Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Леонид Доценко, Мария Цырлина

Перед лицом смерти

Храм Гроба Господня

Мозаика «Снятие с Креста» в Храме Гроба Господня

К нашей смерти будут относиться по-разному. Вот небольшая горстка людей, которые рыдают на нашей могиле. Они были и остались самыми близкими нам. Двадцать минут, и они ушли. Некоторые из них через неделю пойдут на встречу с друзьями или усядутся перед телевизором, чтобы посмотреть любимый сериал. Их мысли будут далеки от нас. Возможно, больше к нам не вернутся. Не судите их — быть может, это из страха вновь пережить и прочувствовать горе потери.

А вот стоят другие, кого мы тоже считали близкими нам. Они напрасно пытаются выдавить из себя слезу. Многие из окружающих верят в их искреннюю скорбь, но мёртвых не обманешь. Нет, они, конечно, скорбят и расстроены, но недостаточно сильно. Не так, как мы бы расстроились, если бы, умерев, одновременно остались живы. Уж мы бы точно рыдали по своей кончине, были бы всем в этом примером.

Есть те, которые просто стоят и ждут, чтобы разделить наши одежды. Через шесть месяцев им достанется что-то из нашего имущества по наследству. Это неприятно. Наши вещи и одежда — уже не наши. В этом мире уже нет ничего нашего. Как мы перебирали когда-то одеждой, переживали о том, что она недостаточно модная или на ней появилось невыводимое пятно! Теперь это пятно тоже уже не наше, теперь оно стало их заботой.

Мы тоже по-разному будем относиться к чужой смерти. К смерти самых близких нам. Считаем ли мы Христа родным и близким себе? Любим ли мы Его? Из года в год мы переживаем Страстную Пятницу. Но сколько пятниц мы думали о Нём? И думали ли о Нём непрерывно? Скорбели искренне или больше следовали традиции? А в Великую Субботу не улетучивалась ли наша скорбь в спешке с приготовлением пасхального кулича и крашеньем яиц?

Что такое настоящая скорбь? Какая она — скорбь по умершему — в свете нашей веры в Воскресение? Как мы должны скорбеть по Христу? Страстная Пятница — реальное переживание или просто дань традиции? Ведь мы прекрасно знаем, что дальше будет Воскресение…

Благочинный Добропольского округа, настоятель Троицкого храма Доброполья протоиерей Леонид Доценко:

 

Храм Гроба ГосподняСтрастная Пятница: дань традиции или реальность?

Любой церковный праздник — это, прежде всего, участие в реальных событиях. Пусть каждый год повторяется Великая Пятница, но мы из года в год становимся соучастниками события, которое произошло в этот день, как будто оно происходит впервые, и не кто-то когда-то, а именно мы стоим у Креста, смотрим на все страдания Господа, сопереживаем Ему и осознаём, что всё это случилось и из-за наших прегрешений.

Если мы посмотрим на то, как наши предки готовились к Пасхе, то они старались приготовить куличи и всё самое основное к празднику ещё на Вербной Неделе. А на Страстной седмице — по минимуму заниматься повседневными делами. Для этих дел они выбирали время, когда в храме не шло богослужение. В первую очередь шли на службу, а затем уже занимались делами. Никто не шёл на работу и не готовился к Пасхе в ущерб богослужению, которое бывает только раз в году. В наше время многие тоже стараются так поступать.

 

О христианской скорби

Скорбеть по Христу — значит ценить то, что Господь пришёл и пострадал ради каждого из нас. Когда нам захочется согрешить — вспомнить о Христовых страданиях и отбросить желание это сделать. По возможности, стараться не грешить. Понимать, какой ценой мы были искуплены от греха. Ценить то, что Господь нам даровал. Быть благодарными Богу за то, что Он пришёл ради нас и нашего спасения. Это будет христианская скорбь.

В. Васнецов. Плащаница.

В. Васнецов. Плащаница.

Не нужно из себя выдавливать слёзы, представлять какие-то картины, чтобы расплакаться. Чувствительность в христианстве должна уходить на второй план. Нужно иметь здравый смысл и не подчиняться эмоциям и чувствам — это может завести в тупик и привести к погибели.

В этот день мы стараемся быть в храме, посвятить самое главное, что у нас есть, — время — Господу. Но если кто-то нуждается в нашей помощи, и это не может подождать до завтра, то нужно отвлечься от богослужения и от нашей скорби и поспешить на помощь. Тогда мы поможем человеку, как если бы помогли Самому Христу.

В этот день неуместно ходить по гостям, заводить праздные разговоры. Друзей лучше проведать в пасхальные дни – в Светлую седмицу.

В отношении всех умерших мы должны верить в то, что Господь им уготовал вечную жизнь. Как поётся в церковном песнопении, там нет ни печали, ни воздыхания. Если мы скорбим из-за того, что родственника с нами нет и что нам от этого плохо — это эгоизм. Да, конечно, мы привыкли его видеть, но что лучше — чтобы он болел, испытывал боль и страдал, постоянно находился в печали от этих страданий или чтобы он был с Господом? Этим нужно утешаться.

Если нахлынули воспоминания об умершем — это нормально. В такой момент можно почитать Псалтырь, пойти кому-то помочь — это будет то же самое, как если бы мы помогли своим усопшим родственникам и близким. Угнетать себя скорбью не надо, ведь жизнь продолжается.

Было много случаев, когда умершие являлись своим близким и говорили им: «Сколько вы будете плакать? Мы уже в слезах утопаем. Лучше помолитесь и совершите милостыню. Это будет самая лучшая память о том, что мы у вас были, и есть, и будем».

