Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Неделя Всех святых: о чём читают в храме Апостол и Евангелие?

Неделя Всех святыхТрудно жить христианской жизнью без знания Священного Писания. Так же трудно, как плыть по морю без карты и компаса или строить здание, не имея плана. Каждый день на Божественной литургии Церковь напоминает нам те или иные отрывки из Евангелия и Апостольских посланий, чтобы мы задумались об их смысле, сравнили свою жизнь с тем, чего хочет от нас Бог.

Самые важные отрывки — зачала — читаются по воскресеньям. О чём шла речь сегодня? Не расслышали? Не поняли по-церковнославянски? Забыли? Упущенное можно наверстать. Предлагаем вашему вниманию русский перевод и толкование чтений Недели 1 по Пятидесятнице, Всех святых. Подборка подготовлена Обществом им. М.Н. Скабаллановича при Свято-Троицком Ионинском монастыре, г. Киев.

 

Апостольское чтение

Послание святого апостола Павла к Евреям, зачало 330, глава 11, стих 33 — глава 12, стих 2:

Братья! Все святые благодаря вере покоряли царства, вершили справедливость, добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов, угашали силу огня, спасались от острия меча, обретали силу после слабости, были крепки на войне, разбивали войска чужеземцев. Женщины получали умерших своих детей воскресшими.

Иные же замучены были, не приняв освобождения, чтобы обрести воскресение в лучшей жизни. Другие же испытали на себе издевательства и побои, даже цепи и тюремное заключение. Их побивали камнями, перепиливали пилами, подвергали пытке, убивали мечами. Они скитались в милотях и козьих кожах, вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий. Те, кого весь мир был недостоин, скитались в пустынях, горах, пещерах и горных ущельях.

Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу, но не получили обещанного. И это ради того, чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами, так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее.

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и цепкий грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко) взирая на Зачинателя и Свершителя веры — Иисуса.

Мы добавили по несколько предложений до и после текста Апостола, чтобы сделать толкование более понятным (ред.)

Все сии умерли в вере, не получив обетований. Здесь возникают два вопроса: как апостол, сказав о Енохе, что он переселён был так, что не видел смерти, теперь говорит: все сии умерли? и ещё, как сказал он теперь: не получив обетований, хотя сказал, что Авель говорит ещё, в силу того, что всеми прославляется? и что Енох переселён был, что Ной получил награду, будучи спасён с домом своим и будучи назван праведным; и что Авраам родил сына от Сарры. Поэтому слова: все сии умерли понимай в таком смысле: те, которые умерли, исключая, разумеется, не видевших смерти.

Не получив обетований — справедливо сказано о всех. Ибо не одними только этими благами щедродатель Бог наградил за великие подвиги веры, — Авеля тем, что он в славе у людей, Еноха — переселением, Ноя — спасением от потопа, Авраама — деторождением; напротив, ясно, что это только предвкушение и залог истинных благ, которые предварительно подавались святым ради нас малодушных, чтобы на основании этих мы верили и истинным благам. Но им же уготовано нечто великое, что и на сердце человеку не приходило, чего они ещё не получили, как и Господь говорит в Евангелии, что отрёкшийся всего в нынешнем веке получит во сто крат, а в будущем наследует жизнь вечную (Мф 19:29).

А только издали видели оные, и радовались. Здесь апостол даёт понять, что они и видели и радовались, то есть предчувствовали тайны о Царстве Небесном, о воскресении и неизреченных благах: метафора взята из жизни мореплавателей, которые издалека завидев желанные города, прежде чем войти в них, предварительно обращаются к ним с приветствием и уже считают их своими. Или разумеет и потомков Авраама, что они не получили обетовании относительно земли, но издалека предвидели их, за четыре рода ранее, именно, что потомки их, выйдя из Египта, сделаются наследниками этих обетовании. Но это толкование, как относящееся только к потомкам Авраама, не стоит в связи с словами: все сии.

Которые верою побеждали царства (Суд. гл.7). Воины, бывшие с Гедеоном.

