Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Екатерина Щербакова

Неделя преподобной Марии Египетской: земные боги и духовная пища

Неделя прп. Марии ЕгипетскойНа пятой неделе Великого поста мы беседуем с протоиереем Сергием Ранковым, настоятелем Георгиевского храма с. Александро-Шультино Константиновского района. Чему мы можем научиться у преподобной Марии Египетской? Зачем молиться святым? Нужна ли пища нашему духу, и если да — то чем его кормить?

— Отец Сергий, чему учит нас житие преподобной Марии Египетской? В чём заключается суть её подвига?

— Житие преподобной Марии Египетской учит нас, прежде всего, покаянию в наших грехах — истинному покаянию, сердечному, искреннему. Такому, каким оно должно быть: деятельному, совмещённому с отречением от всех наших пристрастий, грехов. Твёрдая решимость положить окончание греховной жизни, как у Марии Египетской, должна присутствовать в покаянии каждого человека. Ещё это житие учит упованию на милость и помощь Божию, без которых невозможно никакое духовное делание.

— На прошлой неделе мы говорили об аскезе как необходимой составляющей жизни христианина. А к чему должен обратиться православный христианин в своём духовном возрастании на 5 неделе Великого поста?

— Святая Церковь житием преподобной Марии Египетской как раз и учит тому, как по-настоящему соблюсти ту аскетическую сторону духовной жизни, о которой мы говорили на прошлой неделе и читали в учении преподобного Иоанна Лествичника. Аскеза должна обязательно быть сопряжена с покаянием и упованием на Бога, на Его милость, на то, что Господь — конечно же, если человек будет каяться — простит нам грехи, и простит их незамедлительно. Ведь люди часто исповедуются — и перечисляют одни и те же грехи по многу раз, хотя они их после исповеди больше не совершали. Это показывает, что они не имеют веры в то, что Господь силен простить исповедуемые грехи сразу же.

Невозможно провести жизнь по учению преподобного Иоанна Лествичника без покаяния в своих грехах. Первое слово святого Иоанна посвящено отречению от мира. А осуществляться оно должно через отречение от своих греховных страстей, привязанностей, наклонностей.

Читая жития преподобной Марии Египетской и любых других святых, мы видим, что чем ближе святой приближался к Богу, тем больше говорил о том, что грешней его человека нет. Преподобная Мария во время разговора со старцем Зосимой несколько раз повторяет: «Что ты хочешь услышать от такой грешницы, как я? Грешней меня в мире нет!» Чем более человек через покаяние очищается от греха, тем больше он замечает в себе иные грехи. Как правило, когда люди живут духовной жизнью, у них время исповеди с каждым годом пребывания в Церкви не уменьшается — как может показаться людям, только пришедшим в храм, — а увеличивается. Меняется качество исповеди, человек видит в себе всё больше и больше грехов. Ведь приближаясь к Богу, человек всё больше нечистоты замечает в себе по сравнению с Ним.

— Мы читаем в житии преподобной Марии, что первые 17 лет пребывания в пустыне она питалась двумя хлебами, а всё последующее время, по её словам, — Словом Божиим. Что значит для христианина «питаться Словом Божиим»?

— Православному христианину важно помнить и знать, что в учении Православной Церкви говорится о том, что человек состоит не только из тела, но из трёх частей. Одна из них, самая низшая, это тело, вторая — душа, и высшая составляющая — это дух. Когда Господь во время сорокадневного поста взалкал, сатана приступил к Нему и стал говорить: «Видишь эти камни? Возьми и сотвори из них хлеб». И тогда Господь ответил словами из Священного Писания: «Сказано: не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим от Бога».

Эти слова подразумевают, что потребности человеческого духа должны превосходить потребности тела. Дух должен править человеком, не должно, чтобы он зависел от тела. Когда человек не чувствует этой потребности в духовной пище, в пище Слова Божия, то святые отцы говорят, что такой человек духовно мёртв, и оживить его может только Сам Господь. Чтобы тело было живо, нужно, чтобы был жив и дух человека.

Но жизнь духа не зависит от телесного питания. Мы видим пример в Священном Писании: когда Господь вывел народ израильский из Египта, Он сорок лет водил его по пустыне и Словом Своим посылал манну небесную. Это и была, по сути, пища духовная, от которой люди питались духом.

Человек, как известно, образ и подобие Божие. Прежде всего, он подобен Богу духом. И он нуждается в пище для духа, которая подаётся Богом.

Когда Мария Египетская очистилась от своих греховных страстей, она и начала питаться Божиим Словом. Сам Господь подавал Своё слово её чистому сердцу. Мы знаем из жития, что она была неграмотная и не умела читать, но цитировала Святое Писание старцу Зосиме. Тому научил её Сам Дух Божий, Который наставляет человека на истину. Христос говорил: «Я ухожу приготовить вам место у Отца Моего на небесах, но пошлю вам иного Утешителя, который наставит вас на всякую истину». Вот этот Утешитель и явился очищенной душе Марии Египетской. Поэтому пища духовная для православного христианина — это необходимое условие для его жизни.