 

В Храм Гроба Господня в первый раз лучше приходить ночью. В половину первого ночи на несколько минут приоткрывается калитка, ведущая во внутренний дворик, и привратник запускает желающих помолиться. Всё как в притче о мудрых девах — опоздавших не впускают: из соображений безопасности. В Иерусалиме до сих пор боятся терактов. Поэтому — «елицы вернии»…

Как раз заканчивается католическая месса — христиане всех вероисповеданий, кроме протестантов и сектантов, служат здесь по очереди. Католики отправляют свою мессу внизу, в боковом приделе. В ушах всё ещё раздаются удивительные звуки органа, хотя месса уже закончилась. Православная ночная литургия совершается на месте Распятия. Наверх, на Голгофу, ведут две лестницы с узкими ступенями — с разных сторон.

 

Служат греческие священники на греческом языке. Но многие слова интуитивно понятны. «Херувимы», «ангельскими дориносима чинми» — легко угадываются… «Евхаристия», «литургия» — тоже слова греческие. «Кирие, элейсон!» — знает каждый православный. Хор греческих монахов протяжно и красиво выводит слова молитвы. Но в минуты, когда пение замолкает, в воздухе стоит какая-то невыразимая и трогательная тишина. Чувствуется, что и орган, и другие музыкальные инструменты здесь будут лишними.

Электрическое освещение не включается — служат при свечах. Горит множество лампад, которыми украшено Распятие.

После богослужения можно подойти к святыням. Никакой спешки, никаких случайных туристов. Сколько угодно можно постоять на коленях и помолиться перед местом, где стоял Крест Господень.

Сегодня выемка, вырубленная римскими палачами в скале, обложена мрамором. Над ней стоит мраморный алтарь. Только что на нём совершалась Бескровная Жертва — на том самом месте, где была принесена Жертва Христа. Нет никакого иконостаса, никаких Царских врат, солеи и амвона. Всё близко и рядом — так, как было для тех, кто стоял тогда у Креста.

Голгофа небольшая. Над значительной частью скалы построен второй этаж храма. Меньшая часть — за местом, где стоял Крест, — закрыта стеклянным полом. Через него можно посмотреть на камни Голгофы. Сделано это из-за чересчур безответственных паломников, которые едва не разобрали святыню по частям: каждый стремился увезти на память отсюда камешек.

Под лестницами, ведущими на второй этаж, сбоку устроено помещение, в котором положены мощи святых. «Глава Адама» — прочитывается по-гречески на одном из мощевиков.

Храм Гроба Господня

Под Голгофой: трещина проходит прямо под местом, где стоял Крест. Следствие землетрясения, о котором повествует Евангелие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сам храм очень большой. Под его двумя куполами — и место Распятия, и место, куда положили Тело Господа, снятое с Креста, и где помазали его миром, и грот Иосифа Аримафейского, где погребли Спасителя, завалив вход огромным камнем, — кувуклия (по-гречески «часовня») Воскресения. В самом центре, под главным куполом, находится православный греческий храм с иконостасом, солеёй и амвоном. Службы там проходят по воскресеньям и праздникам. Центральный храм находится прямо напротив кувуклии Воскресения, и часть богослужения совершается в ней.

Есть католический, армянский, коптский приделы с алтарями и жертвенниками, православный придел святой Елены на месте, где мать императора Константина обрела Крест (об этом вспоминается в праздник Воздвижения), много служебных помещений, в которые любопытному глазу паломника хочется заглянуть.

 

Древняя мозаика в приделе святой Елены. Мозаика в армянском приделе не уступает ей в красоте. Как-то неудобно ходить по изображениям храмов, да и зайцев не хочется топтать. Приходится аккуратно обходить.

В полумраке древнего храма кажется, что тайн у него ещё больше. Вот какая-то решётка в полу в одном из помещений. Если посветить фонариком — то открывается неведомая глубина… Пол, похоже, очень древний, да и решётка тоже. Бдительные охранники прерывают едва начавшуюся археологическую экспедицию. Некоторые из них — русские, православные, живущие в Израиле. Многие мечтают послужить в таком святом месте. Они очень приветливы и с удовольствием проводят бесплатную ночную экскурсию по храму.

Храм Гроба Господня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Быть может, вы встречали множество гораздо более красивых и внешне, и внутренне храмов. У этого нет золотых куполов, росписи и красивой внешней отделки. Даже полы древние и с IV века целиком не менялись — меняли только отдельные разрушившиеся камни. Из-за этого полы кажутся составленными из множества разноцветных заплаток.

Храм Гроба Господня

Вид на храм с Голгофы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешние стены тоже запечатлели следы многократных перестроек. Но отчего-то этот храм сразу становится родным для всех, кто в него приходит с верой.

Та самая колонна, которую рассёк Благодатный огонь. Он сошёл на православных, которых армяне не пускали в храм, надеясь получить огонь первыми и тем самым доказать истинность своей веры. Произошло это в XVI веке.

Храм Гроба Господня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершая паломничество сюда, крестоносцы оставляли копьями на стенах храма вот такие кресты — на память о том, что они здесь были.

Храм Гроба Господня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид на храм Гроба Господня с колокольни протестантского собора, расположенного по соседству.

Храм Гроба Господня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очень хорошо вспоминать об этом месте в Страстную пятницу. Мысленно спуститься с Голгофы и войти в кувуклию Воскресения. Здесь всё рядом, под сводами одного храма. И смерть на Кресте неотделима от Воскресения.

Цитата дня

«

Никто никогда не совершит добра посредством зла, потому что через это сам побеждается злом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100