Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Прощение нужно дарить, не требуя ничего взамен

Вечером 17 марта 2013 года, в Неделю сыропустную, епископ Горловский и Славянский Митрофан совершил вечерню с чином прощения в Николаевском кафедральном соборе Горловки. После отпуста вечерни владыка обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодняшний вечер привел нас к самим вратам Святой Четыредесятницы. С завтрашнего дня звон колокола возвестит о начале Великого поста — Святой Четыредесятницы. Это особое время в жизни Церкви, в жизни каждого православного христианина. Особенное оно по многим причинам, и, наверное, нет больше другого времени в году, когда христианин с такой ясностью, необходимостью и, можно даже сказать, большим желанием ощущает в себе желание измениться, стать другим.

Как природа весной изменяется, и из безжизненной и мертвой, оживая, становится свежей и юной, так и душа человека именно в эти дни стремится к обновлению, к тому, чтобы оставить прежние греховные привязанности и привычки и обновиться делами милосердия, поста и молитвы.

Нам с вами очень важно это время провести с пользой для души, осознавая, что не само по себе время может изменить человека и его жизнь — оно только помогает нам в этом. В это время благоприятное нам нужно потрудиться для того, чтобы обогатить свою жизнь, приобрести сокровище. О каком сокровище, которое мы должны приобрести, и которое должно наполнить нашу жизнь, идет речь? Речь идет о том богатстве, которое ни тля не тлит, ни воры не крадут (Мф. 6:20), и которого человек не лишается, если он его приобретает. Речь идет о благодати Всесвятаго и Животворящего Духа.

Этот великий дар Божий, это сокровище, это богатство, которое делает человека блаженным, делает его счастливым, преображает и меняет человеческую жизнь, невозможно приобрести механически, то есть исполнив то-то и то-то и сделав вот это и вот это. А у многих людей, между тем, именно такое представление о духовной жизни вообще и о Великом посте в частности.

Что можно есть и что нельзя, что можно делать, а что нельзя делать — это очень примитивные рассуждения, потому что все «можно» и «нельзя» в конце концов должны отвечать на вопрос: для чего я это делаю, в чем суть того, что происходит. Благодать Божию нельзя приобрести механически, сделав столько-то поклонов, прочитав столько-то молитв и побывав столько-то раз на богослужении.

Благодать дается только смиренному сердцу. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр. 5:5) — учит нас Слово Божие. И до тех пор, пока в нашем сердце есть гордыня, до тех пор, пока в нашем сердце есть самолюбие, не может благодать Божия в наше сердце войти. Не потому, что Господь нам мстит за нашу гордыню и говорит: «Раз вы такие гордые, я вам Свою благодать не дам». Нет, это не так, мы не должны это так себе представлять.

Благодать Божия и гордость — это несовместимые вещи, они не могут сосуществовать. И когда мы говорим, что Бог не простил человека, это не потому, что Бог не захотел этого сделать, а потому, что человек не сумел раскаяться и впустить благодать в своё сердце.

Время поста — это время, когда мы должны по-особому посмотреть именно на эту сторону своей жизни. Не на то, что происходит вокруг нас — хотя и это тоже бывает важным, но на то, что происходит внутри, в нашем сердце. Какие там помыслы, какие желания, как мы реагируем на то, что окружает нас, что в это время происходит в сердце.

Мы сможем увидеть это, если будем смотреть не только своими глазами. Человеку трудно себя увидеть по одной простой причине: у нас чрезмерно завышенное мнение о себе. Мы себя видим не так, как нас видит Господь, и не так, как нас видят окружающие люди.

Церковь нам предлагает и Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, и Слово Божие, и пример пророков, и особое богослужение, чтобы немного очистить наши духовные глаза, чтобы мы увидели себя вот в этом свете, а увидев, не отчаялись.

Гордый человек, увидев свои грехи, отчаивается и думает, что Бог его не может простить. Даже так и спрашивают: «А может ли мне Господь этот грех простить?» Разве ты сомневаешься во всемогуществе Божием? Думаешь, что есть такой грех, который Господь не простит? Господь может, если ты хочешь. А если хочет человек, чтобы Господь ему грех простил, он должен от этого греха отказаться.

Неслучайно мы сегодня в евангельском чтении слышали такие слова: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6, 14). Конечно, мы согрешаем друг перед другом в течение нашей повседневной жизни. Конечно, среди нас бывает много обид, несправедливости, потому что мы — люди несовершенные.

