Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Священник Александр Хворост

На одном крыле далеко не улетишь

Птица с одним крыломБольшая часть Великого поста позади. Кто-то всё чаще делает себе послабления в еде или развлечениях, кто-то понял, что поститься — не такое простое дело, как казалось вначале. Священник Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина в Дружковке, рассказывает нашим читателям, почему важно продолжить идти этим путём вопреки искушениям и усталости.

Я хотел бы поговорить о Великом посте с воцерковлёнными людьми. Больше половины пути позади, и нужно ещё раз задуматься, что мы делаем, куда идём и зачем нужны все прилагаемые нами усилия. Пост — это святое установление Церкви, но оно добровольно. В социуме каждый сам решает, поститься ему или нет. К сожалению, общество у нас не православное. Но если мы считаем себя людьми церковными и верующими, то для нас Великий пост становится обязательным. Это следует, прежде всего, из канонов Церкви — 69 апостольское правило гласит: «Если епископ, пресвитер, диакон, иподиакон, чтец не постится в святую Четыредесятницу перед Пасхой… да будет извержен, а мирянин отлучается от Церкви». То есть священники лишаются сана, а миряне лишаются общения со Христом через причастие. Таким образом, Великий пост имеет большое значение ещё со времён апостолов.

К сожалению, сегодня наблюдаем такую картину: бабушки, которым за шестьдесят, а то и за восемьдесят лет, — постятся, и довольно строго. А вот молодое поколение (до сорока лет) относится к посту как к чему-то необязательному, хотя эти люди считают себя верующими и в храм ходят регулярно. Они глубоко заблуждаются. Конечно, в нынешнее время никто не будет их выгонять из храма или лишать причастия, но в духовном плане они сами себя отлучают от той радости, к которой мы идём.

Великий пост ведёт к Пасхе, в дни которой сердце верующего человека наполняется светлым, чистым чувством. Если ты прошёл время Четыредесятницы недостойно или вообще не постился, какая может быть радость? Какая-то будет, конечно, но — ущербная. Я думаю, что так же, как мы боремся за своё земное счастье, нужно побороться и за свою христианскую радость. Христос говорил: «Царство Божие усилием берётся» (Мф. 11:12). Тот, кто себя принуждает и трудится, радует Отца Небесного.

Прихожане наших храмов должны серьёзнее относиться к дням Великого поста. Каждый пусть постится по своей мере. Никто не требует соблюдения пищевого поста от беременных женщин, болеющих людей. Можно вспомнить и тех, кто служит в армии или учится в спортивном интернате — там никто не будет готовить для постящихся отдельно. Конечно, в таких случая надо есть, что дают, и не перебирать, но это не значит, что всем этим людям можно вообще не поститься.

В условиях, когда человек по объективным причинам должен употреблять скоромную пищу, пост меняет характер. Во-первых, нужно каяться в том, что в силу определённых обстоятельств не можешь выдержать пост. Во-вторых, стараться в эти дни сделать свою жизнь более строгой: допускать меньше развлечений, пустой болтовни. Вместо просмотра кинофильма вполне можно почитать Евангелие, Псалтырь или послания апостолов. Нужно постараться компенсировать отсутствие телесного поста постом духовным. Важно понять: ничто не отменяет жертвы. Как бы человек ни питался, пост для него не отменяется. Вообще! Есть какие-то частичные изменения культуры поста, но не его духовного содержания.

Если ты лучше Христа, то можешь не поститься. Он готовил Себя к служению сорокадневным постом. Прежде всего, пост — это жертва: мы жертвуем своё время и силы Богу. Что у нас самое ценное? — не деньги, не таланты, а именно время. Часть его мы отдаём Богу. Особый, сакральный смысл поста проявляется в богослужебной практике Православной Церкви. Богослужения подчёркивают особую значимость этого времени: отменяется литургия в будни, полная литургия служится только в субботние и воскресные дни, в среду и пятницу совершают литургию Преждеосвященных Даров. Зачем всё это нужно? — чтобы подчеркнуть важность поста, обозначить его как совершенно особое время в году.

Нужно научиться относиться к посту как к святыне. Он полезен прежде всего человеку, потому что Богу не важно, что мы едим. А нам важно всё: и что едим, и как себя ведём, и все аскетические труды, которые стараемся нести. Всё это дисциплинирует человека, учит его самоконтролю и порядку. В конце концов, это объединяет нас: мы вместе постимся, приступаем к одной Чаще, участвуем в одной службе.

Соблюдать Великий пост несложно, только давайте выработаем привычку. Наши бабушки привыкли поститься, у них сформировался свой ритм жизни. Секрет Четыредесятницы заключается в том, что её нужно начать. Многие вздыхают, жалуются, как это тяжело, но при этом ни разу не пробовали, а верующие люди втягиваются, и каждый новый пост для них проходит всё плодотворнее. Никто ведь не требует вкушать одну просфору и пить два глотка воды в день. Постепенно это станет частью нашей жизни — и телесной и духовной, будет необходимостью. Мы с радостью станем ждать это время.

Я знаю священника из многодетной семьи, который впроголодь прожил детство и юность. Для него пост никогда не составлял проблемы, потому что у него есть привычка к воздержанию. Приучить себя поститься не так сложно, как кажется.

«Вера без дел мертва», — говорит апостол Иаков (Иак. 2:26). Думаю, можно сказать, что и православие без поста будет мертво. Какие мы православные, если не постимся? Для нас это святая обязанность. Конечно, на этом пути случается всякое. Допустим, человек по немощи что-то нарушил и махнул рукой: «Всё, я не могу!» Он прекращает пост и живёт дальше как безбожник. Так тоже нельзя. Нужно покаяться и продолжить поститься. Здесь как в спорте: упал — поднимайся и иди дальше. Надо бороться за своё счастье. Падение не означает, что пост потерял смысл и значение.

Пост полезен для человека. Преподобный Серафим Саровский говорил, что пост духовно укрепляет нас. Он важен не столько для тела, сколько для духа.

Святой Антоний Великий утверждал, что люди спасаются постом и молитвой. Если мы откажемся от поста, у нас останется только одно средство спасения — молитва. Вспомним сравнение поста и молитвы с двумя крыльями: на одном крыле далеко не улетишь.

Преподобный Серафим Саровский говорил также, что отпадение народа от Бога начинается с несоблюдения постов. Если мы перестанем поститься, это повлечёт за собой какие-то другие послабления, в итоге мы можем отпасть и от Бога. Всё начинается с малого. Поэтому будем стараться трудиться, находить желание и возможность хоть в той мере, в какой можем, пост соблюдать. Тогда будет радость наша совершенна на небесах, и никто её у нас не отнимет. Давайте же за неё бороться!

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Чистая совесть сама себе успокоение, — зачем нам искать в других правоты или вины?

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100