Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Пасхальное послание архиепископа Горловского и Славянского Митрофана

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

Высокопреосвященнейшего МИТРОФАНА, архиепископа Горловского и Славянского,
благочестивому духовенству, монашествующим и мирянам,
боголюбивой пастве Горловской епархии Украинской Православной Церкви

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне,
но адову разрушил еси силу,
и воскресл еси яко победитель, Христе Боже…
Кондак Пасхи

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!

В этом году мы празднуем Воскресение Христово, как праздновали его и в прошлые годы, и как будем праздновать в будущем. Это событие принесло людям свободу от греха, диавола и смерти. Отныне всякий верующий во Христа и поступающий по Его заповедям не умрёт, но войдёт в вечную жизнь с Богом.

Вся наша культура пронизана воспоминаниями о Воскресении, переживанием этого события. Даже наши неверующие соотечественники знают, что Пасха — это день, когда Христос воскрес из мёртвых. Знаем мы и то, что без Креста не было бы Воскресения, и что нет крестов, за которыми оно не последовало бы. На богослужениях Страстной седмицы мы вспоминали события последних дней земной жизни Спасителя. Давайте попробуем посмотреть на них не глазами христиан ХХI века, а глазами Его современников, которые просто живут своей жизнью и не знают, что принесёт им завтрашний день.

Совершается величайшая несправедливость, какая только может совершиться: абсолютно невиновный осуждён на смерть. Практически каждый, кто был в тот момент в Иерусалиме, своими действиями или бездействием способствовал тому, чтобы это беззаконие совершилось. «Кровь Его на нас и на детях наших», — сказали Пилату из толпы.

Хвалёное римское право, которое легионеры несли во все завоёванные земли как величайшее благо цивилизации, сметено рёвом обезумевшей толпы: «Распни, распни его!» Ни оккупационной римской власти в лице Пилата, ни местной власти в лице Ирода нет никакого дела до арестованного праведника ли, мятежника ли — пусть разбирается кто-нибудь другой. Сидящим на тронах нужно только одно: чтобы никто не мешал сидеть на них дальше. Решающим аргументом в деле галилейского проповедника становится угроза пожаловаться «наверх», кесарю.

В убийстве невиновного виноваты не только правители, но и простые люди. На площади перед дворцом Пилата собрался народ со всего Израиля — все они пришли в Иерусалим праздновать иудейскую пасху. Многих из них Христос исцелил, накормил, утешил. Если не их самих, то кого-нибудь из их многочисленных родственников или друзей. Всех Он учил любить Бога и ближнего, всех звал за Собой в открывающиеся врата Царства Небесного. И что же? Люди вступились за Того, от Кого видели только хорошее?

Собравшись вместе, люди превратились в толпу, подстрекаемую умелыми кукловодами от синедриона. Кричавшие «распни!» в тот же вечер с ужасом спрашивали себя: «Как я мог это сделать?!» — и не находили ответа. «Весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь», — свидетельствует евангелист Лука (Лк. 23:48). Ответ прост: безумие заразительно. Проще и безопаснее бесноваться вместе со всеми, чем призывать прекратить безумие. Толпа не понимает слов разума — только агрессивные лозунги.

Члены синедриона, книжники, фарисеи — духовная и интеллектуальная элита Израиля. Может быть, хоть они скажут своё слово в защиту Невиновного? Но нет, они — одни из первых, кто жаждет Его крови. Он для них — конкурент, которого нужно устранить. Точно так же их предки поступали с пророками, так же и они поступили с Иоанном Предтечей немного раньше. Даже тайные ученики Христа, Никодим и Иосиф Аримафейский, не рискуют публично возвысить голос в Его защиту. Умные и влиятельные люди, они осознают своё бессилие что-либо изменить. Максимум, что можно сделать — это похоронить Учителя по-человечески. Да и чего ждать от тайных учеников, если ближайшие ученики — те, кто три с половиной года прожил рядом с воплотившимся Богом — испугались, а один из них оказался предателем, имя которого проклятием будет звучать в веках до самого Второго пришествия Господня…

Как же реагирует на происходящее Сам Христос? Он — всесильный Бог, во власти Которого — остановить солнце, призвать ангельское войско, сровнять Иерусалим с землёй за нечестие живущих в нём. И Он обращается к Своему Отцу только с одной просьбой: «Отче, прости их, они не ведают, что творят».

Господь Иисус Христос не выбирает войну — хотя на Его стороне заведомое преимущество. Он выбирает терпение, смирение, любовь и молитву. Причина проста: и Ирод, и Пилат, и Каиафа, и римские воины, и беснующиеся иудеи для него — дети, а по человечеству — братья и сёстры. Христос на кресте именно затем, чтобы каждый из них был счастлив, и это — Его свободный выбор. И пусть сейчас померкло солнце и поколебалась земля — уже скоро не верящие своей радости женщины и апостолы обнаружат пустой гроб, констатировавший смерть Распятого Лонгин-сотник станет одним из первых мучеников, фарисей Савл окажется на своём пути в Дамаск. Жизни миллионов других людей, ведомых и неведомых, живущих в разные времена в разных странах, наполнятся светом Воскресения Христова. Этот свет будет светить человечеству всегда.

В нашей с вами жизни тоже много несправедливости. Порой нас обижают, унижают, порой рушится всё, что мы с терпением и любовью созидали не один год. Как вести себя в такой ситуации? Если помнить только о себе и о своих интересах, поступать соответственно — мы рискуем уподобиться Пилату, Ироду и Каиафе. Если подхватывать любой кажущийся выгодным сегодня лозунг, который выкрикнули рядом с нами — чем мы будем отличаться от людей, подхвативших лозунг «распни»?

Когда непонятно, как поступить, нужно задуматься: а как бы на моём месте поступил Христос? Если человек ищет воли Божией и живёт по ней, с ним — Сам Бог, Который может невозможное, Который неоднократно выводил любящих Его из самых безвыходных жизненных ситуаций. Никому милосердный Господь не даёт креста свыше сил, и если это не крест жаждущего мести разбойника, а крест любящего и прощающего Христа, за ним обязательно наступит Воскресение.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Христос был пригвождён ко кресту, подвергался оплеваниям и заушениям, Его били по щеке и издевались над ним… И все это Он претерпел для тебя, ради заботы о тебе, чтобы уничтожить тиранию греха, чтобы разрушить твердыню диавола, попрать узы смерти, открыть нам врата Неба, освободить от тяготевшего на тебе проклятия, отменить первородное осуждение, научить терпению и воспитать в нём, чтобы ничто не огорчало тебя в настоящей жизни, — ни оскорбления, ни обиды, ни позор, ни бичи, ни нарекания врагов, ни невзгоды, ни нападения, ни клевета, ни злые подозрения и ничто другое».

Эти слова святителя пусть запечатлеются в нашем сердце в светлую пасхальную ночь и напомнят, что бояться нам нечего. Пусть пасхальная радость свидетельствует нам о том, что Бог сильнее любого зла и неправды, что Он всегда пребывает с нами.

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас со светлым праздником Воскресения Христова. Пусть Воскресший Христос Спаситель помогает всем нам помнить о том, что мы христиане, и даже в самых сложных обстоятельствах делать правильный жизненный выбор.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Божией милостью смиренный

Архиепископ Горловский и Славянский

Пасха Христова — 2014 — Горловка

0

Цитата дня

«

Не столько могут раздражать Бога соделанные нами однажды грехи, сколько нежелание перемениться.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100