Творили правду. Кто? Они же и Самсон. Они отразили врагов своих сородичей и единоплеменников, явившись, с одной стороны, человеколюбивыми по отношению к своим, с другой, — восстав на врагов, обижавших их. В этом и заключается свойство правды — воздавать каждому по достоинству.

Получали обетования. Как например, Давид. Ибо говорит: клялся Господь Давиду: от плода чрева твоего посажу на престоле твоём (Пс. 131:11). Чувственно это исполнилось на Соломоне, духовно же — на Господе Иисусе, Истинном Соломоне, мирном, самом Мире. Так толкуют имя Соломон, то есть мирный.

Заграждали уста львов. Даниил (Дан. гл.6 и 14) и Самсон.

Угашали силу огня. Три отрока (Дан. 3:10-22). Не сказал: угашали огонь, но силу огня, что сильнее. Ибо хотя он окружал их, но не имел силы жечь их.

Избегали острия меча. Также три отрока, или вернее сказать — Илия — меча Иезавели (3Цар. гл.2-18) и сам Давид — меча Саула.

Укреплялись от немощи. Возвратившиеся из плена вавилонского: ибо они ничем не отличались от костей мертвецов, как сказано у Иезекииля (Иез. 37:11-14). Но и немощный Езекия получил прибавление жизни (4Цар. 20:1-11).

Были крепки на войне, прогоняли полки чужих. Это также относится к тем же самым, возвратившимся из Вавилона. Ибо соседние народы, всегда завидовавшие им, тогда ещё более нападали на них, но они, уповая на силу Божию, верой побеждали их (1Мак. 6:28-42; 2Мак. 8:1-6 и др.). Более же всего подходит это к Самсону.

Жёны получали умерших своих воскресшими. Сарептская вдова чрез Илию (3Цар. 17:20-23) и соманитянка чрез Елисея (4Цар. 4:32-37).

Иные же замучены были. То есть обезглавлены, как Иоанн Креститель (Мф 14:3-11), как Иаков, сын Зеведеев (Деян. 12:2). Некоторые, впрочем, мучение объясняли в смысле бичевания палками.

Не приняв освобождения. То есть они могли бы не обличать тех, кого они обличали, и таким образом избавиться от наносимого им наказания, но они не пожелали этого.

Дабы получить лучшее воскресение. Лучшее — не такое, какое дети тех жён; или лучшее сравнительно с прочими людьми. Ибо святые в блеске будут подняты на облаках в сретение Господа, что в другом месте (Флп. 3:11) называет восстанием — ­ξαν¬στασις. И вообще — в жизнь вечную. Остальные же будут пребывать внизу, и воскресение будет им в вечное наказание.

Другие испытали поругания. Например, Елисей, сделавшийся предметом насмешки для отроков (4Цар. 2:23), или Самсон — для иноплеменников, после того, как ему выкололи глаза (Суд. 16:25).

И побои. Многие из пророков, потом Пётр и Иоанн (Деян. 5:40-41).

А также узы и темницу. Например, Иеремия (Иер. 33:1) и Михей (3Цар. 22:26), и впоследствии апостолы (например, Пётр и Иоанн — Деян. 5:18 и др.).

Были побиваемы камнями. Например, Навуфей (3Цар. 21:1-15), а потом и Стефан (Деян. 6:8-15 и 7:1-60).

Перепиливаемы. Например, Манассией — Исаия, которого, говорят, перепилили даже деревянной пилой, чтобы это было для него тягчайшим наказанием, хотя он и без того был мучен сверх меры.

Умирали от меча. Например, Михей и Захария, Иоанн Креститель и Иаков. Смотри, как одни по вере избегали острия меча, другие же умирали от меча. Таково значение веры; она совершает великие подвиги и терпит великие мучения, и при этом нисколько не думает, что страдает. Итак, почему вы, никогда ещё не испытавшие ничего подобного, сетуете?

