Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Неделя 37 по Пятидесятнице, о Закхее: о чём читают в храме Апостол и Евангелие?

Обращение Закхея. Венеция, собор святого Марка; XI в.

Обращение Закхея. Венеция, собор святого Марка; XI в.

Трудно жить христианской жизнью без знания Священного Писания. Так же трудно, как плыть по морю без карты и компаса или строить здание, не имея плана. Каждый день на Божественной литургии Церковь напоминает нам те или иные отрывки из Евангелия и Апостольских посланий, чтобы мы задумались об их смысле, сравнили свою жизнь с тем, чего хочет от нас Бог.

Самые важные отрывки — зачала — читаются по воскресеньям. Предлагаем вашему вниманию русский перевод и толкование чтений Недели 37 по Пятидесятнице, о Закхее. Подборка подготовлена Обществом им. М.Н. Скабаллановича при Свято-Троицком Ионинском монастыре, г. Киев.

 

Апостольское чтение

1 Послание святого апостола Павла к Тимофею, зачало 285 от половины, глава 4, стихи 9-15:

Сын мой Тимофей, вот верные слова, достойные быть принятыми. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, потому что мы надеемся на Живого Бога, а Он — Спаситель всех людей, особенно верующих. Проповедуй это и этому учи.

Пусть никто не смотрит на тебя свысока из-за того, что ты молод. Ты же будь примером для всех верующих — в речах, в поведении, в любви, вере и чистоте. До тех пор, пока я не приду, посвяти себя чтению Писания, проповеди и учению. Не пренебрегай даром, что был дан тебе через пророчества и с возложением рук пресвитеров. Усердно занимайся всем этим, будь прилежен, и тогда все увидят твои успехи.

Вот верные слова, достойные быть принятыми.

Поелику упомянул о жизни будущей, она же была нечто невидимое, то по необходимости слово о ней назвал «верным»; потому что достойно веры, как украшенное истиною. Но оно и похвально. Ибо Подвигоположнику надлежит подвижников наделить наградами. Потом Апостол вместо примера представляет себя самого.

Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

Ибо для чего несём на себе этот великий труд и приемлем от всех поношения, если нет никакого воздаяния за труды? Но воздаяние есть, потому что подвигоположник для подвизающихся — вечный Бог, Спаситель всех человеков, преимущественно же уверовавших в Него.

Проповедуй сие и учи, то есть обучаться благочестию, ожидать воздаяний, взирать на Подвигоположника.

Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

Но сие не от меня зависит. Итак, почему же повелеваешь мне относящееся до других?

Хочешь, говорит Апостол, чтобы не пренебрегали тобою, когда приказываешь? Будь одушевлённым законом. Показывай в себе преспеяние законов; пусть жизнь твоя свидетельствует о твоём слове. Сие-то и говорит Апостол.

«Словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою». Покажи в себе образ всего из перечисленного.

Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.

И из сего можно дознать, что и нам надлежит привнесть от себя труд и потом уже принимать благодать Духа. Ибо и треблаженному Тимофею, сколько ни был он духовен, учитель повелевал внимать чтению. Утешение же отличается от учения тем, что учение, ничем не удерживаясь, предлагает разные наставления, а утешение или ободряет унылых, или гневающихся успокаивает советами.

Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

«Дарованием» назвал Апостол учение, а «священством» называет здесь сподобившихся апостольской благодати. Так Божественное Писание почётнейших в Израиле именовало старейшинством (Исх. 3:16).

О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

Ибо занятие духовным способствует приращению сведений о Божественном.

Блаженный Феодорит Кирский

На стих 13: «Внемли чтению».

Человек трёхсоставен — он состоит из тела, души и духа. Внешний человек трудится физически и укрепляется пищей обычной. Внутренний человек — душа — в соответствии со своей безтелесной сущностью требует иных трудов и иного питания. Каких именно? От Духа. Что же это значит?

Свт. Игнатий Брянчанинов говорит о необходимости дать душе правильное душевное делание: «Уму надо предоставить упражняться в богоугодных мыслях, а сердцу в богоугодных чувствованиях. Иначе, надо, чтобы ум и сердце приняли и усвоили себе Евангелие». Пищей души в этом делании является чтение Слова Божия. «Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твёрдою и мудрою». (Свт. Иоанн Златоуст).

На Руси народ — иноки и миряне — издавна прилежал к чтению и слушанию духовных книг. «По книгам спасались русские люди древнего времени, опускаясь, по летописному выражению, в их неисчетную глубину, к источникам мудрости и износя оттуда каждый для себя «бисеры драги», — писал прп. Паисий Величковский.

В годы богоборчества традиция назидания духовными писаниями прервалась. Одной из причин этого было отсутствие духовных книг. Вспомним, что всего три десятка лет назад трудно было достать даже Евангелие. Сейчас духовных книг — великое множество. Думается, что ни одно из предшествующих поколений христиан не имело такого изобилия душеполезной литературы. К сожалению, кроме хороших книг, имеются книги душевредные, выдаваемые за духовные. Поэтому важное значение имеет выбор книг.

