Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Неделя 31 по Пятидесятнице: о чём читают в храме Апостол и Евангелие?

Исцеление дочери Хананеянки. Сербия. Косово. Печь. XIV в.

Исцеление дочери Хананеянки. Сербия. Косово. Печь. XIV в.

Трудно жить христианской жизнью без знания Священного Писания. Так же трудно, как плыть по морю без карты и компаса или строить здание, не имея плана. Каждый день на Божественной литургии Церковь напоминает нам те или иные отрывки из Евангелия и Апостольских посланий, чтобы мы задумались об их смысле, сравнили свою жизнь с тем, чего хочет от нас Бог.

Самые важные отрывки — зачала — читаются по воскресеньям. Предлагаем вашему вниманию русский перевод и толкование чтений Недели 31 по Пятидесятнице. Подборка подготовлена Обществом им. М.Н. Скабаллановича при Свято-Троицком Ионинском монастыре, г. Киев.

 

Апостольское чтение

Послание святого апостола Павла к Тимофею, зачало 280 от половины, глава 1, стихи 15-17:

Сын мой Тимофей, вот верные слова, достойные быть принятыми: Христос Иисус пришёл в мир спасти грешных, из которых первый — я1. Но для того я был помилован, чтобы на мне первом показал Иисус Христос всё долготерпение в пример тем, кто поверит в Него и обретёт вечную жизнь. Царю вечности, бессмертному, незримому, единственному премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь2.

1. Спасение во Христе — самое полное и совершенное, а потому и учение о нём есть учение самое лучшее, т.е. достойно самого твёрдого усвоения и последования ему. Оно заключается в том, что иисус Христос спасает грешников (по вере их), восприяв на Себя ответственность за их бывшую и первородную греховность. Разительный пример этого спасения явлён на Ап. Павле, который по силе греховности своей перед богом (за преследование христиан) считал себя первейшим, т.е. важнейшим грешником. И однако он призван был Христом и спасён. Так и все грешники, обращающиеся ко Христу, ища в Нём и через Него спасения, найдут оное. Посему совершенно не следует искать спасения вне Христа, ибо Он на то и пришёл, чтобы грешников спасать, как Сам сказал о сем.

Св. И. Златоуст говорит: «поелику казалось невероятным, чтобы человек,несмотря на то, что он всю предшествующую жизнь провёл без пользы и тщетно истратив её на злые дела, мог потом спастись через одну веру, — потому он и говорит: „верно слово“. И в доказательство приводит себя самого: „меня, хульника и гонителя, помиловал Бог, и не только помиловал, но и соделал верующим“. Он не только не стыдится, называя себя грешником, но ещё особенно радуется о сем, так как через это он лучше всего мог показать великое чудо попечения Божия».

«Ясно, что Апостол указывает (здесь) на различное отношение к человеку закона и благодати. Закон оживляет грех, обличает грешников, гнетёт их чувством наказания, Но Христос возносит грех на крест, умерщвляет его Своею смертию, покрывает грешников Своею правдою и даёт им вечное благословение отца Небесного, вечное блаженство. Вот истина! Она противоположна учению ложных учителей. Эта истина достойна всякого приятия, она достойна того, чтобы принять её с открытым сердцем, с любовию и благодарностию» (И.П.Полянский, стр. 278)

2. О первенстве помилования своего Апостол говорит в тесном кругу тех лиц, которые более знали его, чем других Апостолов, с которыми он как бы не дерзает сравнивать себя, как с праведниками. А сравнивает он себя с явными грешниками, долженствующими искать помилования своего через Христа, каковыми были между прочим и еретики. Умиляясь же перед щедротами милости Божией, всегда готовой невидимо излиться на всех, ищущих её, Апостол возсылает честь и славу Богу, как вечному Царю и премудрому Промыслителю о спасении всех людей.

Св. И. Златоуст говорит: «Бог, желая уверить людей в том, что Он всё им прощает, помиловал того, кто более всех согрешил. Следовательно, пусть никто не сомневается в спасении, когда я спасён». К сему блаж. Феодорит присовокупляет: «но божественный Павел сказал всё это, водясь скромным о себе образом мыслей, Надлежит знать, что не (нравственную) жизнь свою сознавал он беззаконною, но говорит так, припоминая свои попущения на Церковь, как пишет в послании к Коринфянам: несмсь достоин нарещися Апостол, зане гоних Церковь Божию (1Кор. 15:9)».

