Официальный сайт

Протоиерей Николай Марковский, Мария Цырлина

Праздник Святой Троицы: о траве или о главной тайне христианства?

День Святой Троицы

Фото Ольги Кручининой

После чтения коленопреклонных молитв православные болгары собирают с пола храма всю оказавшуюся поблизости от них траву. Многие верят, что чем больше травы они наберут, тем большую благодать внесут в свой дом.

Во многих сёлах Украины на Троицу плетут венки. Незамужние девушки потом пускают их по воде и гадают на суженого… Особенно же радуются христианскому празднику неоязычники. Согласно их версии, до принятия православной веры славяне якобы праздновали в эти дни «зелёную неделю» — переход от весны к лету — и посвящали её трём языческим божествам: Перуну, Сварогу и Святовиту. Но даже те, кто не относит себя к современным язычникам, верят, что в водоёмах на Троицу нельзя купаться, а трава приобретает особые целебные свойства. Где грань между языческими и православными обычаями? Как правильно провести этот день? Рассказывает настоятель Покровского храма в посёлке Зайцево протоиерей Николай Марковский.

 

О чём этот праздник?

На сороковой день после Воскресения Христос вознёсся на Небо, перед этим благословив Своих учеников и повелев им оставаться в Иерусалиме. На пятидесятый день, когда апостолы собрались в Сионской горнице, на них снизошёл Святой Дух в виде языков пламени, и они заговорили на разных языках, чтобы нести Слово Божие людям.

Не нужно думать, что и на нас в этот день сходит Святой Дух — иначе пришлось бы считать, что после Пасхи Он отходил от нас. От Пасхи и до этого дня мы не совершаем молитву «Царю Небесный» лишь для того, чтобы торжественно и осознанно совершить её в этот праздник. Можно провести аналогию с постами: мы постимся всегда определённый период перед Пасхой, памятью святых апостолов Петра и Павла, Успением Божией Матери и Рождеством Христовым, и это связано с воспоминанием об этих событиях.

Святой Дух всегда с человеком. С момента Миропомазания, если человек живёт благочестиво, исповедуется в своих согрешениях, умеет прощать и любить, Дух Божий его не покидает. В День Святой Троицы мы вспоминаем о событии Его сошествия на апостолов.

 

ЖатваПраздник «седмиц», или день жатвы

В момент сошествия Святого Духа Матерь Божия и апостолы собрались вместе в Сионской горнице не случайно. В этот день отмечался еврейский праздник «седмиц» (на иврите «шавуот»).

В день, когда распяли Христа, праздновалась еврейская пасха — исход евреев из Египта. Иудеи не побоялись нарушить святость этого дня кровавой и страшной казнью. В тот момент, когда в еврейских домах заколали жертвенного пасхального агнца, на Кресте висел Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира.

Через 50 дней после пасхи, согласно библейской книге Исход, пророк Моисей получил на горе Синай скрижали Завета — Десять заповедей Божиих, а также установления об устройстве переносного храма, создании института священства и богослужении. Этот день стал днём рождения Ветхозаветной Церкви, которая просуществовала вплоть до времён Христа — обещанного Мессии, Спасителя мира.

Так как праздник дарования Закона Божия приходился на 50-й день после Пасхи, он стал называться «Пятидесятница». 50-й день — это день по прошествии семи седмиц (то есть недель). Так было проще вычислить дату праздника. По этой причине он также называется праздником «седмиц».

Ко дню дарования заповедей у иудеев также был приурочен более древний праздник начала жатвы. В это время в Палестине собирали первый урожай зерновых. Аграрные праздники есть практически у всех народов. Они возникли на заре зарождения земледелия и существуют и поныне. Неслучайно эти праздники совпали: создание Церкви — время духовной жатвы. Собирательный образ верующих как принёсшей свой плод виноградной лозы, маслины или нив с созревшей пшеницей встречается у многих пророков.

В день Пятидесятницы евреи приносили в храм начатки нового урожая — снопы колосьев и ветви с первыми плодами для освящения. Со временем возникла традиция украшать храм и дома колосьями и ветвями деревьев, которая существует в Церкви и поныне.

