Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Храм свт. Николая Чудотворца в Веровке

Действует с 1905 года.

Престольный праздник: свт. Николая (19 декабря).

Чтимый святой — прп. Серафим Саровский (1 августа).

Настоятель: протоиерей Владимир Волосов.

Адрес: пос. Веровка г. Енакиево, ул. Магистральная, 69.

Как проехать к храму:

из Енакиево и Горловки — автобусом № 80 до остановки «поселок Веровка».

Расписание богослужений:

вечернее богослужение — 15.00

Божественная литургия — 7.30

Божественная литургия совершается в воскресенье, великие и двунадесятые праздники, вечернее богослужение — накануне.

В дни великих и двунадесятых праздников перед Божественной литургией в 7.00 совершается молебен.

При храме действует детская воскресная школа. Занятия проводятся по воскресеньям после Литургии.

 

Много старинных храмов, как драгоценных жемчужин, раскидано по разным уголкам православного Донбасса. Сейчас мало кому, кроме, пожалуй, историков да немногих оставшихся в живых старожилов, памятна их история, открывающая подчас неизвестные страницы эпохи войн и гонений, борьбы и страданий нашего народа за свою веру. Один из таких храмов — Свято-Николаевская церковь поселка Веровка г. Енакиево.

Название Веровка происходит от имени дочери одного из помещиков, положивших основание этому поселку во второй половине XIX века, — генерала Раевского. Соседнее с ней село называется Софиевка — по имени второй дочери помещика. Веровка в начале ХХ века — это хаты, разбросанные по холмам рядом с угольной шахтой, и 1500 жителей.

Около 1898 года (а по воспоминаниям внучки одного из основателей храма, Надежды Федоровны Водяницкой, — в 1910 году) здесь было начато строительство церкви. Оно велось на средства прихожан — рабочих бедняков и крестьян — жителей села, занимавшихся в основном торговлей своим урожаем. Решили строить храм крестьяне Антон Водяницкий и Василий Занченко, по воспоминаниям жителей — трудолюбивые и богобоязненные христиане, имевшие большие семьи.

Средства Антон и Василий собирали везде — ездили по селам и близлежащим городам. Пожертвование принимали в любом виде: продукты продавали и на вырученные деньги покупали строительный материал, нанимали рабочих и сами ломали и возили камень к месту постройки из каменоломен на Сычках, неподалеку от Веровки.

Храм начал действовать еще недостроенным. Он был назван в честь святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, — любимого на Руси святого. Освящен он был в 1905 году (по сведениям Надежды Федоровны Водяницкой — в 1913 году). Храм общей площадью 100 квадратных метров имел высоту до купола 6 метров.

С самого открытия храм привлек к себе множество прихожан. Христа ради юродивый монах Иоанн (Пахомов), или Ваня Босый, как любовно называли его в народе, приходил на службы в этот храм, проповедовал. Дед одной из прихожанок, Марии Ильиничны Светайло, принимал Иоанна Босого в своем доме.

В церкви пело два хора, всего около 20 человек. Первым старостой храма был житель села Федор; казначеем — Филипп Жайворонский, а затем — Елисей Поляков, прослуживший на этой должности до 1950-х годов и переживший закрытие храма. Руководили церковными делами 20 членов приходского совета.

Жители Веровки очень любили свой храм и старались его украсить. Каждый престольный праздник во дворе храма устраивались благотворительные обеды.

Так было до 1930-х годов, пока не начались гонения на Церковь в нашем крае. В 1937 году волна гонений докатилась до Веровки. Комсомольцы закрыли храм. Старожилы вспоминают, как в дверях церкви стоял священник, у дверей толпились староста и множество прихожан — молились, — а коммунисты выносили из храма иконы, хоругви. Люди тут же забирали их и несли к себе домой, прятали. Удалось спасти почти все, даже большие иконы — Казанский образ Божией Матери и другие.

Один из разрушителей — Бобылко — осмелился сбросить с храма крест. Безбожник упал с купола вместе с крестом, его парализовало, и вскоре он умер. По неточным данным, священника Викентия заставили отдать ключи от храма. Вскоре он вынужден был уехать из Веровки.

