах у нас тринадцать куполов в их честь.

Автор утверждает, что ему удалось чётко локализовать возникновение этого суеверия. Оказывается, оно появилось только после 1665 года, во времена Великой чумы. В то время бытовало поверье, что если за одним столом соберутся тринадцать человек, один из них умрёт в течение года. Существовала даже профессия «четырнадцатого гостя», которого приглашали на встречу, чтобы избежать несчастливого числа. Те, кто верил в это суеверие, объясняли его вполне благочестиво: той же Тайной Вечерей, когда за столом собрались двенадцать апостолов и Христос…

Вполне возможно также, что суеверие, связанное с «тринадцатым за столом», появилось из-за той же привычки англичан и прочих европейцев считать всё дюжинами. Столовые сервизы выпускали с «ровным числом» в двенадцать приборов, а комплекты мебели делали из столов с двенадцатью стульями. Отсюда и родилось поверье, что тринадцатому за столом нет места. Как, впрочем, и четырнадцатому, пятнадцатому, но об этом мало кто задумывался. В то время в Европе бушевала чума, и сколько бы за столом ни собралось, кто-нибудь и впрямь вскоре умирал.

Ситуацию подогревали распространяемые «билли смертности», в которых озвучивали статистику погибших. В 1665 году от чумы умирал каждый 13-й, а позже каждый 15-й. Из-за этого суеверие распространилось необычайно широко и боязнь числа «тринадцать» была перенесена и на другие явления жизни.

Это суеверие продолжает набирать популярность в наши дни. В зданиях могут существовать этажи 12А и 12Б, или же 13-й этаж может называться «12+1». В оперных театрах иногда отсутствуют места с этим номером, и на кораблях после 12-й каюты сразу идёт 14-я. 13-й ряд иногда отсутствует в самолётах.

В России число «тринадцать» также называют «чёртовой дюжиной». Во время Первой мировой войны в составе русской армии вместо «13-й» армии была создана «Особая армия». В годы Великой Отечественной войны, когда уже не придавалось такое значение несчастливым числам, наоборот, советская подводная лодка под названием «С-13» оказалась самой удачливой из всех субмарин Балтийского флота. Принимая участие в самых опасных боевых операциях, она возвращалась почти с того света, из самого сердца ада. «Никто не обращает внимания на удачу, если она случается тринадцатого, но уж если в этот день им не повезёт, люди готовы винить число, а не искать истинную причину», — заключал известный детский писатель Фрэнк Баум в своей книге «Лоскутушка из страны Оз» (1913).

О вере в приметыС пятницей всё гораздо проще. С ранних веков христианства появилась благочестивая традиция вспоминать самые главные евангельские события — крестную Жертву Христа и Его Воскресение — не только раз в год, но и каждую неделю. Так, в среду, подобно Страстной среде, вспоминается предательство Спасителя Иудой, в пятницу — распятие, в субботу — погребение и сошествие во ад, а в воскресенье — Восстание из мертвых.

В среду и пятницу поэтому был установлен пост, а суббота закрепилась как день молитвы об усопших. Воскресенье получило своё название и стало выходным, праздничным днём. В противоположность ему, пятнице в народных представлениях не повезло — она стала считаться скорбным, плохим днём из-за того, что в этот день произошло распятие Спасителя. Если в пятницу случалась какая-нибудь неприятность, любители суеверий говорили: «А что вы хотите? Ведь в пятницу случилось распятие».

Две приметы слились в одну, образовав для сторонников не веры в Бога, а чисто магического восприятия жизни самый неудачный день из всех, какие можно придумать.

 