 

День Рождения Церкви

В такой украшенной Сионской горнице собрались вместе для празднования Пятидесятницы ученики Христовы. Внезапно они услышали шум, как бы от несущегося сильного ветра, и каждый получил «крещение Духом Святым» (Деян. 1 и 2 гл.). Из робких и боязливых, гонимых и преследуемых галилейских рыбаков они превратились в смелых и мудрых проповедников евангельской вести, апостолов, на «камне» которых была основана Церковь Христова. Отныне Дух Святой неразлучно пребывает в ней. Так день рождения Ветхозаветной Церкви стал днём рождения Церкви Нового Завета.

Как любой другой праздник, День Святой Троицы имеет свои обычаи. Их можно разделить на две группы. Первая — приметы, возникшие вследствие наблюдения за природой. Например, в праздник Пятидесятницы втыкали веточки деревьев в землю и так определяли, будет лето дождливым или засушливым: если веточка оставалась зелёной долгое время, значит, засуха полям не грозила. Вторая группа обычаев — разнообразные народные традиции, а также суеверия, идущие от времён язычества. Что из народных представлений правда, а что миф? Давайте разберёмся.

 

Троица в Казанском храме ГорловкиМиф № 1. В этот день вся трава становится целебной.

В народе есть традиция на Троицу украшать храмы чабрецом и берёзовыми ветвями, другой зеленью. Сказать, что трава в этот день приобретает какие-то особые свойства будет неправдой. Обычай украшать зеленью дома и храмы пошёл от того, что зелень — это символ жизни, которую подаёт Святая Троица.

 

Миф № 2. Обязательно принести в храм зелёные ветви или букетик цветов, чтобы освятить их. Лучше всего для этой цели подходят ветви берёзы.

Ещё с языческих времён люди собирали в это время всевозможные травы, имеющие лечебные свойства. Когда христианство пришло на Русь, эта традиция переплелась с христианским праздником. Люди приходят в храм с ветвями, пучками трав и полевых цветов. Особенно часто можно увидеть веточки берёзы. На Руси издавна берёза считалась символом чистоты, непорочности. Чтобы уйти от языческого отношения к траве, в Церкви её освящают. Сказать, что это канонически правильно — нет. Это просто народная традиция.

 

Миф № 3. В храм женщинам обязательно надеть платок или другую одежду зелёного цвета.

Это просто народная традиция. В храм приносят зелёные ветви, священники служат в зелёном облачении. В зелёное облачаются престол, аналои. Люди, видя это, также решают прийти в зелёной одежде. Это и не плохо, и не хорошо. Этот день принято проводить среди зелени. Если кому-то нравится надеть зелёную одежду — надевайте на здоровье. Но если у вас нет ничего зелёного, и вы придёте, например, в белом, в этом не будет никакого греха.

 

Миф № 4. Пучок травы с праздника Троицы нужно хранить дома весь год.

Необязательно хранить освящённую траву весь год, но если кому-то нравится так делать — пожалуйста. Никто этого не запрещает. Приписывать освящённой траве какие-то особые целебные свойства нельзя.

Другой обычай, дошедший до нас с языческих времён — в Троицкую родительскую субботу опахивать могилы берёзовыми ветвями. В народе есть поверье, что они охраняют место от злых духов. Это язычество. Христос говорит, что нечистый дух изгоняется только постом и молитвой, берёзовые ветви здесь не помогут.

 

Роса на травеМиф № 5. Утром полезно пройтись по росе, а если будет лить дождь — прогуляться под дождём. Если получится — собрать росу как средство от всех болезней.

В народе всегда было особое отношение к росе и дождю. Считалось, что прогулки по росе или под дождём прибавляют здоровья. Чтобы «вызвать дождь», в языческие времена собирали росу или приносили в дом так называемые «слезливые травы» — люди плакали над травой, роняя на неё слёзы, поскольку они были похожи на дождь. Этот обряд как раз совпадал с завершением посевной. Устанавливалась жаркая погода, и полям нужна была влага. С приходом христианства на Русь в это время стал отмечаться праздник Святой Троицы. Но православный христианин просит помощи не у росы, не у неба и солнца, а у Бога. Поэтому бегать по росе или под дождём ему не нужно — разве что он просто любит это делать.

