Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Александр Хворост

Похороны онлайн: как относиться?

ПохороныНе так давно в сети появилась новая услуга — похороны онлайн. Обусловлено её появление особенностями пандемии коронавирусной инфекции, когда родственники не имеют возможности лично попрощаться с усопшим. На помощь им пришли современные технологии, а именно — платформы онлайн-конференций, которые помогают людям в разных точках мира видеть на экране то, что происходит на расстоянии многих километров от них в реальном времени. Как относиться к такому явлению, особенно если учесть, что во время пандемии можно виртуально присутствовать даже на литургии? Всё ли, что проводится онлайн, хорошо? Какие опасности есть у такой ситуации? Есть ли какие-то моральные границы для стриминга? На наши вопросы ответил протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки.

 

Потерявши плачем?

Всё новое поначалу настораживает. Да, раньше не было таких технологий, какие появились в последнее время. У нас теперь есть возможность с помощью интернета, в частности стриминговых платформ, видеть и слышать происходящее в разных уголках света, причём участников таких онлайн-встреч может быть много.

Коронавирусная инфекция стала новым и непознанным явлением для всего человечества. Это вызов времени, но прежде всего в происходящем проявляется Промысл Божий: Господь нам показывает, что мы не такие могущественные и всесильные, как о себе думаем. Люди столкнулись с пандемией, в результате чего обострились многие проблемы, которые давно накапливались — и в бытовом, и в социальном, и в духовном плане.

Похороны онлайн — явление интересное в том плане, что раньше люди не сталкивались с подобным и не ценили возможность попрощаться с близким человеком. Точно так же мы не ценили, что можем ходить в храмы: нам казалось, что это будет возможно всегда. Такая ситуация — повод задуматься о ценности всего того, что мы имеем. Люди начинают дорожить чем-то, когда теряют. Коронавирус и связанные с ним ограничения обнажили множество проблем, но они — лишь видимая верхушка айсберга. Помимо прочего люди столкнулись с большим пластом вопросов духовного характера.

 

Похороны онлайн? Странно, но допустимо

Возвращаясь к теме похорон онлайн, скажу, что в такой практике нет ничего плохого. В моём храме некоторое время назад была такая ситуация: умер прихожанин, мы отпевали его в храме. Собрались дети, родственники, а жена не могла присутствовать, потому что ещё проходила лечение. Дети сняли на видео процесс отпевания и показали ей — чтобы у женщины была хоть какая-то видимость присутствия на похоронах родного мужа. По сути, такая ситуация ничем не отличается от похорон онлайн. Думаю, ничего плохого в желании человека попрощаться с близким нет. Здесь главный вопрос заключается в отношении человека к тому, что происходит. Если он дорожит ближним — это приемлемо, а вот если он присутствует из любопытства или по каким-то другим причинам, то это уже нехорошо.

У нас есть чин заочного отпевания, после которого священник запечатывает землю в храме. Это церковное нововведение ХХ века, оно возникло во времена, когда священнику нельзя было совершать обряды и таинства за церковной оградой. Отпевать усопшего в храме также не допускалось, поэтому и была введена такая практика, когда человека отпевали заочно, а потом освящённую землю из храма приносили на могилу. Да, в ХХ веке не было интернет-технологий, но это был вызов времени, на который Церковь отреагировала. В итоге такая практика существует до сегодняшнего дня — так поступают, когда священника не получается пригласить на похороны. Так что определенная аналогия есть, и можно сказать, что новое — это хорошо забытое старое.

 

Опасности повсеместной открытости

Меня в этой ситуации пугает другое: доступность того, что ранее требовало труда для приобщения. Мы живём в эпоху, когда любое событие мгновенно становится достоянием общественности. Эта крайняя открытость коснулась и Церкви. В сети публикуют трансляции богослужений, но помимо этого люди выкладывают частные видеозаписи происходящего. Некоторые сознательно идут на то, чтобы обнародовать что-то скандальное, порочащее Церковь. Люди, враждебно настроенные к ней, раздувают внутренние проблемы, выносят их напоказ, преувеличивают. Одно из направлений борьбы с Церковью — информационное, когда незначительное раздувается, и в итоге искажается истина. Идёт лавина клеветы и попыток дискредитации. В итоге мы, верующие, становимся заложниками ситуации.

Сокровище не нужно выставлять напоказ, его берегут и прячут. Точно так же не показывают всем сокровенное. Поэтому лично я против того, чтобы во время онлайн-трансляций показывали Святые Дары, Чашу, моменты причащения священнослужителей и прихожан — потому что это интимно, это тайна. То же касается и похорон онлайн — можно осуществлять это новшество благочестиво, а можно превратить его непонятно во что. Мы не всегда знаем, кто увидит то, что показываем, и какой будет реакция на увиденное, так что нужно быть очень осторожными.

 

Реальность или суррогат?

Вторая опасность — люди легко забывают, что ничто не может заменить реальность. Никакая онлайн-трансляция не заменит реального присутствия! У нас может сформироваться иллюзия, что информационные технологии могут нам дать всё и вся. Мы незаметно для себя уже повернули в сторону западного общества, где есть телепроповедники, которые могут не иметь реальной аудитории, только виртуальную, но пользуются большим успехом. У православных блогеров тоже есть подписчики, которые смотрят и донатят — вносят пожертвования. Вроде бы в этом нет ничего плохого, но это не реальное общение, не реальная духовная жизнь, а иллюзия и суррогат. Мы в этом всё больше и больше погрязаем, и это большая проблема. Именно поэтому я решил, что не буду вести никаких трансляций из своего храма. Не хочу менять реальное на виртуальное.

Человек живёт реальным: ему нужны реальные еда, тепло, вода, свет. С духовными благами то же самое: нам нужна реальная соборная молитва, причастие, исповедь. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Он говорил о настоящей встрече. В этой связи вопрос: присутствует ли Он в сети, во время онлайн-трансляций? Дух Святой нисходит в храме, а не возле экрана компьютера. Это всё иллюзия присутствия.

Если человеку реально плохо, случилась беда, никакая интернет-трансляция не заменит ему беседы со священником, исповеди, таинств. Ему нужна настоящая, а не виртуальная помощь. Да, бывают особые случаи, когда альтернативы нет и можно помочь только онлайн, но это временная мера.

 

Новшества: безвозмездное благо или товар?

Беда нашего времени в том, что все нововведения — это информационный продукт, который создаётся прежде всего для того, чтобы заработать на них. Все технологии и коммуникации стоят денег. В создании новых ресурсов, разработок и продуктов нуждается не столько потребитель, сколько производитель. Разумеется, вторым шагом после создания чего-то нового будет работа по внушению, что людям не прожить без предлагаемой новинки.

Сейчас чего только не выкладывают в сеть и не проводят онлайн! Люди доходят до предельной откровенности и даже бесстыдства в желании привлечь к себе внимание или заработать на ажиотаже. Даже информация о Церкви может публиковаться не столько с миссионерской целью, сколько от желания получить прибыль, а это уже корысть и сребролюбие — грехи, в которых мы призваны каяться каждый день! Ведь Господь говорит: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8).

С новыми технологиями нужно быть осторожными. Они должны занимать незначительное место в нашей жизни. Если же заняли значительное, то это повод задуматься, тем ли вы живёте.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Быть добрым — значит быть счастливым.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100