Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Олег Кручинин

Крещение Господне: мы прославляем Бога или говорим только о воде?

Крещение Господне«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи», — эти слова тропаря праздника Крещения Господня неоднократно звучат во время богослужения и освящения воды 18 и 19 января. Что означает это песнопение? Какие моменты праздника выделяли в тропаре святые отцы? Говорится ли здесь о крещенских купаниях, гаданиях и об отличиях «иорданской» и «крещенской» воды? Об этом рассказал протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.

 

Учимся расшифровывать древние тексты

Тропарь и кондак любого православного праздника — это два кратких песнопения, в которых содержится основная суть празднуемого события. Соответственно, тропарь и кондак святому — перечисление тех его трудов и заслуг, которые привели этого человека к святости.

Обычно тропарь описывает внешнюю сторону события праздника, а кондак углубляется в его внутреннее содержание. Вместе они дополняют друг друга.

Даже если святым не написаны службы, нет акафиста или других «персональных» богослужебных текстов, тропарь и кондак, как правило, есть всегда. Подобно маленькому зерну, которое попадает в почву и дает сторичный плод (давайте вспомним Евангелие), тропарь и кондак несут в себе основную тему, которая раскрывается в других песнопениях и молитвах.

Зная такие особенности написания этих кратких, но важных текстов, понимаешь, насколько неправильно мы сегодня можем толковать значения праздников или подвигов святых.

Так, если спросить у любого школьника, кто такой святой Николай, нам, скорее всего, начнут рассказывать о добром человеке с мешком подарков, который в ночь на 19 декабря приходит к детям и щедро одаривает их. То есть, основной акцент — подарки, праздник и веселье. Такой себе древнехристианский Дед Мороз.

А теперь прочитаем тропарь святителю Николаю. Он начинается словами: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду своему». И окончание тропаря: «Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим». Прославляются вера, кротость и воздержание этого святого человека и есть призыв к нему молиться о спасении наших душ. И ни слова о материальных подарках. Выходит, что акценты мы расставляем неправильно.

 

Зачем крестился Христос?

День Крещения Господня в современном понимании большинства — это праздник святой воды, купания в проруби, а у некоторых — даже крещенских гаданий. (Не зря же, говорят они, Василий Жуковский писал: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали». Если девушкам XIX века можно было гадать, то почему нам нельзя?)

Основная дилемма многих прихожан — какая вода «более благодатна»: освящённая 18 или 19 января? Так называемая «иорданская» или «крещенская»?

Теперь давайте обратимся к текстам тропаря и кондака Крещения Господня и попробуем разобраться, о чём же говорят здесь их авторы-составители.

Тропарь
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́ическое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!

Кондак
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́, и яви́лся еси́,// свет непристу́пный.

Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!»

В отличие от нас, всё внимание уделяющим воде, древние отцы воспевали Господа Иисуса Христа, просветившего мир, и Святую Троицу, явившую Себя в день Крещения Господня.

Слово «крещение», которое сегодня мы связываем с Крестом Господним, на самом деле имеет другое происхождение. В греческом языке речь идет о погружении в воду.

Достигнув 30-летнего возраста, Господь крестился на реке Иордан. Святитель Иоанн Златоуст сравнивает эту реку с образом человеческого рода. По его словам, священная река образуется благодаря слиянию двух рек: Иора и Дана, и впадает в Мёртвое море. А весь род человеческий произошёл от двух прародителей — Адама и Евы. Мёртвым морем человеческих жизней стало море греха. И как Иисус Христос, войдя в Иордан, освятил эти воды, так и входя в нашу жизнь, Господь освящает нас Своей благодатью.

Иордан упоминается ещё в Ветхом Завете. В псалме 113, написанном задолго до пришествия в мир Мессии, есть такие слова: «Море увидело и побежало; Иордан обратился вспять» (Пс. 113:3). Речь идёт о возвращении евреев из египетского рабства. И вот, снова воды Иордана были «изумлены», когда безгрешный Иисус сошёл в реку.

Святой Иоанн Дамаскин говорит, что Христос крестился не для Своего очищения от греха (грехов у Него не было), а для того, чтобы взять на Себя наши грехи. Будучи безгрешным, Он указывает нам путь для освобождения от греха. Это наше очистительное покаяние и вхождение в лоно Церкви через Таинство Крещения.

 

«Дух в виде голубине»

Подобно Всемирному потопу, оставившему на земле только праведного Ноя и его семейство, воды Крещения ведут нас в вечную жизнь. Ной построил ковчег из неподверженного гниению дерева, а для нового Ноя — Христа — ковчегом стала Пресвятая Богородица.

Тогда голубь со свежим масличным листом принёс весть о том, что вода начала сходить — и это была весть спасения. Теперь же, на реке Иордан, Дух Святый «в виде голубине», то есть, сверкнув в небесах подобно голубю, указал на Спасителя мира — Иисуса Христа.

Голубь — символ примирения. Для примирения человечества, падшего и повреждённого грехом, с Отцом Небесным и пришёл на землю Христос. А голубь, также олицетворяющий кротость и чистоту, показывает кротость и очищающую силу Святого Духа.

 

«Сын Мой возлюбленный»

В момент схождения в виде голубя Святого Духа послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Таким образом, здесь предстали три Лица Триединого Бога. Бог Отец — как голос с небес, Бог Сын — находящийся в реке Иисус Христос, Бог Дух Святой — в виде голубя. Отныне для человечества было открыто, что Бог — не абстрактный и недостижимый Абсолют, а любящая Личность.

Учитывая это, праздник Крещения Господня, как и Рождество Христово, также называют Богоявлением. В Вифлеемской пещере Господь зримым образом явился в мир, а на реке Иордан был явлен Сыном Божиим. Не случайно эти два праздника — Рождество и Крещение — в древности отмечали в один день. А затем они были разделены по времени, и почти две недели между ними стали называться Святками, то есть по-особому святыми днями.

 

«Свет неприступный»

«Пришел, явился Ты, Свет неприступный!» — воспеваем мы Господа в кондаке праздника. Отсюда ещё одно название праздника Крещения Господня — Просвещение.

Этот Свет увидели не только на реке Иордан. Позже светом Божественной благодати, исходящим от Иисуса Христа на горе Фавор, были поражены апостолы. Этим же светом просвещаются святые, пребывающие в непрестанной молитве.

«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12), — говорил Господь.

Свет Христов и сегодня просвещает всех в Таинствах Церкви. Будем чаще прибегать к ним и будем просвещаться всяким словом, исходящим из уст Божиих. «Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!»

Цитата дня

«

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100