 

Миф № 6. Тем не менее, купаться в этот день нельзя.

В языческие времена в народе существовало поверье, что в эти дни русалки завлекают купающихся и могут даже утянуть на дно. Это время ещё называли «русальными днями». Если кто-то сегодня верит в русалок — пусть не купается.

С благочестивым отношением к празднику это никак не связано. Если День Святой Троицы пришёлся на ваш отпуск, и вы с семьёй сейчас отдыхаете на море, вам не то что можно, но и нужно купаться в этот день. Если утром вы сходили на службу в местный храм, помолились, поздравили своих родных с праздником, смело идите затем на пляж и продолжайте радовать свою семью заслуженным отдыхом.

 

Традиции I века

Богослужение юной Церкви в апостольские времена во многом вобрало традиции ветхозаветного богослужения. В день Пятидесятницы исполнялись псалмы 113-118, повествующие об исходе израильтян из Египта — прообразе избавления человечества от рабства греху через крестную смерть Спасителя.

В этот день также совершалось крещение оглашенных — в память о том, что в день Пятидесятницы Церковь пополнилась 3000 христианами.

Предполагают, что к этому времени относится установление Троицкой родительской субботы как дня молитвы по почившим в вере. Ведь именно в субботу Спаситель сошёл во ад к душам умерших…

Вообще первым христианам не было особой нужды «вспоминать» и как-то выделять день Пятидесятницы. Святой Дух видимо действовал в Церкви. Он так же оставался с апостолами и всеми учениками Христовыми, как в тот самый день Пятидесятницы. Они пророчествовали, говорили на разных языках, исцеляли молитвой и пребывали в единении и любви. День Пятидесятницы непрерывно продолжался в Церкви весь апостольский век.

 

Миф № 7. Этот день особенно «благодатный»: если кто-то посватается в этот день, всю семейную жизнь обязательно будет счастлив.

В это время заканчивалась посевная и люди ждали первого урожая. Наступали дни отдыха. Поэтому девушки спешили найти женихов, а юноши — посвататься. Но говорить о том, что каким-то образом День Святой Троицы влияет на семейную жизнь, конечно же, нельзя.

Любое дело требует труда. Если человек избрал себе спутницу жизни и готов трудиться над отношениями, прощать, нести довольно нелёгкое бремя семейной жизни, при этом уповая на помощь Божию, тогда она сложится счастливо. А если человек надеется на какой-то день и не прилагает собственных усилий, вряд ли он придёт к счастью. Не нужно православному празднику приписывать какое-то магическое значение.

 

Народные традицииМиф № 8. Накануне Троицы умершим прощаются все грехи, молиться можно даже за самоубийц и некрещёных родственников.

Мы не знаем воли Божией. И говорить, что в какой-то определённый день умершим прощаются грехи, нельзя. Нам остаётся только молиться за этих людей, чтобы Господь простил их и упокоил в Царстве Своём Небесном. Мы всегда молимся о некрещёных и самоубийцах — но не в храме, а в своих личных молитвах. Ведь эти люди — не члены Церкви Христовой. Нет никакого определённого дня, когда кому-то из умерших прощаются грехи, или когда молитва о них более «слышна» Богом. Молитва и добрые дела — труд, которого Господь ждёт от христианина каждый день.

В Троицкую родительскую субботу желательно прийти в храм, помолиться, заказать панихиду, помянуть своих усопших в православной вере родственников. Хорошо сделать в этот день какое-то доброе дело — раздать продукты нищим, например.

 

Миф № 9. Незамужним девушкам нужно плести из трав венки, носить их или пускать по воде.

Я, честно говоря, не понимаю, зачем этим заниматься? Есть странные люди, которые ходят в православный храм, но при этом верят в духов, русалок, ставят домовым молоко и занимаются разными гаданиями. Не нужно смешивать такие языческие традиции с православием. Как Церковь относится к этому? Церковь вообще к этому не относится.