В помещении церкви устроили клуб. Во время выборов в алтаре ставили кабины для голосования, в храме танцевали, сценой служил амвон. Одна из нынешних прихожанок храма — Надежда Жайворонская — вспоминает, как в школе их заставили пойти на репетицию в храм, переоборудованный под клуб. Её верующая мать, с которой они раньше ходили в веровский храм на службу, уговаривала Надю отказаться и не прийти в школу в тот день. Но девочка пошла, и их повели в «клуб». Когда был Надин выход, она начала танцевать, но вдруг упала и сломала руку. Больше Надя на эти репетиции не ходила.

Комсомольцы вместе с отрядом милиции ходили по домам, забирали иконы, православные книги. Когда обошли все дома, вынесли всё отобранное на площадь в центре поселка и подожгли. В это время две молодые женщины бросились на милицию в бессильной ярости, защищая святыни. Их арестовали и увезли. Но во время допроса выяснилось, что дома у них остались грудные дети. Верующих вынуждены были отпустить. Одну из них звали Таисия, имя другой женщины прихожане запамятовали, её фамилия — Пашковская.

Верующие Мария Гринченко, Марфа Олейник и другие тайно собирались в городе, на квартире, где иеромонах Виталий совершал таинства. Они не оставляли богослужений и во время войны, молясь об ушедших на фронт и о скором освобождении оккупированного фашистами края. Вскоре эта группа православных добилась разрешения немецкого коменданта на открытие храма в Веровке. В 1941 году здесь возобновилось богослужение.

Службу вел иеромонах Виталий (фамилию его жители запамятовали), но вскоре он с двумя сестрами-монахинями уехал в Киев, в монастырь, в телеге на выменянной корове. Впоследствии присланные после него священники тоже не задерживались здесь подолгу.

Жители села несли в церковь сохранившиеся иконы, хоругви, рушники. Марфа Семеновна Олейник вместе с мужем Дмитрием и другими прихожанами очищали оскверненный храм, в котором за время войны вместо клуба устроили конюшню. Можно только представить, каких усилий стоило прихожанам возродить храм. Полуголодная жизнь в оккупированном селе, где немцы ходили по домам и забирали последнее, бессонные ночи, когда женщины и дети тайно бегали в соседний лес — носить кипяченую воду и скудную пищу прятавшимся там советским партизанам, или укрывали их у себя на ночь — всё это отнимало последние силы*. И если люди делали всё для того, чтобы храм был открыт и в нем велось богослужение, значит, это было для них так же важно, как и выжить в этой войне.

Снова в Николаевской церкви пело два хора — по 14 и 9 человек, под руководством регента Ульяны Федоровны. Псаломщиком был Василий Шишков, впоследствии — в 1960-е годы — принявший сан священника (он служил в Николаевской церкви Никитовского района Горловки). Мария Гринченко и Марфа Олейник, Анисья, а также другие верующие, восстанавливавшие поруганный храм, стали затем его хористами. К праздникам прихожане своими руками делали цветы для украшения иконостаса.

Старостой церкви был избран Фома Омельянович, затем — Макар Степанович, Платон.

За время существования Николаевской церкви в ней успело смениться 17 клириков. И хотя сведений о них в архиве храма не сохранилось, прихожане до сих пор помнят их имена. До 1960-х годов здесь служили священники Борис, Владимир, Николай Кривошеевы.

В 1960-х годах настоятелем храма был протоиерей Иоанн Григорьевич Елистратов. Прихожане до сих пор вспоминают о нем и о его прекрасных проповедях, умении убеждать словом. В 1970-х годах он служит вторым священником при настоятеле Иоанне Бутко. Умер отец Иоанн Елистратов 10 февраля 1974 года, уже будучи заштатным священником.

Дольше всех — 10 лет — прослужил в Свято-Николаевском храме протоиерей Иоанн Михайлович Бутко (1975 — 1985 годы). Бабушка отца Иоанна застала в живых святого праведного Иоанна Кронштадтского, к которому ходила с просьбой об исцелении её мужа. По молитвам этого святого дед Иоанна Бутко получил исцеление.

Став священником храма в Веровке, после службы отец Иоанн, по воспоминаниям прихожан, подолгу беседовал со своими духовными чадами. От его бесед никто не хотел расходиться домой, и на следующую службу люди приходили задолго до начала её, чтобы успеть поговорить с батюшкой.