— Что мешает людям питаться от этого источника?

— Помешать может нечистота, осквернённость духовная. Господь в заповедях блаженства говорит: «Блаженни чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Когда человек очищается сердцем от грехов и страстей, к нему приближается благодать Божия, которой он может питаться духовно. А если человек постоянно оскверняется телесными страстями, к которым мы привержены, тогда он лишается этой пищи духовной.

Всё зависит от нашей духовной жизни. Если она есть, если человек борется со своими страстями, кается в грехах, старается их в себе замечать и исправлять — тогда Господь подаёт человеку утешение и пищу духовную. Вообще, люди, ведущие духовную жизнь, чувствуют это. Например, на исповеди — пусть не всегда, но когда эта исповедь прочувствована, подготовлена. Когда человек через себя пропустит все свои грехи, осознает их и с этим чувством подходит к исповеди, а потом причащается святых Тела и Крови Христовых, то очень часто Господь даёт почувствовать особую благодать. Это словами описать трудно, можно только пережить.

— У некоторых людей возникает вопрос: зачем мне молиться святым, если я могу обращаться напрямую к Самому Богу?

— Этим вопросом задаются, как правило, новоначальные христиане, которые только приходят в Церковь, и навеян он всякого рода протестантами и сектантами. Например, протестанты говорят, что люди такой молитвой подменяют Самого Бога, почитая «меньших богов» — святых. Люди, которые стараются доказать небытие Божие, говорят, что так же было и у язычников: главный бог не слышал людей, и им приходилось обращаться к нему через богов-посредников. Это заблуждение, и очень большое, потому что Православная Церковь почитает святых ни в коем случае не как богов.

Мы почитаем святым человека и молимся ему потому, что он осуществил то, к чему должен стремиться каждый христианин. Посвятил свою жизнь — до самого конца, полностью — Богу. Это сделали все святые, которым мы молимся — в том числе и Мария Египетская. Она без остатка посвятила свою оставшуюся после покаяния жизнь служению Богу.

Отдав свою жизнь Христу или за Христа, святые становятся наследниками Царства Небесного и имеют возможность молиться за нас. Святые, которые были такими же, как мы — обуреваемыми такими же страстями, такими же помыслами, теми же проблемами, от которых и мы страдаем, — смогли победить себя силой Божией и стали наследниками Царствия Небесного. Мы просим их о помощи как достигших единства со Христом. Святой Иоанн Дамаскин говорит, что мы поклоняемся им не как богам и благодетелям по естеству, но как рабам и служителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу по любви своей к Нему.

Святые — это не посредники между Богом и людьми, как о них говорят протестанты и сектанты, но наши сомолитвенники, друзья и помощники в нашем служении Христу. И мы просим их помолиться о нас, помочь нам в тех нуждах, которые есть у нас и были когда-то у них. Например, Георгию Победоносцу, покровителю нашего храма, молятся, как воину, о своих победах, святому Пантелеимону, как врачу, — о даровании исцеления в болезнях.

Но в молитве святым нам нужно не удариться в идолопоклонство и не сотворить из них кумиров. Очень важно не начать молиться святому действительно как божеству. Часто у меня спрашивают: какую молитву мне прочитать, чтобы у меня была удача в том или ином деле? Это более походит на языческий образ мышления, когда человек считал, что если он какому-то богу принесёт жертву, то это наверняка обеспечит успех. Это совершенно неправильное понимание. Святым нужно молиться о помощи в нашей духовной жизни.

— О чём, на ваш взгляд, уместно просить преподобную Марию Египетскую — особенно сейчас, когда Великий пост близится к завершению?

— Конечно же, Марии Египетской, которая прошла такую духовную брань и приобрела опыт величайшего покаяния в своих грехах, нужно молиться прежде всего о даровании помощи в борьбе с нашими грехами и страстями. Ведь те грехи, которые были присущи святой Марии, присущи почти каждому человеку. Например, грех блуда — мы так или иначе впадаем в него, кто, не дай Бог, делом, а кто мыслью. Ведь Господь говорит, что если кто даже взглянул с вожделением на противоположный пол, тот уже повинен в грехе прелюбодейства… Поэтому нам нужно молиться, чтобы преподобная Мария даровала нам помощь в борьбе с нашими греховными страстями, в покаянии и исправлении нашей жизни.

Беседовала Екатерина Щербакова

0

Цитата дня

«

Помяни грехи свои пред Богом, если желаешь, чтобы оные простились тебе, и не воздавай злом за зло ближнему твоему.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100