Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Неделя 30 по Пятидесятнице: о чём читают в храме Апостол и Евангелие?

Питер Брейгель Старший. Проповедь Иоанна Крестителя. 1566 г. Музей изобразительных искусств, Будапешт

Питер Брейгель Старший. Проповедь Иоанна Крестителя. 1566 г. Музей изобразительных искусств, Будапешт

Трудно жить христианской жизнью без знания Священного Писания. Так же трудно, как плыть по морю без карты и компаса или строить здание, не имея плана. Каждый день на Божественной литургии Церковь напоминает нам те или иные отрывки из Евангелия и Апостольских посланий, чтобы мы задумались об их смысле, сравнили свою жизнь с тем, чего хочет от нас Бог.

Самые важные отрывки — зачала — читаются по воскресеньям. Предлагаем вашему вниманию русский перевод и толкование чтений Недели 30 по Пятидесятнице, перед Богоявлением. Подборка подготовлена Обществом им. М.Н. Скабаллановича при Свято-Троицком Ионинском монастыре, г. Киев.

 

Апостольское чтение

Второе послание святого апостола Павла к Тимофею, зачало 298, глава 4, стихи 5-8:

Тимофей, дитя моё, будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

Выше помещён так называемый «Синодальный перевод». Но он страдает буквализмом, а поэтому совершенно не передаёт образность речи, присущую Апостолу Павлу. Ниже мы помещаем более точный в смысловом отношении. Для лучшего его понимания нужно вспомнить, что Апостол Павел пишет своё послание в эпоху, когда спорт составлял неотъемлемую часть любого жител Римской империи (каждый был если не спортсменом, то активным и грамотным болельщиком).

Тимофей, сын мой, обо всём суди трезво, умей переносить тяготы, делай своё дело — возвещай радостную весть, в совершенстве исполняй своё служение. Что же касается меня, жизнь моя уже на алтаре, как возлияние. Приближается время ухода. Я хорошо провёл бой*, я пробежал весь забег, я был верен правилам**. И теперь меня дожидается приз — венок праведности, который вручит мне Господь в тот день, а Он — праведный Судья. И Он вручит его не только мне, но и всем, кто с любовью ждёт Его возвращения.

*Здесь это спортивная, а не военная метафора, сравнение с кулачным боем (см. 1 Кор 9:26).

**Выражение — игра слов: «я сохранил веру», которое можно отнести, как к спорту, так и к духовной жизни. Принадлежит к образной речи.

Апостол Павел находился в римской тюрьме, когда писал Второе Послание Тимофею. Это его последнее послание (2 Тим. 1:8,16; 4:6-13). Дата его написания относится примерно к 67 году. Как утверждает Священное предание, вскоре после этого апостол был обезглавлен.

Павел писал Тимофею с целью ободрить и поддержать своего ученика в его служении в Ефесе. Главная тема письма — необходимость хранить верность в наступающие трудные времена.

Столь многие, видимо, сделались противниками Павла или оставили его (1:15; 2:17; 3:1-9, 13; 4:3-4, 10-21), что нелицемерная вера Тимофея (1 Тим. 1:5) служила ему великим утешением.

Возможно, по характеру Тимофей был робок, застенчив и не слишком активен (2 Тим. 1:7). Поэтому Павел неоднократно побуждал его к энергичным, уверенным действиям (1 Тим. 1:3; 4:11; 5:7; 6:2; 2-Тим. 3:14; 4:2,5). Ничто, включая и юность Тимофея (1 Тим. 4:12), не должно было стать ему препятствием в служении (2 Тим. 2:1-7; 4:5). Он обязан был «воинствовать, как добрый воин» (1 Тим. 1:18; 6:12), активно распространяя благовестие и горячо защищая его, с использованием для этого в полной мере своего дарования (1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6).

Противопоставляет апостол Тимофея, как еретикам, так и их добровольным жертвам (о чём говорится в этом Послании ранее), — будь бдителен во всём, переноси скорби (сравните 2:3), которых будет всё больше, и совершай дело благовестника, проповедуя Евангелие при каждой возможности. Ибо в этом служение твоё.

То, что скорбной тенью нависало над этим посланием с самого начала его, теперь выражено недвусмысленно: Павел готовился к смерти. В свете этого обстоятельства призывы апостола, обращённые к ученику в предыдущих стихах, обретают дополнительную силу. И это «но ты», с которого начинается стих 5, звучит теперь контрастом не только по отношению к лжеучителям (стихи 3-4), но и по отношению к «Ибо я» в стихе 6. Павел уже не сомневался в надвигавшейся смерти; в греч. тексте тут сказано, что «я уже проливаюсь, как вино, приносимое в жертву Богу» (намёк на предстоявшую апостолу мученическую кончину). Время моего отшествия настало, пишет он.

Оглядываясь на свою жизнь, апостол говорит о ней так, как немногие могли бы сказать о своей. Подвигом добрым он подвизался (сравните 1 Тим. 6:12), течение совершил («пробежал положенную ему дистанцию»; сравните Деян. 20:24), веру сохранил.

