Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Неделя 23 по Пятидесятнице: о чём читают в храме Апостол и Евангелие?

Притча о милосердном самарянинеТрудно жить христианской жизнью без знания Священного Писания. Так же трудно, как плыть по морю без карты и компаса или строить здание, не имея плана. Каждый день на Божественной литургии Церковь напоминает нам те или иные отрывки из Евангелия и Апостольских посланий, чтобы мы задумались об их смысле, сравнили свою жизнь с тем, чего хочет от нас Бог.

Самые важные отрывки — зачала — читаются по воскресеньям. Предлагаем вашему вниманию русский перевод и толкование чтений Недели 23 по Пятидесятнице. Подборка подготовлена Обществом им. М.Н. Скабаллановича при Свято-Троицком Ионинском монастыре, г. Киев.

 

Апостольское чтение

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, зачало 220, глава 2, стихи 4-10:

Братья, Бог, богатый милостью, по великой любви Своей, которою Он возлюбил нас, мёртвых от грехов, оживил нас вместе с Христом. По доброте Его вы спасены! Вместе с Христом Иисусом Он воскресил нас и усадил в небесах рядом с Ним, чтобы явить всем грядущим векам неизмеримое богатство Своей милости, Своей доброты к нам через Христа Иисуса. Вы спасены — через веру — Его великой добротой! Не за ваши заслуги — это Божий дар! И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится! Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Первые главы Послания к Ефесянам, отрывок из которого предложен нашему вниманию, читаются непросто, потому что в них предельно сжато изложены учительные основы христианского взгляда на человека, его реального состояния в міре, цели его существования и его спасения. Высоте богословия этого послания отвечает и его возвышенный литургический стиль. Многие его строки звучат как гимн благодарения Богу за всё, что Он сделал для нас во Христе Иисусе.

Плоды Божественного деяния, которые мы верою вкушаем в таинствах Церкви и прежде всего в таинстве святого Крещения, называются здесь нашим оживлением из мёртвых, спасением, воскресением и дарованием нам места одесную Бога на небесах. Для многих это звучит как некая гипербола, странность, преувеличение. Но мы, конечно, понимаем, что эти слова следует понимать не в буквальном физическом, но в духовном смысле.

К христианам послание обращается как к спасённым уже в настоящее время, потому что они пребывают в Иисусе Христе, вместе с Ним оживлены, воскрешены и вознесены. В крещении некогда мёртвые по своим грехам стали вновь живыми, но не прежней жизнью, а новым существованием. Они больше не живут в ожидании, что мір даст свой последний печальный ответ на их жизнь, имеющую своё основание в «биологии», но живут, исходя из опыта, что их жизнь наполнена радостным смыслом предвкушения блаженной вечности и имеет отныне основание в Боге. Поэтому верующие уже имеют своё «место на небе», хотя они ещё живут на этой земле. Всё это надо понимать как жизнь в Теле Христовом, которое есть Церковь (Еф. 1:22-23), сфера проявления Божественной спасительной воли. Именно это отмечается в высказывании о том, что Бог нас с Ним воскресил и спосадил на небесах во Христе Иисусе. Хотя Церковь и в міре, христиане, будучи «во Христе Иисусе», — уже на небесах.

Выражение «во Христе Иисусе» — ключ к пониманию христианства как такового. У апостола Павла оно появляется с глаголами, отражающими всё существование христианина. Оно противоположно выражению, отражающему жизнь «по стихиям міра», жизнь «по плоти». «Во Христе Иисусе» мы уже не живём по плоти, не ходим по плоти, не предпринимаем, не знаем, не поступаем, не воинствуем, не говорим и вообще не существуем по плоти (все эти высказывания мы находим в посланиях апостола Павла). Всё это мы отныне «делаем» «во Христе Иисусе». Замечательно, что и в прочитанном сегодня отрывке три его содержательные части — о нашем спасении, о нашем будущем и о нашем настоящем — своим центром имеют именно это ключевое выражение — «во Христе Иисусе».

Итак, Бог во Христе оживил нас, мёртвых по причине наших преступлений. Разумеется, речь идёт о духовной смерти человека, пребывающего во власти греха, в отчуждении от источника жизни, то есть от Бога. «Грех ожил, — пишет апостол Павел, — а я умер» (Рим. 7:9-10). Но Бог вернул меня к жизни, «оживил нас вместе со Христом», и теперь апостол Павел может от всей души воскликнуть: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим!» (Рим. 7:25).

