Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

10 июня 2018 г.

Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе

Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном собореВ Неделю 2 по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.

На запричастном стихе к прихожанам с проповедью обратился священник Евгений Лаптев. Он обратил внимание на то, что христианину нужно постоянно устремляться к Богу:

«Святость достигается на протяжении всей жизни при условии, что человек устремлён к Богу. Через это устремление мы способны увидеть Бога так, как увидели Его наши святые соотечественники, память которых мы сегодня празднуем».

По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к прихожанам с архипастырским словом, в котором отметил, что любовь ко всему миру начинается с любви к своим родным и близким, к своему Отечеству:

«Одна из самых ярких и красивых страниц истории нашего народа — это жизнь тех людей, которые посвятили себя Богу, и в ответ на эту верность и любовь получили от Бога благодать Духа Святаго. Это те люди, которые влияли на жизнь наших соотечественников, были для них примером, отвечали на самые сложные вопросы в жизни и показывали, что во все времена можно жить так, чтобы жизнь была угодна Богу, была благодарностью Богу за все Его великие благодеяния».

Фото протодиакона Михаила Ильчука

Икона Всех святых, в земле Русской просиявших

Икона Всех святых, в земле Русской просиявших. 1934 г. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.

Начиная с XVI века, в русской Церкви существовало празднование памяти «Всех Святых Новых Чудотворцев Российских». Совершалось оно на третий день памяти Крестителя Руси — святого князя Владимира. Традиционным автором службы считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря. Но в центральной России этот праздник был забыт и не вошёл в печатные месяцесловы, а его текст не был издан. Воссоздать праздник «Всех святых, в земле Российской просиявших» решили в 1917 году, когда произошли страшные непоправимые события в нашей стране.

Инициатором воссоздания выступил гениальный историк-востоковед профессор Петроградского университета (ныне СПбГУ) академик Борис Александрович Тураев, сотрудник Богослужебного Отдела Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. В своём докладе он отметил: «В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, — представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».

Святитель Афанасий (Сахаров)

Святитель Афанасий (Сахаров)

Дополнение и исправление службы было поручено Борису Александровичу Тураеву и иеромонаху Афанасию (Сахарову) (впоследствии епископу Ковровскому, священноисповеднику). Службу почти полностью переписали, из старой осталось лишь несколько песнопений.

Первое издание вышло в Москве в 1918 году с большим количеством опечаток. Святитель Афанасий (Сахаров) редактировал службу в течение всей своей жизни. Следующее издание вышло в Москве в 1946 году. Окончательный текст выпустили в составе Миней, подготовленных Московской патриархией в 1978-1989 годах.

Монахиня Иулиания (Соколова)

Монахиня Иулиания (Соколова)

Мария Николаевна Соколова (монахиня Иулиания) начала писать икону «Собор всех святых, в земле Русской просиявших» в 1930-х годах. Святитель Афанасий разработал композицию иконы и в письмах Марии Николаевне давал рекомендации о составлении иконографии. Перед написанием образа она изучала жития и другие источники. Так был рождён образ, ставший иконописным воплощением службы Всем русским святым. На ней изображены Киев и Москва. Первый город — основание русского Православия, а второй — его сердцевина. На иконе также изображен Успенский собор Московского Кремля как главная святыня, три иконы Богородицы, связанные с Русью — Владимирская, Казанская и Новгородское «Знамение», а также множество святых. Образ, написанный монахиней Иулианией в 1934 году, хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Конечно, на ней невозможно было изобразить всех русских святых — это скорее образ святости, чем буквальное изображение всех русских святых.

Цитата дня

«

Меру достоинства своей молитвы будем измерять качеством отношения нашего к людям.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100