В Церкви есть Троица, Дух Святой, богослужение, покаяние и причащение. А то, что люди выдумывают себе сами — пускать венки по воде или прыгать через костёр — к ней не имеет никакого отношения. Я как священник не советовал бы этим заниматься.

 

Первый праздник Церкви

Пятидесятница наряду с Пасхой — один из первых праздников, зародившихся в Церкви. Согласно сохранившемуся фрагменту письма сщмч. Иринея Лионского, уже во II веке этот день отличался особенным торжественным богослужением. Также в Пятидесятницу не преклоняли колен (по сей день коленопреклонные молитвы Дня Святой Троицы литургически относятся к вечерне следующего дня). К примеру, праздник Богоявления возникнет только в III веке (как одновременное воспоминание событий и Рождества Спасителя, и Его Крещения).

 

Самый долгий из праздников

В жизни Церкви III века весь период от Пасхи до Пятидесятницы становится святыми, праздничными днями. Духовное ликование и радость о Господе пронизывает календарный год христиан в то время. Это способствует продолжительности праздников и появлению новых. Пятидесятницей называется не только сам День Святой Троицы, но и все 50 дней после Пасхи, которые составляли, таким образом, самый продолжительный праздник в истории Церкви. «Собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут заполнить Пятидесятницу», — пишет Тертуллиан.

 

День Святой Троицы

Фото Ольги Кручининой

Крестные ходы и люди в белых одеждах

На месте, где произошло сошествие Святого Духа на апостолов — в Сионской горнице, — по свидетельству паломницы из Аквитании Сильвии, в IV веке совершалось особое торжественное богослужение. После воскресной утрени с чтением Евангелия в храме Воскресения духовенство и миряне шли крестным ходом на гору Сион. Там в церкви на месте сошествия Святого Духа читался отрывок из книги Деяний об этом событии. Затем была продолжительная праздничная проповедь пресвитеров, после которой начиналась литургия. После обеденной трапезы богослужение продолжалось на Елеонской горе, в Храме Гроба Господня и затем снова в Сионской горнице — до самой ночи. Завершалась служба около полуночи.

В ночь накануне праздника бывало всенощное бдение, за которым совершалось крещение оглашенных. Целую неделю после этого они носили крещальные одежды, и христианские города были наполнены радостными людьми в белых одеяниях. По сей день за праздничной литургией вместо Трисвятого поётся приветствие к тем, кто в этот день принял Святое Крещение: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…»

Во многих Церквях уже тогда празднование Пятидесятницы продолжалось затем всю неделю. И сегодня у нас отдание праздника совершается лишь в следующую субботу после него, а пост в среду и пятницу отменяется.

 

День Святой Троицы

В IV веке после богословских споров о понимании Святой Троицы и окончательного утверждения догмата о ней в Никейском символе веры день Пятидесятницы стал также называться Днём Святой Троицы — как праздник, наиболее полно раскрывающий учение о Ней.

У католиков, в отличие от нас, праздник Троицы и вовсе выделился отдельно и не совпадает с Пятидесятницей — днём сошествия на апостолов Святого Духа. В Католической церкви он отмечается на неделю позже. Богослужение в оба дня у католиков совершается не в зелёном, а в красном облачении — в напоминание об огненных языках, сошедших на апостолов.

Уже в V веке богослужение праздника Пятидесятницы совершается почти так же, как и сегодня. Тем не менее, стихира праздника и одна из главных келейных православных молитв — «Царю Небесный» — появляется только в VIII или IX веке. К сожалению, автор её неизвестен.

 

Праздник вне времени

По сей день Пятидесятница — один из центральных праздников в богослужебном круге. Все воскресенья после неё именуются «Неделями по Пятидесятнице» — до следующего предпасхального периода. При этом отсчёте седмиц сам праздник оказывается как бы вне временного цикла: воскресный день Пятидесятницы не включён ни в предшествующую ему, ни в следующую после него седмицу. Это литургически указывает на то, что произошедшее в День Святой Троицы находится вне времени.

 

Читайте и смотрите также:

День Святой Троицы

 

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100