Ещё о суевериях, связанных с числами и днями недели

  • Больше, чем остальным суеверным европейцам, повезло испанцам: они верят, что несчастливый день — вторник, 13-е, а вовсе не пятница. В отличие от пятницы, он случается немного реже, в 2017 году — всего один раз, а не два. Вторник на испанском Martes, день Марса, а Марс, языческий бог войны, у них считается воплощением зла. Зачем тогда было называть в честь него день недели? Надо же испанцам иметь какие-то приметы.
  • У евреев, индийцев и египтян «тринадцать», наоборот, счастливое число, а день в пятницу, 13-го вполне удачный. Индейцы майя были того же мнения по поводу этого числа. Доходило даже до того, что в своих календарях они дописывали тринадцатый месяц в надежде на то, что теперь-то им обязательно повезёт.
  • Счастливым это число почему-то считают и китайцы. В Гонконге переплачивают за телефонные номера, состоящие из единиц и троек. Зато они панически боятся числа «четыре». Его написание очень похоже на их иероглиф, который значит «смерть». В некоторых китайских небоскрёбах нет четвёртых, четырнадцатых, двадцать четвёртых, тридцать четвёртых этажей… Насчёт сороковых мы не уточняли.
  • В США, несмотря на распространённую у потомков выходцев из Европы боязнь числа «тринадцать», на гербе тринадцать звёзд, на флаге тринадцать полос, а в каждом крыле у американского гербового орла по тринадцать перьев. Дело в том, что раньше в состав США входило тринадцать штатов. Это количество обыгрывалось в национальной символике и даже в денежных банкнотах и должно было подчеркнуть идею о могуществе государства лишь в том случае, если все его части едины, а не идут каждая своей дорогой.
  • В Италии многие боятся пятницы, 17-го, так как римская цифра XVII состоит из тех же букв, что латинское слово VIXI — «Моя жизнь окончена».
  • В Индии плохой приметой считается мыть голову или стричься по четвергам и субботам и стричь ногти во вторник или субботу. Смотрите, не перепутайте.
  • В СССР несчастливым днём считался понедельник: после неудачного запуска космического аппарата в понедельник на Байконуре перестали запускать что-либо в космос в этот день недели. Из-за популярности идей покорения космоса это суеверие быстро распространилось по стране. Следуя той же логике, после провала в запуске ракеты 24 октября 1960 года неудачным днём также стали считать и эту дату. Хорошо, что в отечественной космонавтике работали такие светочи, как академик Королёв, и провалы случались не часто. Иначе бы половина дней календаря в СССР выдалась несчастливой. Интересно, что как раз на 13-е число за всё время советской космической эры не пришлось ни одной аварии.
  • У древних греков несчастливыми были числа «два» и «пять», а у суеверных римлян существовало целых пятьдесят несчастливых дней в году. Как отмечают историки, все даты были связаны с поражениями в завоевательных кампаниях.

 

Протоиерей Николай МарковскийНастоятель Покровского храма в Зайцево протоиерей Николай Марковский:

Давным-давно у людей появился страх перед числом «тринадцать» и перед пятницей, 13-го. Это суеверие действительно давнее. Объяснений ему несколько. В Древней Греции счисление было кратным двенадцати. Число «двенадцать» считалось эталоном, а «тринадцать» было числом, разрушающим эталон, и греки относились к нему довольно негативно.

Второй страх породило народное сказание о том, что якобы Иуда Искариот был тринадцатым по счёту человеком, который сидел на Тайной вечери. Это тоже суеверие, потому что, если мы внимательно читаем Евангелие, мы видим, что тринадцатым был Христос. Было двенадцать учеников, апостолов, и был их Учитель.

Третье объяснение — легенда о тамплиерах. Как мы знаем, Филипп IV Красивый, король Франции, испытывая материальные затруднения, арестовал орден тамплиеров и его руководителей в надежде на то, что после ареста он сможет разжиться какими-то богатствами, сокровищами тамплиеров. Во время казни, которая состоялась именно в пятницу 13 октября, когда казнили главного магистра ордена Жака де Моле, он проклял Филиппа Красивого и папу Римского. В течение года умерли и Филипп, и папа. Это история.

Что касается самого числа тринадцать, моё мнение, как священника, — мы не имеем никакого права привязывать Бога к каким-то конкретным датам и числам. Все числа, календари и даты — человеческое изобретение. В нашем григорианском календаре сегодня 13-е число, а в юлианском абсолютно не 13-е, в индийском, иудейском календарях тоже.

Бог есть Любовь. Милость Господня неисповедима. Господь может даровать тебе как прощение, так и вразумление, и здесь нет никакой привязки к числу — тринадцатому, первому, второму, десятому. Если мы привязываем Бога к числу «тринадцать», мы забираем у Него Его милость, Его любовь. Какое имеем право мы, христиане, верующие в Бога, ходящие в храм, исповедующиеся, причащающиеся, придавать какому-то числу, которое отображается только сугубо в нашем календаре, мистический смысл? Это полнейший абсурд.

Один из величайших полководцев, Александр Македонский, был рождён в пятницу, 13-го числа. Это обстоятельство не помешало ему завоевать весь мир. Когда мы говорим о числе «тринадцать», мы ни в коей мере не должны задумываться о каком-то мистическом, оккультном смысле. Если мы проведём сравнительный анализ событий истории за любое число — 1, 2, 3, 10, 13 — мы увидим, что в каждую из этих дат были и положительные исторические моменты, и отрицательные. Соответственно, это не более чем суеверие. Какими-то историческими, библейскими данными оно не подтверждается.