Мы живы, воскрешены, мы вознесены на небеса вместе со Христом и во Христе. Разумеется, полностью реализуется всё это только в веке грядущем, но, как пишет святитель Феофан Затворник, уже сейчас, на этой земле «каждый человек верующий делается причастным сего оживления». Уже сейчас мы «оживлены, оживляемы и имеющие оживляться до скончания века!»

Святитель предлагает и наглядный образ нашего сооживления со Христом: «Кто поднял бы тяжёлый кусок магнита, показал бы силу свою; но если б он вместе с тем поднял и все налипшие на него куски железа, то показал бы тем большую силу. Так и здесь. Великая сила явлена в воскресении и посаждении одесную Христа Господа; но ещё большая сила явлена тем, что вместе со Христом и во Христе своскрешены и спосаждены на небесных все прилепившиеся и имеющие прилепиться ко Христу верою». То есть то, что Бог Отец сделал для Иисуса Христа (Еф. 1:19-21), Он сделал также для всех верующих. Христос при этом рассматривается как некий Новый Адам, символизирующий и содержащий в Себе новое человечество. Верующие должны ощущать себя участниками Христова воскресения и вознесения. Эту особенность Послания к Ефесянам принято рассматривать как учение о «реализованной эсхатологии».

События Воскресения Христа, Его Вознесения и ниспослания Духа Святого изменили все отношения в міре. Поэтому читателям послания предлагается рассматривать себя причастными этим великим событиям. Они с полным правом могут ощущать себя спасёнными, — «благодатью вы спасены», «благодатью вы спасены через веру» (Еф. 2:5.8). Уже спасены! Это причастие, которое употреблено здесь в посланиях Апостола Павла единственный раз, призвано обратить внимание читателей на то, что освобождающее и спасительное деяние Божие, совершённое в прошлом, продолжает действовать в настоящем.

Но Апостол совсем не желает убедить христианина в мысли, будто цель его жизни уже достигнута. Нет, все мы живём на земле, в истории, полной трудностей и непредсказуемости. Христиане в крещении воспринимают благоволение и щедрость Бога. В этом веке они отражают милость Божию как в зеркале, и отражают часто загадочно, и даже, увы, искажённо. Однако то, что видим ныне якоже зерцалом в гадании (1 Кор. 13:12), в веках грядущих достигнет своей цели и явится во всём своём величии и блеске. Таково наше упование. Но такова и наша задача. Церковь должна стать доказательством Благодати Божией в человеческой истории.

И вот мы снова слышим: «вы благодатью спасены, через веру». Мы спасены не за наши «дела», не за наши заслуги, не потому, что мы такие уж хорошие, а единственно по милости, любви и благодати Божией. Об этом же говорится в Послании к Титу: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5) и в Первом послании святого апостола Петра: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых» (1 Петр. 1:3). — Благодать, спасение, вера — фундаментальные понятия всего богословия апостола Павла.

Благодать — от Бога, спасение тоже от Бога. Но и вера, как утверждает послание, — тоже не наше личное достижение, но дар благодати, дар, который даёт нам озарение, глубинное осознание того, что всё, что мы имеем, — жизнь и смысл жизни, — от Бога, а не от нас самих. Человеческая гордыня утверждает: «Мы наш, мы новый мір постоим». Вера даёт нам знание того, что новый мір, как и старый — творение Бога. Архитектор — Бог. Но нас Он призывает в строители Его плана. Этот план, замысел Божий о міре и человеке существует предвечно, он пред-уготован. Бог дал нам жизнь. Но из этого «дал» вытекает также и «задал». Задание Божие в том, чтобы мы дар новой жизни отражали в нашем повседневном поведении, в «добрых делах». Именно к этому призывал нас Господь Иисус Христос: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Евангельское чтение

Евангелие от Луки, 53 зачало, глава 10, стихи 25-37:

Однажды случилось так, что появился некий учитель Закона, который, желая испытать Иисуса, спросил Его: Учитель, что я должен сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: А что об этом говорится в Законе? Что ты там читаешь? И тот сказал в ответ: возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, и всею душою своею, и всею силою своею, и всем разумом своим и ближнего своего как самого себя (Втор. 6:5; Лев. 19:18).

Иисус же сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить (Лев. 18:5). Но тот, желая оправдать себя, спросил Иисуса: а кто мой ближний? Вместо ответа Иисус сказал: один человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Изранив и ограбив его, они ушли, оставив его полумертвым. Случилось так, что той же дорогой шел один священник и, увидев его, прошел мимо. Так же и левит, когда пришел на то место, посмотрел и прошел мимо.