Отец Иоанн учил смирению и вере в Промысел Божий. Истинность своих слов он доказывал примером своей жизни. Узнавал, кто из прихожан болен, и в любую погоду причащал больных на дому. Хотя для этого приходилось совершать путь в несколько километров пешком, в пять утра отец Иоанн мог уже быть у больного. Он и его матушка Ольга помогали бедствующим деньгами, продуктами. Часто ездил отец Иоанн для помощи в детский дом. Вместе с матушкой они забрали из больницы девочку-сироту пяти лет, растили и воспитывали её, а потом выдали замуж.

Отец Иоанн любил трудиться. Сам покрыл кровлей крышу храма, ремонтировал помещение церкви, колол дрова и носил уголь для кочегарки. По воспоминаниям прихожан, работал батюшка всегда с улыбкой и добрым словом. Трудиться рядом с ним было радостью и честью. Отцу Иоанну Бутко пришлось вынести много скорбей, клевету и доносы от противников веры, но он все умел покрывать терпением. Окончил отец Иоанн свои дни в глубокой старости. В последние годы служил в Николаевском храме г. Донецка.

После него меньше года здесь прослужил священник Василий Прийменко. Несмотря на короткий срок службы, он успел заслужить любовь и добрую память своих прихожан. Отец Василий любил свою паству, уже через три месяца каждого знал по имени. По воспоминаниям верующих, служил он вдохновенно, никогда не сокращал службы, вызывая этим ропот у некоторых служителей храма.

Под его влиянием несколько прихожан приняли монашеский постриг, а иные поступили учиться в семинарию и впоследствии стали священниками. Вскоре отец Василий Прийменко был переведен на другой приход, в Красногоровку. Прихожане продолжали ездить к нему, были и те, кто остался трудиться в его новом храме.

В годы советской власти некоторые верующие вынуждены были приходить в храм тайно от своих родственников, но это не могло помешать им участвовать в возрождении церкви. Каждый хотел чем-нибудь послужить храму.

Ульяна Кудинова мыла, красила, сажала цветы и деревья, по благословению прислуживала в алтаре. Супружеская пара Тарлаховских долго жила в сторожке при церкви, они сторожили и убирали храм, топили кочегарку.

В 1951 году Мария Дмитриевна Гринченко была выбрана старостой храма. Помощником старосты был Иоаким (Юхим) Пивоваров, оставивший по себе добрую память. Благодаря новой старосте и её помощнику храм преобразился, появились новые постройки. Староста не только строила, белила и красила, но и пекла просфоры, караваи к праздникам, шила и вышивала рушники для храма.

В 1950-е годы Мария Дмитриевна заказала новый иконостас в Софрино. В 1984 году под её руководством была построена каменная колокольня. Колоколами служили баллоны, позднее жители изготовили деревянные колокола. За свои труды Мария Дмитриевна была выбрана делегатом Епархиального Собрания в честь празднования 1000-летия Крещения Руси. Мария Дмитриевна Гринченко прослужила на должности старосты 44 года, до самой своей смерти.

Вместе с ними помогали возрождать храм:

  • Андрей Панкулич, отец пятерых детей и дедушка двенадцати внуков, шахтер, трудился в колхозе, зимой — в кочегарке, всех своих детей привел к вере.
  • Николай Шумега и его сын Сергей, жена Людмила и невестка Светлана.
  • Правнучка строителя храма Антона Водяницкого Евгения и её мама Надежда.
  • Прихожане Людмила Ивановна Волобуева с сыном Романом (впоследствии поступил в Одесскую семинарию).
  • Виктор Романюк — пономарь и чтец на клиросе.
  • Владимир Чабанов — собирал православные книги и открыл библиотеку при храме.
  • Тамара Тимофеевна Передерий (Шильцева) собрала и записала историю храма (по воспоминаниям прихожан — Надежды Федоровны Водяницкой, Надежды Жайворонской и других).
  • Мария Ильинична Светайло пришла впервые в храм после войны и не перестает трудиться для него.
  • Наталья Надина — талантливая мастерица, сшила для храма новые облачения.
  • Евгения Гринченко, Надежда Запорожан — трудились при церкви.
  • Александра Никитична Нелепа — ведет церковное хозяйство.
  • 30 лет работала при храме кассиром Анисья Дятлова.
  • 20 лет пела в хоре Мария Ягнюк, 30 лет — сестры Мария и Татьяна, дети Марфы Семеновны Олейник. Помогала при храме их сестра Любовь Дмитриевна.

