Официальный сайт

Протоиерей Владимир Шутов

Почему Успение называют летней Пасхой?

УспениеПочему для христиан Успение — это праздник? Какое отношение он имеет к Пасхе? Помог разобраться протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

В канонических текстах Священного Писания — Евангелии, Деяниях святых апостолов — нет указания времени и места Успения Богородицы, нет описания и самого события. Мы черпаем информацию о нём из Священного Предания нашей Церкви, которое почитаем наравне со Священным Писанием.

Принято считать, что Воскресение Христово совершилось в 33 году (простая математика: берём за точку отсчёта год Рождества Христова и добавляем тридцать три года). Успение Божией Матери, согласно Священному Преданию и хронике церковного историка Евсевия Кесарийского, произошло в 48 году, то есть через 15 лет после Воскресения Спасителя. В эти годы Пречистая Матерь пребывала с апостолами, приняла с ними дар Пятидесятницы, путешествовала. Всё это время главное, о чём говорили апостолы и что они проповедовали, было Воскресение Христово. Однако не все это принимали — вспомним апостола Павла и его проповедь в Афинах, когда его не стали слушать при упоминании Воскресения Спасителя. Люди не могли принять главного события, а ведь «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14).

В одном из своих посланий апостол говорит: Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп. 3:21). Поверить в воскресение мёртвых даже в наше время очень трудно, хотя мы имеем множество свидетельствующих об этом фактов. Поверить в него в те времена, когда ученики Христовы несли свет христианского учения в мир, было ещё сложнее. Для одних это был соблазн, для других — безумие. Некоторые если и соглашались, что Христос воскрес, то считали это возможным только потому, что Он — вочеловечившийся Бог. Как может воскреснуть обычный человек, разве это возможно?

Ответом на этот вопрос стал факт Успения Божией Матери и того, что случилось после. События, описанные в Предании — например, когда по просьбе апостола Фомы открыли пещеру и не нашли там тела Пречистой, — свидетельствуют о том, что обещанное воскресение людей возможно, ведь Божия Матерь была человеком, из плоти и крови. Это свидетельство ещё одной победы над смертью. Если первая была одержана Богочеловеком силой Его Божества, то здесь она достигнута человеком земной жизни — Пресвятой Девой Марией, Которая в своей жизни воплотила всё то, о чём говорил Её Сын и наш Бог. Это даёт надежду, что мы тоже сможем, идя по стопам Спасителя и Божией Матери, достигнуть этого. Именно потому Успение называют второй Пасхой. Господь на примере Своей Матери, чью душу Он безболезненно забрал и чьё тело взял на небо, показывает, что будет во времена Второго пришествия, когда Он воскресит всех нас.

О Божией Матери очень трудно что-то говорить — настолько эта тема близка каждому христианину. У каждого из нас есть или была земная мама. Наши мамы, как правило, хорошие, добрые, любящие. Когда люди теряют их, охватывает тоска: оказывается, на земле уже некому так горячо помолиться о них. Христиан же утешает знание, что есть Мама, Которая не умирает, чья любовь не истощается. Это даёт большую радость. Пречистая Матерь — воплощение всепокрывающей любви, доброты, чистоты. Она кротка и добра.

Если такая любовь возможна в человеке — значит, и Воскресение возможно, потому что мы, воскресая, соединяемся с Господом Богом, а Господь есть любовь. Нужно только стремиться к этой любви. Потому нам так близок праздник Успения, ведь это праздник всепрощающей любви, которой способен достичь каждый человек. Каждый может воскреснуть со Христом и жить с Ним в вечности, это замысел Божий, это смысл жизни каждого человека. Это было смыслом жизни и Пречистой Божией Матери, Которая с самого раннего возраста стремилась к одному: угодить Богу. Её жизнь и Её успение свидетельствуют, что любовь не умирает. Она не может умереть. Человека, наполненного любовью, встречает Сам Господь: Он безболезненно берёт его душу и преображает тело. Вера в это даёт нам надежду и радость — такие же большие, как и в пасхальные дни.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Горе человеку, который полагается на собственную силу, или свой подвиг, или на свои природные дарования, или на свою волю, а не возлагает всей надежды на Бога.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100