Скитались в милотях и козьих кожах. Например, ученики Илии, — так они были нестяжательны. Так как евреи ещё не имели такого понятия об апостолах, то после упоминания о них переходит к славному пророку, взятому на небо. Выражение скитались обозначает, что они подвергались преследованиям, и потому не оставались в одном месте. Милоть же — это кожа козы, или овцы.

Терпя недостатки. Например, тот же самый Илия и Елисей. Ибо женщины питали их.

Скорби, озлобления. Не мало скорбей доставляла Илии Иезавель, преследовавшая его.

Те, которых весь мир не был достоин. Не можете, говорит, сказать, что они, будучи грешниками, претерпели это, но такими, кои ценнее и самого мира. Миром Писание называет и множество людей, и самое творение. Здесь можно разуметь и то, и другое. Посему, говорит, если противопоставить им всё творение вместе с людьми, которые заключаются в нём, то не найдёшь ничего равного им по достоинству. Здесь возбуждает сердца их, чтобы они не заботились ни о чём мирском, если мир не достоин святых. Позор для тебя, если ты здесь получишь награду. Ибо ты показал, что сам ты ничего не стоишь. Если весь мир не достоин одного святого, то зачем ты заботишься иметь в нём свою долю?

Скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. Например, Илия, а также пророки, которых тайно питал Авдий в пещере (3Цар. 18:9). Даже пустыню, говорит, не решались населять безбоязненно, но и оттуда были изгоняемы страхом, и они переходили из одного места в другое. Однако они веровали, что получат от Бога вечное утешение, и потому переносили это.

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного. Что, говорит, вы малодушествуете от того, что, находясь в подвиге, не получили ещё наград? Все указанные святые, хотя уже и были засвидетельствованы, что благоугодили верой, однако ещё не получили небесных обетовании. Впрочем, некоторые удостоились земных обетовании, как Давид. Но не этого они искали. То, что на небе, — вот действительные обетования.

Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Лучшим называет то, что относится к нашей чести. Чтобы не казалось, что они имеют преимущество пред нами в том, что увенчиваются первыми, Бог определил для всех одно время для увенчания. И не сказал: дабы — они не без нас были увенчаны, но: дабы не без нас достигли совершенства. Посему тогда они и окажутся совершенными. Ныне же вообще имеют залог к чести. Иначе откуда у них сила — являться на помощь призывающим их? Откуда у них дерзновение на ходатайство пред Богом? Совершенство они приимут тогда.

Итак, справедлив ли Бог к ним, если они предварили нас в подвигах, а в получении венцов ожидают нас? Напротив, это и для них вожделенно, именно, достигнуть совершенства вместе с братьями. Все мы — единое тело; больше удовольствия телу, когда оно увенчается всецело. Ибо Бог — чадолюбивый Отец, у Которого много сыновей: одни из них, скорее окончив дела свои, возвратились с полей, другие же ещё остаются там, запятые трудами. Тем, которые потрудились прежде, Он даровал некоторое предвкушение, заповедав им дожидаться братьев на окончательный пир: они же, будучи человеколюбивы, с радостью ожидают, чтобы им насладиться общим торжеством.

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей. Не сказал: поднимающееся над нами, но: вокруг, то есть отовсюду нас охватывающее. Свидетелями же называет не только лиц новозаветных, но и ветхозаветных, и эти последние засвидетельствовали о величии Божием, как три отрока, и Даниил, и все пророки. Не сказал же: всё множество, но облако, как наиболее приличное в настоящем наставлении. Так как те, к кому писал апостол, объяты были огнём скорбей, то, говорит, воспоминание о свидетелях, подобно облаку, охватывая вас отовсюду, освежит вас.