Их трудами Свято-Николаевская церковь в Веровке стала одним из прекраснейших храмов в годы, когда из-за политики советской власти во всей Донецкой области оставалось лишь 37 типовых церковных зданий.

Дважды — в 1975 и в 1977 годах — Свято-Николаевский храм в Веровке посещал с архипастырским визитом митрополит Одесский и Херсонский Сергий (Петров).

Тогда здесь служил священник Георгий Блошица, который запомнился прихожанам своими проповедями**. В 1983 — 1985 годах настоятелем Свято-Николаевской церкви в Веровке был протоиерей П. С. Кобзарь. С 1985 года настоятель храма — священник Е. Р. Малетич, второй священник — протоиерей Василий Михайлович Гейко (прибыл из Ростовской епархии). В 1985 году заместитель председателя Приходского Совета Свято-Николаевского храма пос. Веровка — В. Я. Швец. С 1988 года вторым священником стал Н. Г. Кривошей.

В 1990-х годах здесь служил священник протоиерей Михаил Илларионов.

До священнического рукоположения Михаил Илларионов участвовал в Великой Отечественной войне, освобождал Енакиево. Он был рукоположен тайно от советской власти епископом Питиримом, в катакомбах, и 28 лет служил в церкви на дому. В 1995 году епископ Алипий рукоположил его в священники заново, после этого отец Михаил стал клириком Николаевского храма в Веровке.

В 1996 году настоятелем Николаевского храма стал протоиерей Михаил Хмеленко (с сентября 2010 года — заштатный священник). Отец Михаил родился в рабочей семье. В детстве узнал сиротство, страшные годы войны и бедность предвоенных и послевоенных лет. До рукоположения он был преподавателем Горловского политехнического института. В 1990 году стал священником.

Уже при нём в храме обновились престол и киоты. В 1990-е годы проведено паровое отопление, сделаны новый пол, притвор, к алтарной части пристроена кирпичная пономарка. Построены крестильня, подсобные помещения и столовая. Преобразилось и церковное подворье — появилась новая кованая ограда, двор заасфальтирован, посажены молодые деревья.

Недавно рядом с храмом появилась новая колокольня, колокола для которой отлиты в Днепропетровске. В 2005 году мастера из Киева изготовили золотые купола и кресты для храма. В 2007 году стены церкви были расписаны и украшены лепкой. Еще спустя год было построено отдельное здание для воскресной школы. Сейчас в ней обучается 20 детей.

Отец Михаил Хмеленко отошёл ко Господу в день святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, покровителя храма, где он прослужил 14 лет, 19 декабря 2013 года.

Храм стал самым красивым и богатым в округе, горячо любимым своими прихожанами. Многие из них теперь добираются в церковь из близлежащих поселков. Пожилая прихожанка Надежда Жайворонская уехала жить в соседний город, но не изменила родному приходу — в дождь и в снег приезжает сюда на службу. Были случаи, когда жители соседних городов покупали домик в Веровке только для того, чтобы жить рядом с этим храмом.

При храме есть источник, освящённый в честь прп. Серафима Саровского. День его памяти — 1 августа — прихожане отмечают как второй престольный праздник своего храма.

_______________________
* Воспоминания старожила пос. Веровка Надежды Жайворонской.

** Чтец-псаломщик Георгий Михайлович Блошица 7 марта 1975 года был рукоположен в диакона в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе г. Ворошиловграда, стал священником в конце 1970-х годов. Служил в Свято-Николаевском храме поселка Веровка в конце 1970-х — начале 1980-х годов.

Источники сведений:

1. Воспоминания старожилов пос. Веровка — Надежды Жайворонской и Зинаиды Дятловой.

2. История храма, записанная Тамарой Шильцевой.

3. Информация, предоставленная настоятелем Свято-Николаевского храма пос. Веровка протоиереем Михаилом Хмеленко.

4. Луганский областной архив:

— Годовые отчеты о деятельности Ворошиловградско-Донецкой епархии за 1967, 1972—1989 гг.

— Информационный отчет уполномоченного о состоянии и деятельности религиозных организаций в Ворошиловградско-Донецкой епархии за 1963 год.

Цитата дня

«

Не унывай: Бог имеет попечение о твоём спасении больше, чем ты.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100