За решением вопроса, что и как читать, обратимся к святоотеческим творениям — в последующем изложении все советы заимствованы из наставлений св. Отцов Православной Церкви.

Первое, чего св. Отцы безоговорочно требуют от нас, — отказ от чтения книг о Христе, христианской вере и нравственности, написанных вне лона Православной Церкви. Это книги сектантов, инославных, иноверных и им подобных авторов. Читать их не нужно, чтобы не усвоить себе ложных мыслей, в них содержащихся. Отцы говорят, что слово не является нейтральным в духовном отношении. Истине соприсутствует Дух Святой — Дух Истины. Лжи соприсутствует и содействует дух диавола, который — ложь и отец лжи.

«Какая нужда принять духа нечистого вместо Духа Святого?» — спрашивает сщмч. Пётр Дамаскин. А свт. Игнатий, порицая безразборчивое чтение, пишет: «Сколько можно встретить между чадами Восточной Церкви понятий самых сбивчивых, неправильных, противоречащих учению Церкви …, усвоенных от чтения книг еретических».

Вторая предосторожность при выборе книг связана с духовными произведениями современных авторов. По выражению Паисия Святогорца, их следует просеивать через «святоотеческое сито». Обретается это «сито» постоянным чтением святоотеческих книг. В последующем оно позволит с большей уверенностью отделять «зёрна от плевел».

И третья предосторожность состоит в том, что и сами святоотеческие творения также следует читать с духовной трезвостью и рассуждением. Читать для сведения можно всё. Но в руководство к духовной жизни нужно избрать чтение, соответствующее образу жизни, чтобы, по словам свт. Игнатия, «можно было не только любоваться и наслаждаться чтением писаний, но чтоб можно было прилагать их к самому делу». При избрании святоотеческих книг нужно обладать некоторым самопознанием, дабы не напасть на автора, совершенно не соответствующего нашему устроению и мере духовного развития. Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Удивляться трудам сих святых дело похвальное, ревновать им спасительно; а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное».

Что же, в первую очередь, необходимо читать христианину?

Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов — истинное Слово Божие, написанное пророками и апостолами по внушению Святого Духа, содержащее в себе учение Божие, открытое людям для наставления их в вере и благочестии. Свт. Афанасий Великий говорит: «Если я оставлю Писание — откуда познание? Если оставлю познание — откуда вера?»

Вначале преимущественно следует читать Новый Завет — Евангелие. Это та книга, по которой человек будет судим Богом, и, смотря по тому, каким был здесь по отношению к ней, получит в удел или вечное блаженство, или вечные казни.

При этом правила Церкви требуют, чтобы Евангелие и другие книги Св. Писания были понимаемы по истолкованию св. Отцов, а не произвольно. От произвольного толкования Писания родились все ереси. Вспомним, что многочисленные сектантские проповедники обычно начинают беседу с предложения поразмыслить над какой-либо фразой Писания, произвольно ими толкуемой.

Этот приём не нов. Прп. Викентий Лиринский ещё в 5 в. писал: «Если кто спросит какого-нибудь еретика … на каком основании учишь, что я должен оставить всеобщую и древнюю веру Кафолической Церкви, он тотчас представит тебе тысячу свидетельств … из Закона, из Псалмов, из апостолов, из пророков, чтобы, истолковав их на новый лад, низвергнуть несчастную душу из кафолического ковчега в омут ереси. … »

Далее следует сказать о святоотеческом чтении. Ценность святоотеческих творений велика. В книгах св. Отцов изложена православная аскетика — наука подвижничества, духовного опыта. Они не содержат ничего измышленного, вводят нас в личный живой опыт св. Отцов, написаны их кровью и потом. Св. Отцы — наши путеводители по пути христианского совершенствования. Они прошли в Царство Небесное и оставили нам свои заметки о пути, по которому шли, чтобы мы не сбились с дороги.

Полезно читать св. Отцов и ещё в одном отношении — «Ты видишь своё ничтожество и это смиряет наше мнимое благочестие». (Схиигум. Иоанн Валаамский).

И несколько слов о житиях святых. Во все времена на Руси этот вид чтения был одним из наиболее любимых. Жизнь и подвиги святых всегда основаны на Евангелии, на исполнении заповедей Христовых Поэтому жития их являются верным руководством в духовной жизни. Особенно полезно назидаться примером святых и подвижников благочестия нашего времени или недавнего прошлого. Их жизнь показывает нам, что, живя в условиях, схожих с теми, в которых живём мы, можно сохранить веру и исполнить закон Христов.

Приближается Великий Пост. И Церковь словами Апостола Павла желает нам — ЧИТАЙТЕ. И хорошо бы всем прислушаться к словам ещё одного автора, на сей раз не св. Отца, а просто нашего русского поэта: «Не позволяй душе лениться, чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь…»

 

Евангельское чтение

Евангелие от Луки, 94 зачало, глава 19, стихи 1-10:

В то время вошёл Иисус в Иерихон. И вот, когда Он проходил по городу, один зажиточный человек — старший мытарь, по имени Закхей, пытался увидеть Иисуса, но не мог из-за толпящегося народа, так как был невысокого роста. Тогда он забежал вперёд и там, где Тот должен был пройти, влез на инжир, чтобы видеть Его.