В первых двух случаях Павел прибегает к излюбленным им «спортивным параллелям» (сравните 1 Кор. 9:24-27), а в третьем — он указывает на свою верность в соблюдении христианской истины (сравните 2 Тим. 1:14).

По причине верности своему долгу Павел не страшился встречи с Господом, праведным Судией, он знал, что для него уже приготовлена (так в греч. тексте) награда — венец (стефанос — лавровый венок, какими награждали победителей в спортивных играх) правды («праведности»). «Венец праведности» скорее всего надо понимать в том значении, что «венцом» явится признание праведности — так же, как в Иак. 1:12 и в Откр. 2:10 «венцом» является «жизнь». В день оный относится ко дню возвращения Христа. Венец, т.е. признание его праведности, Павел получит, наряду со всеми теми, кто горячо ожидал этого дня (сравните Тит. 2:13).

С сайта http://otveti.org/tolkovanie-biblii

Евангельское чтение

Евангелие от Марка, 1 зачало, глава 1, стихи 1-8:

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мёд. И проповедывал, говоря: идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас в Духе Святом.

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

Иоанна, последнего из пророков, евангелист представляет началом Евангелия Сына Божия, потому что конец Ветхого есть начало Нового Завета. Что касается свидетельства о Предтече, то оно взято из двух пророков — из Малахии: «Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (3:1) и из Исаии: «Глас вопиющего в пустыне» (40:3) и прочее. Это слова Бога Отца к Сыну. Он именует Предтечу Ангелом за его ангельскую и почти бесплотную жизнь и за возвещение и указание грядущего Христа.

Иоанн уготовлял путь Господень, приготовляя посредством крещения души иудеев к принятию Христа: «пред лицем Твоим» — значит близок к Тебе Ангел Твой. Этим означается родственная близость Предтечи к Христу, так как и пред царями чествуют преимущественно родственные особы. «Глас вопиющего в пустыне», то есть в пустыне Иорданской, а ещё более в синагоге иудейской, которая была пуста в отношении к добру.

Путь означает Новый Завет, «стези» — Ветхий, как неоднократно нарушаемый иудеями. К пути, то есть к Новому Завету, они должны были приготовиться, а стези Ветхого исправить, ибо хотя древле они и приняли их, но впоследствии совратились со стезей своих и заблудились.

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

Иоанново крещение не имело отпущения грехов, а вводило для людей одно покаяние. Но как же Марк говорит здесь: «для прощения грехов»? На это отвечаем, что Иоанн проповедовал крещение покаяния. А эта проповедь к чему вела? К отпущению грехов, то есть ко крещению Христову, которое заключало уже в себе и отпущение грехов. Когда мы говорим, например, что такой-то пришёл пред царём, повелевая приготовить пищу для царя, то разумеем, что исполняющие это повеление бывают облагодетельствованы царём. Так и здесь. Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и приняв Христа, получили оставление грехов.

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мёд.

Мы уже говорили об этом в Евангелии от Матфея; теперь же скажем только о том, что там опущено, именно: что Иоаннова одежда была знамением сетования, и пророк показывал таким образом, что кающемуся должно плакать, так как вретище обыкновенно служит знаком плача; кожаный же пояс означал омертвелость иудейского народа.

А что сия одежда означала плач, об этом говорит сам Господь: «Мы пели вам печальные песни (славянское „плакахом“), и вы не рыдали», называя здесь плачем жизнь Предтечи, потому что далее говорит: «Пришёл Иоанн, ни ест, ни пьёт; и говорят: в нём бес» (Мф 11:17-18). Равно пища Иоаннова, указывая здесь, конечно, на воздержание, была вместе и образом духовной пищи тогдашних иудеев, которые не ели чистых птиц небесных, то есть не помышляли ни о чём высоком, а питались только словом возвышенным и направленным горé, но опять упадающим долу. Ибо саранча («акриды») есть такое насекомое, которое прыгает вверх, а потом опять падает на землю. Равным образом народ ел и мёд, производимый пчёлами, то есть пророками; но он оставался у него без ухода и не был умножаем углублением и правильным разумением, хотя евреи и думали, что они разумеют и постигают Писание. Они имели Писания, как бы некоторый мёд, но не трудились над ними и не исследовали их.

И проповедывал, говоря: идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Я, — говорит, — недостоин быть даже самым последним рабом Его, который бы развязал ремень, то есть узел на ремне сапог его. Понимают, впрочем, и так: все, приходившие и крестившиеся от Иоанна, разрешались посредством покаяния от уз грехов своих, когда веровали во Христа. Таким образом, Иоанн у всех разрешал (развязывал) ремни и узы греховные, а у Иисуса не мог разрешить такого ремня, потому что у Него и не нашёл сего ремня, то есть греха.

Блж. Феофилакт Болгарский

Цитата дня

«

Если ты не миротворец, то не будь хотя любителем мятежа.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100