Так или иначе, живя вместе, мы друг другу досаждаем, друг друга обижаем, друг другу делаем больно — вольно или невольно. Мы нуждаемся в том, чтобы нас прощали, и нам самим необходимо испросить прощение у тех, кто на нас в обиде, или кто, как нам кажется, является нашим врагом или соперником. Это очень важно, потому что, не простив, мы оставляем в сердце гордыню. А оставив в сердце гордыню и себялюбие, мы сделаем бесполезным весь свой дальнейший подвиг.

Все наши посты, молитвы, добрые дела окажутся тщетными не потому, что Богу их мало или Он их не хочет принять, но потому, что гордыня в нашем сердце делает их бесплодными. Если лить воду на железную крышу — сколько ни лей, на ней ничего не вырастет. Так же происходит и с человеческим сердцем.

Прощение нужно воспринимать не как реакцию на заслугу со стороны другого человека — если он заслужил, я его прощу, не заслужил — прощать не буду. Прощение всегда надо дарить, ничего за это взамен не требуя, так, как это делает Господь по отношению к нам.

И здесь есть еще один секрет: по-настоящему человек прощает только тогда, когда его сердце соединено с Богом. Если человек Бога не ищет в своей жизни, если Бог для него не является сокровищем и самой важной ценностью, он и простить по-настоящему не сможет. Потому что любит человек в таком случае больше всего только самого себя.

Себялюбие и эгоизм — главная причина, по которой мы друг друга не прощаем, по которой вражда длится годами, по которой мы не можем на ближнего посмотреть и увидеть его так, как видит его Господь. Увидеть не грехи и недостатки, а то доброе и хорошее, что есть в каждом человеке.

Человек, который имеет в своем сердце гордыню, думает, что он хороший, а все вокруг него — плохие, и ему плохо потому, что плохи окружающие люди. Плохой муж, плохие дети, плохие родители, плохая жена, плохой начальник на работе, плохие подчиненные, и так далее, а вот я один хороший. Переубедить этого человека невозможно.

А человек, в сердце которого есть благодать Духа Святаго, говорит: «Я грешник, а все вокруг — хорошие люди». И он это не просто говорит, он это чувствует. Глядя на людей, он испытывает к ним любовь и сострадание, желание им помочь. Сострадание — потому что видит, что они так же страдают от грехов и недостатков, как и он сам.

И нам нужно научиться искать Бога как самое главное. Когда мы это поймем и осознаем, то и благодать Божия, войдя в наше сердце, сделает для нас прощение легким. Нам так же тяжело будет кого-то не простить, на кого-то иметь вражду или против кого-то восставать, как нам сегодня тяжело бывает простить, подойти к человеку и сказать: «Прости меня, я согрешил перед тобою. Не держи на меня никакого зла, а я буду за тебя молиться Богу».

Бывает, на то, чтобы сказать эти слова, у человека уходит жизнь. У него мокрая спина и дрожат руки, он целую ночь не спит и думает, как он подойдет, как эти слова скажет, и что будет, если он их скажет — как их воспримут? Но это слова очень важные и очень необходимые. Без этих слов невозможен никакой пост и никакая духовная жизнь.

Мы должны научиться эти слова говорить друг другу не только сегодня, в день Прощёного воскресенья, когда Церковь призывает нас вступить в Святую Четыредесятницу, не имея ни на кого никакого зла и никакой обиды. Но как только совесть твоя или кто-то со стороны подскажет тебе, что ты неправильно поступаешь с ближним, подойди и попроси прощения.

И не бойся, что упадет шапка с головы и спина сломается от того, что ты поклонишься, или кто-то о тебе плохо подумает. Наоборот, ты тем самым проявишь свою христианскую совесть, покажешь, что христиане живут не по законам мира сего, а по закону Божию. А радость от прощения и от того, что благодать Божия в сердце, — намного больше самоудовлетворения, которое чувствует человек, считая себя непогрешимым и во всем правым.

Дай Бог, чтобы ни у кого из нас не было этого чувства собственной непогрешимости, собственной бесконечной правоты всегда и во всем, а были христианское смирение и любовь, которые нам необходимы для того, чтобы наша жизнь была по-настоящему счастливой.

Цитата дня

«

Молиться Богу о вреде врагам значит оскорблять Бога.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100