Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Священник Димитрий Паламарчук

Почему одним людям проще удержаться от греха, а другим труднее?

ИскушениеДействительно ли есть люди, которым проще противостоять греху, нежели другим? Если да, то в чём они черпают силы для этой борьбы? Или это просто талант, который не требует особых усилий? На наши вопросы ответил священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья.

Почему одним проще удержаться от греха, а другим сложнее? Мне в этой связи вспоминается евангельская притча о талантах. Часто под ними понимают предрасположенность к какой-либо деятельности, типа игры в футбол или пения. Однако некоторые толкователи Священного Писания говорят, что таланты — это жажда духовной жизни. Вера в то, что наша жизнь не заканчивается лопухом на могиле, а продолжается после того, как нас положат в землю.

Я тоже думаю, что стремление к добру, свету, к Богу — это таланты, которые заложены в нашу душу с рождения. Есть те, кто одарён в большей мере, и те, кто в меньшей. Встречаются люди, которые не ходят в храм, но интересуются тем, зачем они живут. Им не всё равно. Когда они знакомятся с христианством — не формально, а глубоко, — то довольно легко принимают его истины. Есть другие люди, которые не имеют такой чуткости, более того: им всё равно, есть Бог или нет, в чём смысл их жизни. Думаю, им не только сложно удержаться от греха — они не видят грехов вообще. Это люди с духовной слепотой.

Если говорить в контексте нашего вопроса о христианах, то обычно они делятся на две группы. Первые — те, кто видит свои грехи и хочет избавиться от них. У них по мере воцерковления проявляется смирение. Они понимают, что не совершают греха только потому, что Бог не поставил их в способствующие тому условия. Вторая категория — те, кто вообще не видит своих грехов. Они приходят на исповедь и говорят: «Я вообще ни в чём не грешен!» Или заявляют: «Грешен всем!» Воцерковляясь, приносят на исповедь листочки, по которым просто перечисляют список грехов, однако о покаянии там речи нет.

Откуда проистекает умение видеть свои грехи? Почему не всем оно дано? Оказывается, многие люди, воцерковлённые и много лет причащающиеся, никогда в жизни не открывали Евангелие. Есть те, кто прочитал его для галочки. Чему оно учит — им неведомо. Таким людям сложно противостоять греху, поскольку они не знают, что это такое, в чём он состоит. Для некоторых грех — это какая-то несуществующая фикция, выдумка Церкви. Есть и такие, для кого он — «пережиток прошлого».

Думаю, таким людям нужно объяснить: то, что Церковь считает грехом — это не система запретов, нарушая которые, мы обидим Бога. Грехом мы раним свою душу. Есть духовные законы, нарушение которых влечёт за собой определённые последствия. Эти законы действуют так же, как и физические, то есть они постоянны и неизменны. Закон всемирного тяготения действует всегда, так же происходит и в духовной жизни. Откуда можно узнать об этих законах? — из Евангелия.

Некоторые спрашивают: «Какое кому дело, что я чем-то грешу? Я ведь наношу вред только себе». Это не так. Человек, совершая грех, невольно заражает им тех, кто находится вокруг него, просто люди, не соотносящие свою жизнь с Евангелием, не замечают этого. Они не то чтобы расположены ко греху, но не готовы противостоять ему. Искушения нас ничего делать не заставляют, они нам предлагают: «Зачем тебе просфора и святая вода? Лучше съешь бутерброд! Не надо молиться, потом в дороге аудиомолитвы послушаешь». Мы сами выбираем, согрешить или нет. Тяжело противостоять искушениям тому, кто их не видит.

Уильям Хант. Светоч мираГде черпают свои силы для борьбы с грехом те, кому, как нам кажется, проще уклоняться от него? — у Бога, Который постучал в их сердца и Которому они их открыли. Но сколько тех, кто не замечает этого стука! Есть картина кисти Уильяма Холмана Ханта, английского художника ХІХ века, которая называется «Светоч мира». На ней изображён Спаситель, Который стучит в закрытые двери. Вокруг ночь, дверь дома заросла сорной травой: видно, что её давно не открывали. Удивительно то, что на внешней стороне двери нет ручки. Внимательный зритель понимает: это значит, что мы сами должны отворить Богу дверь нашего сердца — дверь, которая открывается только изнутри.

Однажды человек понимает, что сам он бороться с грехом не может. Как бы ни пытался, грех сильнее него, и даже крохотную страстишку порой невозможно одолеть. Он осознаёт, что только с помощью Божией можно что-то сделать, а для этого надо Богу доверять. Этот момент — начало смирения. Когда христианин приходит к этому, Господь помогает ему избавиться от тех или иных грехов. Когда же он думает, что может справиться сам — его ждёт падение.

Пока человек не поймёт, что его «я» мешает победить грех, ему Господь не нужен. Наша сила — в смирении пред Христом. Чем меньше мы мним о себе, тем скорее сможем преодолевать свои духовные недуги.

Первым вошёл в рай разбойник. Это значит, что по милости Божией всё возможно. Если бы первым туда попал Иоанн Креститель, всё было бы понятно, но у Бога всё иначе. Так что всем нам нужно понять: нам нужен Спаситель, Он уже пришёл, уже стучит и ждёт, когда же Ему откроют.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей, потому что истинный пост есть устранение от злых дел.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100