«Поелику же Апостол показал, что Владыка Христос есть Податель стольких благ, то, желая научить, что сделано сие по благословению Бога Отца и при содействии Духа Божия, от Единого лица перешёл к общему естеству и вознёс песнопение Троице». «Слава и честь, словами воздаваемая, являет нас только благодарными, а воздаваемая делом делает нас подражателями Ему, что гораздо больше. Бог требует от нас, чтобы мы воздавали Ему честь и словом, и чтобы мы любили Его, внимали Ему и повиновались, и через это сами получили пользу» (блаж. Феофилакт).

Епископ Никанор (Каменский)

Евангельское чтение

Евангелие от Матфея, 62 зачало, глава 15, стихи 21-28:

Оттуда Иисус направился в земли Тира и Сидона. Пришла к Нему одна хананеянка*, жительница тех мест, и стала кричать: помилуй меня, Господи, Сын Давида! Дочь моя одержима бесом и тяжко страдает! Но Он ни словом ей не ответил. Ученики, подойдя к Нему, стали Его просить: исполни просьбу её, чтобы она не кричала нам вслед.

Он же сказал в ответ: Я послан только к погибающим овцам рода Израильского. Она же, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи, помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо отнимать хлеб у детей и бросать псам. А она говорит: так, Господи; однако и псы едят крохи, упавшие со стола их хозяев. И тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! Велика вера твоя! Да будет же так, как ты хочешь! И в тот же миг дочь её стала здоровой.

*У Марка сирофиникиянка. Финикийцы называли свою страну Ханааном. В контексте речи Матфея главное, что женщина была язычница.

Хананеянка, которая приступила ко Христу, моля Его исцелить её беснующуюся дочь, — язычница: в то время евреи, единственные, кто верил в Единого Бога, не общались с язычниками, сторонились, чуждались их. И вот эта женщина подходит ко Христу: это уже говорит о том, что она в Нём увидела нечто, чего она не видела в других, что она почуяла нечто в Нем: чутьём, сердцем уловила что-то, что внушило ей доверие и сняло с неё страх, что она будет прогнана.

И она обратилась к Нему со словами, которые мы находим также в Евангелии от Марка на устах слепого Вартимея: Иисус, сын Давида!.. Это уже — исповедь веры: конечно, не во Христа как Сына Божия, но во Христа как рожденного от царственной ветви Давида, из которой должен родиться Спаситель мира: Иисус, сын Давида, помилуй мою дочь! Она беснуется…

А Христос идёт Своим путем, молча, не отзываясь на её крик. И ученики обращаются к Нему: Отпусти ее, — она же за нами следует, как бы преследуя нас этим криком надежды и отчаяния… «Отпусти её» не значит «прогони»: это значит: Неужели Ты не пожалеешь? Она же тоже человек — или нет? Или нам чуждаться таковых? Разве человеческое горе в язычниках не так же страшно мучительно, как и в нас? Отпусти её с миром…

И Христос говорит: Я не послан ко всем: Я послан к погибшим овцам израильского дома… Хананеянка же отвечает: Господи! Помоги… Она не отвечает на Его замечание, что Он не к ней послан; она просто верит, что Он её пожалеет; она не спорит; она не утверждает: Как же так, — я тоже человек! — нет, она просто верит… И Христос испытывает её веру ещё раз; Он эту веру, конечно, знал; и хананеянка, верно, знала Его прозрение; но ученикам, вероятно, надо было измерить глубину веры, на которую способен язычник. Он ей говорит: Нехорошо отнять хлеб от детей и отдать псам…

Эти слова кажутся такими жестокими, беспощадными; мне кажется, что их можно понять, если представить себе Спасителя, опустившего Свой взор — внимательный, вдумчивый, сострадательный взор — к поднятым глазам этой женщины; она слышала эти слова — как она слышала и другие жесткие слова — но она слышала их, и одновременно видела лик Божественной Любви, обращённый к ней. И она отвечает как бы с улыбкой: Да нет, Господи! Ведь и собаки питаются от крупиц, которые падают со стола их хозяев… Это можно сказать только из глубины веры и из сознания, что жестокие слова не исходят из черствого сердца.

И Спаситель тут, как в других случаях, на веру отзывается любовью и Своей властью целить, миловать и спасать: О женщина! Велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час. Здесь мы видим ещё и ещё раз, что нет предела, нет границ Божию состраданию, что Он не делит людей на верующих и неверующих, на своих и чужих: для Него чужих нет — все свои; но вместе с этим Он и ожидает и требует от нас не легковерия, а истинной веры, готовности довериться Богу, но и готовности пробиться к Богу криком, мольбой, верой. И этому мы должны научиться от хананеянки. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

Неделя 31 по Пятидесятнице (в формате pdf — для печати)

0

Цитата дня

«

Украшенный добродетелью такую имеет одежду, которой не только моль, но и самая смерть не может повредить.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100