Свергнем с себя всякое бремя. (Древнегреческое слово Dγκος может переводиться и как «бремя, ноша, тяжесть», и как «гордость». Свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Кирский, для которых греческий был родным языком, понимают это слово как «бремя». «Выражение „свергнем с себя всякое бремя“ может относиться к сбрасыванию лишнего веса на тренировках, но не на дистанции. Вероятнее всего, речь идет о греческом обычае избавления от лишней одежды, которая сковывала движения спортсмена в процессе бега. Этот образ указывает на то, что читателям необходимо избавиться от всего, что мешает им победить в соревнованиях (древние писатели иногда под „бременем“ имели в виду пороки); эти ободрение и призыв чрезвычайно важны, потому что, подобно древнему Израилю в пустыне, христиане могли поддаться искушению и повернуть назад, к прошлому») — (ред). То есть бремя земных занятий и попечение о них. Ибо, говорит, это ничто иное, как тщетное бремя. Так почему же вы огорчаетесь при освобождении от них?

И запинающий (дословный перевод: «легко обступающий, опутывающий») — (ред.) нас грех. Или легко обладающий нами, или легко могущий подвергнуть нас беде. Ибо если мы пожелаем, то легко подчиняемся греху. Или чрез грех легко подпасть беде, ибо нет ничего столь опасного, как грех.

И с терпением будем проходить предлежащее нам поприще. (Образ, представленный в 12:1-3 и, возможно, в 12:12,13, указывает на спортсменов-атлетов, которые прилагают все усилия, устремляясь к финишу. Атлетические соревнования были излюбленным образом в греко-римской литературе, который использовался как метафора нравственной баталии, которую ведет мудрец в этом мире; в эллинистическом произведении 4 Мак. это иногда соотносится с мучениками. Данный отрывок (Евр. 12:1–3) является кульминацией повествования о героях веры прошлых эпох (гл. 11)) — (ред). Не сказал: станем биться, или: станем бороться, но ставит на вид то, что было легче всего в деле подвига; не сказал: усилим подвиг, но: будем оставаться в том самом подвиге. Одни путём воздержания, другие путём милости, третьи путём иной какой-нибудь добродетели должны подвизаться; вы же — терпением. Ибо оно вам нужно, как и выше было сказано.

Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса. То есть если мы желаем научиться подвигу терпения, то будем взирать на Христа, как и учащиеся искусствам — на учителей, о чём Он и Сам говорил: научитесь от Меня (Мф 11:29), и снова: если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его; и: ученик не выше учителя (Мф 10:24-25). Что же значат слова: начальника и совершителя? То есть Сам Он и веру изначала внедрил в нас: ибо не вы Меня говорит, избрали, но Я избрал вас (Ин 15:16): Сам же и усовершает, чтобы вы обладали верой совершеннейшей.

Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление. Ибо Ему можно было и не пострадать, и не умереть: будучи безгрешным, Он не подлежал смерти, что и Сам говорит: идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Ин 14:30). Итак, если бы Он не желал, то не был бы распят, о чём и Сам говорил: имею власть отдать (жизнь Мою) (Ин 10:18). Однако Он претерпел крест, то есть не просто смерть, но постыдную, и пренебрёг позор такой смерти. Не сказал: пренебрёг печаль, ибо Он без печали понёс это.

И воссел одесную престола Божия. Видишь ли конец терпения, куда оно ведёт, что и в другом месте сказал: посему и Бог превознёс Его (Флп. 2:9), говоря относительно плоти. Итак, Он может и вам воздать за притеснения ради Него. Ибо престол одесную показывает равенство Его с Отцом.

Блж. Феофилакт Болгарский

Евангельское чтение

Евангелие от Матфея, 38 зачало, глава 10, стихи 32-33, 37-38, глава 19, стихи 27-30

Сказал Господь своим ученикам: — Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто откажется от Меня пред людьми, откажусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Кто любит отца или мать больше Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь больше Меня, не достоин Меня; кто не берёт креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня.

Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам за это? — Верно вам говорю, — ответил Иисус, — что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат больше и наследует жизнь вечную. Но многие, кто сейчас первые, станут последними, а последние — первыми.

Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа: благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и безстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать — учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по этому указанию.

Свт. Феофан Затворник

Неделя 1 по Пятидесятнице, Всех святых (в формате pdf — для печати)

0

Цитата дня

«

Украшенный добродетелью такую имеет одежду, которой не только моль, но и самая смерть не может повредить.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100