Самарянин же некий, проезжая, увидел того человека и сжалился над ним. Подойдя, он перевязал раны его, смазав их елеем и вином, затем посадил его на своего осла и привез на постоялый двор, где ухаживал за ним. На другой день, уезжая, он дал хозяину два динария и сказал: позаботься о нем, а если истратишь больше этого, я на обратном пути заплачу тебе. Так кто же из этих троих, по твоему мнению, был ближним пострадавшему от разбойников?

Законник сказал: тот, кто проявил милосердие к нему. Иисус же сказал ему: иди, и ты поступай так же.

«И вот один законник сказал, искушая Христа: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? Како чтеши? Он же сказал в ответ: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».

Вспомните, братья и сёстры, как святая Церковь подводила нас к этому месту Евангельского сказания. Вспомните, как в прошлое Воскресение Иаир, князь жидовский, пришёл ко Христу, — у него дочь умирала, он нигде не мог найти помощи. Умирала… Тут он прибежал ко Христу, падает к Его ногам и просит: помоги… умирает… единственная. Христос пошёл с ним.

И вот идёт Иаир со Христом. И этот путь, может быть, и не долгий, в сознании Иаира проходит как бы путь целой его жизни. Ему нужно быть около умирающей. А он надеется… А надеется потому, что верит, что Христос может совершить великое. Может совершить исцеление, которое никто другой не может сделать. И вот это как бы путь жизни.

Вот так и у нас. Наступает определённый момент и раскрывается сознанию, что будет исход, будет гроб. И уйдёт человек. Я…, а за мной ты, он… И каждый из нас должен ожидать этого момента. Но если ты будешь уповать на Господа и как Иаир держаться за ризу Христову, и не отойдёшь от Него, несмотря на всякие искушения, то ты несомненно придёшь… Куда же?

А вот сегодняшнее Евангелие и говорит в вопросе законника куда? «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Вот куда: в жизнь вечную. Вот этот момент раскрывается нам в сегодняшнем Евангелии. Как идти? Как держаться за ризу Христову? Как не выпустить эту ризу на протяжении всего пути? А ведь путь этот долгий, долгий… Это — жизнь наша. Это годы, а для некоторых и многие годы… Кому 80 лет, а кому 90, и ещё дольше.

Сколько опасностей на этом долгом пути быть оторванным от ризы Христовой! Буря искушений так и бушует кругом. Посмотрите на нашу семейную жизнь: тут муж под влиянием какого-то помрачения бросает свою семью, там жена от постоянного нервного напряжения в семье, не выдерживает и делает жизнь невыносимой, там… А в нашей общественной жизни все эти политические кризисы, а в гражданской — эти жуткие преступления. Боже, куда деваться? А вот только подобно Иаиру прильнуть ко Христу, держась за ризу Его. Лишь бы не выпустить её. Надо удержаться.

И сегодняшнее Евангелие даёт нам как бы секрет к тому, как удержаться. Быть милосердным самарянином везде, всегда и во всём. Проверим же себя, являемся ли мы такими в действительности? Были деточки вокруг нас. Научили ли мы их добру? Вот к нам приходил человек на краю гибели нравственной. Поддержали ли мы его в этой борьбе с грехом? Помогли ли мы ему выкарабкаться из этого болота, которое затягивало его? Ведь может быть, не руку даже, а только палец нам надо было протянуть, и он был бы спасён.

А сколько тех, которым нужно было только одно слово ободрения, внимания… и мы могли дать всё это, а дали ли мы, как этот Самарянин Милосердный? И если на все эти вопросы наша совесть ответит нам, что нет, не помогли… то да, мы в опасности оторваться от ризы Христовой. Поспешим же исправить это. Одно милосердие может удержать нас со Христом.

У деточек наших есть так называемые «молочные зубы», которые сами выпадают, а вместо них вырастают другие, настоящие… Вот и у нас с вами есть сердце. Но это грубое плотяное сердце. Эгоистичное. С ним не войдёшь в вечную жизнь. И само оно не выпадет. Нам нужно выбросить его и заменить новым сердцем, уже не нашим, а Христовым.

И всякий раз, когда мы помогаем ближнему, мы делаем усилие, как бы отрываем кусочек своего сердца и отдаём его ближнему, на место этого кусочка сердца плотяного, греховного, Господь нам кладёт такой же кусочек Своего, Христова сердца. И так за весь наш жизненный путь мы переменим своё сердце на новое, настоящее, на сердце Христово. И вот тогда для нас и раскроется вечная жизнь. Тогда уже никто не оторвёт нас от ризы Христовой и мы получим то, о чём спрашивал Христа законник: жизнь вечную.

Архиепископ Андрей (Рымаренко)

Цитата дня

«

Слова Божественного Писания читай делами, а не многословь, тщеславясь одним простым пониманием.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100