Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Олег Кручинин

«Пресвятая Богородице, спаси нас»: не ошибочно ли такое прошение?

Молитва БогородицеВ праздник Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаемый 14 октября, мы особо прославляем Божию Матерь. «Пресвятая Богородице, спаси нас» — это, пожалуй, самая короткая молитва к Ней. Но не ошибочно ли это прошение? Ведь спасать нас может только Спаситель, то есть Иисус Христос? Отвечает протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.

 

Святые — наставники наши

Действительно, это прошение отличается от молитвенных воззваний к святым. Обычно, когда мы совершаем молебны тому или иному святому, то исполняем так называемые запевы. Например: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас»; «Святый пророче Илие, моли Бога о нас».

Здесь мы обращаемся к святым как к нашим наставникам, образцам праведности, примерам благочестия, просим им помолиться о нас перед Богом. Давайте вспомним слова апостола Павла, который призывал христиан к такому почитанию: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).

Но когда мы молимся Богородице, то привычное для святых окончание фразы «моли Бога о нас» заменяется на слова «спаси нас». От чего и как нас может спасти Богородица? Разве недостаточно той искупительной жертвы, которую Сын Божий принес на Кресте для нашего спасения? Давайте попробуем разобраться.

 

Воспевая Богородицу, молимся Сыну

Вспомним первую главу Евангелия от Луки, где описана встреча Девы Марии с Архангелом Гавриилом. Сюжет их беседы положен в основу праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. «Не знавшая мужа» Мария, которой тогда было около 14 лет, получила благую весть: «Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:30-33).

Здесь прямо сказано о том, что Сын Божий воспримет Свою Божественную плоть от Марии. Значит, если бы Мария не согласилась бы тогда исполнить эту высочайшую миссию, вся история человечества пошла бы совсем по другому пути.

Но Дева с величайшим смирением и смущением произносит: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Блаженный Феофилакт Болгарский так комментирует эти слова: «Я — доска живописца; пусть творит Господь, что Ему угодно». В этот момент Святой Дух сходит на Неё, и происходит зачатие Сына Человеческого.

Мы видим величайшую покорность Девы Марии перед Господом. Именно через Нее на землю приходит Спаситель. Поэтому воспевая в молитвах Богородицу, мы тем самым молимся и Её всемогущему Сыну.

 

Имя Богородицы передаём из рода в род

«Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:46-47), — скажет чуть позже Дева Мария, придя к своей родственнице Елисавете, которой предстояло стать матерью Иоанна Предтечи.

«Отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк. 1:48-50). Эти слова легли в основу знаменитой Песни Пресвятой Богородицы, исполняемой на богослужениях.

Сознавая величайшую милость Господню к Себе, Богородица говорит, что через Неё эта милость будет послана на все поколения человечества, «боящимся» Господа (то есть почитающим, поклоняющимся Ему).

А слова о том, что Её будут ублажать все роды, — прямое указание для нас на то, что мы должны вечно благословлять это имя, сохранять его значимость для последующих поколений, и, взирая на жизнь и подвиг Пресвятой Богородицы, стремиться к спасению души.

В этом смысле молитва «Пресвятая Богородице, спаси нас» имеет библейское обоснование.

 

Спасение — даже в мелочах

Рассмотрим ещё один евангельский сюжет. Первое чудо, сотворённое Иисусом Христом после выхода на общественное служение, было превращение воды в вино на брачном пиру в Кане Галилейской. О нём рассказывает апостол Иоанн Богослов (Ин. 2:1-11).

Так как свадьбы на Востоке длились до семи дней, в течение которых нужно было кормить гостей, а хозяева дома были людьми небогатыми, у них закончилось вино. И здесь мы читаем о замечательном диалоге между Матерью Божией и Её Сыном.

«И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Же́но? еще не пришел час Мой.
Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте».

Казалось бы, вполне житейская проблема: на свадьбе закончилось вино. Стоит ли по таким пустякам беспокоить Господа? Но Матерь Божия вошла в положение оказавшихся в сложной ситуации людей и ходатайствовала о них.

В ответных словах Господь, казалось бы, не проявляет готовности решить эту проблему. Но на деле Он превращает около 400-600 литров воды, стоявшей в сосудах во дворе, в изысканный напиток.

Примечательна фраза Иисуса Христа: «Ещё не пришел час Мой». Скорее всего, Сын Божий ещё не планировал в этот день являть ученикам Свою славу и Божественную силу. Но после обращения к Нему Богородицы воля Господня изменилась. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».

Это ещё один пример действенной помощи людям со стороны Матери Божией. И здесь Она проявляет смирение: высказывает просьбу и как бы отходит на второй план, предоставляя возможность Господу действовать самостоятельно.

Если спасение по молитвам Богородицы возможно в мелочах, оно возможно и в более глобальных вопросах. Как земные мамы спасают детей от разных бед, так и Матерь Небесная не оставит в беде чад Своих.

 

Богородица. Троица. Вечность

Приведём ещё один аргумент в защиту прошения «Пресвятая Богородице, спаси нас». Эта фраза часто звучит не только на молебнах. Ей заканчивается любое храмовое богослужение.

Когда уже все молитвы прочитаны, наступает время возглашения священником так называемого отпуста — благословения прихожан на выход из храма. А перед самым отпустом священник говорит: «Пресвятая Богородице, спаси нас». На что хор отвечает: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

В этом диалоге священника и хора вновь звучит наше обращение к Богородице с просьбой о спасении. По мнению литургиста и богослова, доктора церковной истории Михаила Скабаллановича, в этих словах заключает и величайшее прославление Её. Мы просим не только молитв о спасении, как у святых, а непосредственно самого спасения. Ведь Матерь Божия — Виновница воплощения Христа на земле.

И далее священник непосредственно прославляет Сына Божьего: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». А хор подхватывает это славословие и расширяет на все три Лица Пресвятой Троицы: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу…», — направляя его в бесконечность: «…и ныне, и присно, и во веки веков».

Таким образом, литургически прослеживается связь между Пресвятой Богородицей, Её Сыном и Триипостасным Богом. Матерь Божия не заслоняет Собой Сына, а становится вратами к Нему. Она не заменяет Собой Крестную жертву, а направляет наши молитвы к Страдавшему на Кресте.

В начале лестницы спасения стоит Богородица, а поднимается эта лестница в вечность. И пусть Пресвятая Богородица поможет нам пройти по этому пути к Богу!

Цитата дня

«

Злом зла никогда не уничтожишь. Оно боится только любви, боится добра.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100