В христианстве есть особое отношение к некоторым числам — семь таинств Церкви, мы поминаем усопших на девятый день, — но это не более чем символизм. Мы знаем, что у Бога тысяча лет как один день и день как тысяча лет. Понятие летосчисления, 24 часов в сутках существует только у нас в головах. Мы читаем в Библии, что Господь создал наш мир за семь дней, но что такое семь дней? Это семь периодов, однако это не семь дней в нашем понимании. Какими были эти периоды, мы не знаем, мы об этом можем только рассуждать. Привязывать Господа к нашему летосчислению — неправильно. Господь — это Абсолют.

Если мы говорим о привязке к каким-то числам, придаём им оккультный, эзотерический смысл, мы говорим о фатуме, неизбежности. Бог не есть неизбежность. Бог есть Любовь. Если мы внимательно читаем Библию, книгу Бытия, мы помним историю разрушения городов Содома и Гоморры. Авраам молился об этих городах, и Господь сказал, что если в них найдётся десять праведников, Он их не истребит. В Содоме и Гоморре не нашлось десяти праведников.

Бога можно умолить — своими молитвами, деяниями, покаянием. Мы можем изменить историю, изменить судьбу. В Библии неоднократно эта мысль проходит: к Богу можно обращаться лично, с Ним можно беседовать. Нет фатума, нет предопределённости. Господь может изменить Своё решение по отношению к народу, городу, какому-то определённому человеку.

Если мы говорим о каких-то оккультных числах — «13», «пятница 13», мы лишаем Бога Его власти. Мы, по сути, говорим о фатуме. Фатум неизбежен: придёт пятница, 13 — случатся горести и беды. Христианин в это не верит. Он не может быть христианином, если он не верит в то, что Господь может его помиловать.

В чём тогда смысл нашей жизни, нашей веры? Он теряется: есть предопределение, есть судьба, и больше ничего делать не надо. Не надо молиться, каяться, исповедоваться, если всё уже предопределено. В отличие от буддизма, мы верим в личностного Бога, к Которому мы обращаемся, Которому молимся и Который нас милует, любит, прощает нам наши согрешения, поэтому мы ни в коем случае никогда не связываем нашу жизнь с какими-то числами.

 

О вере в приметыМы предлагаем свои советы, как пережить этот день:

1. Доверяйте Промыслу Божию. Помните о том, что всё происходящее в вашей жизни происходит по Его воле и Его безграничной любви к вам. Даже пятница, 13.

2. Не доверяйте магии чисел — опыт многочисленных игроков лотерей, казино и тотализаторов свидетельствует о том, что счастливых и несчастливых чисел нет, это распространённый миф, поверив которому, вы рискуете пополнить число этих несчастных, вовлечённых в колесо азарта, которые уже не могут остановиться…

3. Не верьте в приметы. Все знают, что это грех, но всё равно почему-то верят. Для многих это попытка свалить груз ответственности со своих плеч на плечи кого-то неведомого — судьбы, рока, случайности, предопределения. В том числе ответственности за собственные проколы и ошибки. Если кто-то неведом, значит, его не накажут, а с нас и спроса нет.

Между тем, статистика показывает, что приметы сбываются только у тех, кто в них верит, или убеждён, что не верит, но подсознательно склонен поверить в них. Это психологический феномен, основанный на самовнушении. Убеждая себя в чём-то, человек неосознанно задаёт себе программу действий, которая приводит к ожидаемому результату. Нельзя смотреть на психологию сквозь пальцы и сбрасывать её со счетов.

4. Встречая новый день, поблагодарите за него Бога. Какие бы трудности вас ни ждали, в конце концов, вы проснулись и открыли глаза. На полу вас встретили уютные тапки и тёплый мурчащий кот. Вы пошли к холодильнику, где нашли немало вполне съедобных вещей, из которых смогли приготовить себе завтрак. Если вы читаете эту статью, значит, несмотря на все беды, вам не отключили интернет.

Подумайте о том, что половина населения Земли не может пользоваться интернетом, многие жители Индии ночуют на улице, детям в Африке, жителям горячих точек и миллионам бездомных нечего есть, а ещё полторы сотни тысяч людей на планете не проснулись сегодня. Кощунственно смотреть на ещё один день, который Бог вам предлагает разделить с Ним на Земле, как на досадную неприятность.

Вот, пожалуй, и все пункты, следуя которым, вы сможете оставаться счастливым в этот день. Не так уж много и не так уж сложно. Наслаждайтесь пятницей, 13-го. Не усложняйте.

Цитата дня

«

Бог не презирает молитвы, но желания их иногда не исполняет единственно для того, чтобы по Божественному Своему намерению устроить все лучше.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100