Иисус же, придя на это место, взглянул наверх и, увидев его, сказал: Закхей, слезай поскорее, сегодня Мне предстоит остановиться в доме твоём. Тот поспешно спустился вниз и с радостью принял Иисуса. Увидев это, все с негодованием говорили: вот, Он пошёл в гости к грешному человеку.

Закхей же тем временем встал и сказал Господу: я половину состояния своего, Господи, раздам нищим, и если с кого-то обманным путём я получил лишнее, возвращу вчетверо больше. И сказал Иисус: ныне свершилось спасение этого дома, потому что и этот (грешник) — сын Авраама; но ведь Сын Человеческий для того и пришёл, чтобы отыскать и спасти погибающих.

Сегодня мы вспоминаем рассказ о Закхее, о богатом, знатном человеке, жившем в малом городке, где все его знали. Он тоже хотел увидеть Христа, и у него глаза были, только он был так мал ростом, что в толпе ему было невозможно Христа увидеть даже издали. И тогда он сделал нечто, что является просто героизмом: перед лицом всех своих сограждан, которые его знали, которые его почитали, которые, порой, может быть, трепетали перед ним, он вдруг, как мальчишка, взлез на дерево, чтобы только увидеть Христа.

Нужда в этой встрече была в нём такова, что он победил в себе тщеславие, то есть желание, чтобы люди к нему относились с уважением, с почтением. Ему вдруг стало безразлично: пусть смеются надо мной, пусть освистывают меня, но без того, чтобы увидеть Христа, я дальше жить не могу. Что его привело к этому — нам не сказано, но нам сказано, что Христос, Который сердцеведец, Который знает, чту в каждом человеке, остановился, его призвал и пришёл к нему в дом.

И тогда случилось именно то, чего не ожидал, может быть, даже Закхей. Христос, став перед ним, проявив Свою любовь и милосердие, так потряс его душу, что Закхей Ему сказал: я был неправедным человеком, а теперь я хочу выправить всю свою жизнь; я отдам четверицей тем, кого я ограбил, обездолил… И Христос ему сказал: спасение пришло в твой дом.

Здесь две вещи нам надо вспомнить. Во-первых, есть ли в нас такое желание встретить Христа? Или мы только надеемся, что, да, встретим, когда придёт время, а пока как-нибудь и без Него обойдётся… Я думаю, что многие из нас в течение долгих лет жизни так живут.

И второе: готов ли я ради встречи со Христом, ради того, чтобы стать Его учеником, оказаться предметом насмешки, чтобы люди надо мной глумились, чтобы отвернулись от меня те, которые меня уважали или кто трепетал передо мной?

И вот тут нам надо собрать много сил, потому что Бога мы только на словах боимся. Мы надеемся на Его милосердие, на прощение, надеемся, что придёт время, когда всё между нами станет в порядке. Но тщеславие нас держит, тщеславие делает нас рабами людей, которые нас окружают: что они о нас подумают, что они сделают, кем я для них буду после того, как я стану верующим или просто порядочным человеком?! Когда вдруг люди увидят по разнице в моей жизни, что я был недостойным гражданином, недостойным христианином, недостойным мужем, недостойной женой, недостойным братом, недостойным другом! По разнице поведения вдруг меня обвинят; готов ли я на это?

Мы, может быть, на словах скажем: да, готов; а на самом деле, как страшно, когда вокруг тебя становится пусто и раздаётся смех: так вот какой он!

Подумаем над этим: каждый из нас несёт в себе слепоту, безнадёжность, отчаяние, крик к Богу, и потом усталость: «стоит ли кричать?» «Бог всё равно не отзывается». Нет, до конца надо взывать, и придёт Христос.

И мы должны также помнить, что мы должны победить в себе всякую долю тщеславия, что не люди нам судьи, а совесть наша. Кто я перед моей совестью? Достоин ли я или недостоин того, что обо мне думают люди? Есть место у святителя Тихона Задонского, он пишет молодому священнику, который ему говорит: не знаю, что делать! Я сознаю, что я недостоин — а меня люди хвалят; я им говорю о себе, и они только больше хвалят, говорят, какой я смиренный, чуть ли не святой… И Тихон ему отвечает: не делай этого, принимай все их похвалы и попробуй стать тем человеком, которого они в тебе видят. От их похвал не отрекайся, потому что к тем добродетелям, которых у тебя всё равно нет, они прибавят ещё смирение, о котором ты и понятия не имеешь…

Подумаем об этом, и научимся из этих двух случаев тому, как начать наш путь в сторону Великого Поста. На будущей неделе будем поминать мытаря и фарисея, дальше — блудного сына, и от каждого из них мы должны научиться чему-то, чтобы, когда придёт Страстная седмица, нам в неё войти, уже не думая о себе, а думая только о том, как Христос совершает Свой крестный путь, куда Он идёт, и ради чего, — нет! — ради кого: меня грешного. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

Цитата дня

«

Терпящих обиды защищает Бог.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100