Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Екатерина Щербакова

Класс духовного пения: развиваемся вместе

Класс духовного пенияГорловский класс духовного пения готовится к новому учебному году. В сентябре приступят к занятиям не только вернувшиеся с каникул старые друзья, но и ученики нового набора. Ваш сын или дочь может успеть оказаться среди них. Если вы хотите дать своему ребёнку качественное и бесплатное музыкальное образование, приобщить его к православной традиции и родной культуре — вакантные места ещё есть.

Мы продолжаем общение с людьми, которые в непростое для Донбасса время продолжают учить детей прекрасному.

 

Для нас важно, чтобы преподаватели имели хорошие знания

Леся Евгеньевна Инзык, завуч музыкальной школы № 2:

— Леся Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, о том, как и когда в вашей школе появился класс духовного пения.

— Класс духовного пения открыт в нашей школе 1 января 2015 года. Тогда он насчитывал всего лишь 25 учащихся. По прошествии года в нём занималось уже 48 детей. Несмотря на военные события, класс развивается, выступает, у ребят явно есть прогресс. Учатся у нас обычные дети, многие из них — ученики воскресных школ города. Ученики посещают групповые занятия по обязательным предметам — хоровому пению, сольфеджио, музыкальной литературе, и индивидуальные занятия — постановка голоса, фортепиано. Всё это в комплексе очень развивает детей. Они с большим желанием выступают, участвуют в разных мероприятиях.

— Появление в вашей школе класса духовного пения вызвало организационные трудности?

— Учащиеся класса духовного пения были приняты на вокальное отделение. Дети изучали те же предметы, что и вокалисты музыкальной школы. Мы понимаем направленность класса, то, что дети поют на клиросе, выступают в воскресных школах. Есть, конечно, некоторые трудности, связанные с программой. Преподаватели создают авторские программы, чтобы дети изучали стили и жанры церковной музыки, творчество композиторов, писавших произведения для Церкви — таких, как Д.С. Бортнянский, П.И. Чайковский, А.С. Ведель. Всё это стараемся включить в программу, но такие преобразования, конечно, требуют отдельной работы.

Класс духовного пения— Довелось вам узнать что-то новое с тех пор, как к вам перешёл класс духовного пения?

— Конечно! Мы в работе неоднократно касались сферы духовной музыки, её истории, жанров, стилей, но всё равно пришлось расширять свой кругозор. Сейчас есть идея разработать факультатив по истории религии.

— Преподавать будут светские учителя или священник?

— Пока этот вопрос открыт. Мы активно сотрудничаем с Горловской епархией, нас объединяет заинтересованность в нравственном и духовном развитии детей, поэтому планируем всё вместе. Для нас важно, чтобы преподаватели имели хорошие знания по своему предмету.

— Вы наблюдаете со стороны детей светских и учеников класса духовного пения. Всегда интересно: отличаются ли эти дети?

— В принципе, большого различия нет, но, насколько я сталкивалась, дети из класса духовного пения относятся к занятиям более старательно, сознательно, добросовестно. То, что они молятся перед занятиями, ходят в храм, отражается на их поведении. Другие дети тоже тянутся за ними.

— А как преподаватели отнеслись к появлению такого класса?

— Очень хорошо. Неприятия ни у кого не было, потому что нравственное развитие — это то, чем и мы занимаемся.

— Какие успехи и радости у вас есть на сегодняшний день?

— Мы совместно с епархией проводим праздники — Праздник Покрова Богородицы, Рождество, Святителя Николая. Дети выступают, показывают театрализованные постановки. Выступают у нас в школе, посещают детские сады, детдом, общеобразовательные школы. Обычно эти выступления всем нравятся, вызывают положительные отзывы. Мы вышли и на городской уровень — участвовали в конкурсах и мероприятиях, посвящённых Дню Победы и Дню города.

— С какой программой выступают дети?

— Это, как правило, духовные произведения и патриотические песни. Программу обычно составляют руководители хора.

— Какие сложности в работе у вас есть на сегодняшний день?

— Нам сейчас не хватает аппаратуры: микрофонов, техники для звукозаписи, чтобы мы могли сделать фонограммы для выступлений, минусовки, аранжировки.

— Существуют какие-то внешние проблемы, мешающие детям посещать занятия?

— Школа у нас расположена в Калининском районе, а в жилмассиве «Солнечный» — филиал, и транспортные проблемы, конечно, создают сложности. Но мы надеемся, что это всё временно!

 

Класс духовного пенияЕсли у ребёнка хорошая посещаемость, то трудностей нет

Лариса Владимировна Чмихун, преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы:

— Расскажите, пожалуйста, когда и каким образом вы стали преподавателем класса духовного пения?

— Класс духовного пения открыли пять лет назад. Было предложено работать в нём тем преподавателям, кто посещает храм. Предложили и мне. Программа была та же, что и в музыкальной школе, дополнительно изучались духовная музыка и некоторые другие предметы. Я не возражала попробовать что-то новое.

— Не было ли страшно начинать новое дело? Вдохновение было?

— Страха, конечно, не было, потому что это моя работа. Я преподавала в классе духовного пения те же предметы, что и в музыкальной школе. Опыт работы у меня имелся — я работаю с 1977 года.

— Материал, с которым вы работаете, отличается чем-то от того, с которым работают светские дети?

— Сначала работать было сложнее, потому что у детей ещё не было индивидуальных занятий по освоению музыкальных инструментов. У ребят было меньше дисциплин, класс давал в большей степени общее обучение. Не было индивидуальных занятий, которые есть теперь. Сейчас перечень дисциплин, изучаемых на духовном отделении, значительно увеличился, у каждого ребёнка есть по два часа индивидуальных занятий вокалом, а так же фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература, хоровые занятия. Плюс история христианской культуры.

— Как вы подбирали материал, с которым работаете?

— У нас в школе есть программа по музыкальной литературе, и в ней изначально содержится много информации по духовной музыке, потому что практически все композиторы-классики её создавали. Для класса духовного пения стали искать больше соответствующего материала, и я в том числе. Вели поиск в интернете, в библиотеке. Искали и музыкальный материал, и лекции, и беседы, и духовную литературу. Ведь несмотря на то, что посещаешь храм, всё равно многого не знаешь. Так что приходилось и самим совершенствоваться.

— Какие трудности возникали или, может быть, есть сейчас в вашей работе?

— Если у ребёнка хорошая посещаемость, то трудностей нет. Мы много внимания уделяем чтению с листа, потому что дети у нас проходят клиросную практику — поют в храмах. Важно, чтобы ученики могли свободно владеть нотным текстом.

Проблемы могут быть связаны с тем, что ребёнок пропускает занятия.

Ещё есть проблема с транспортом, он не очень хорошо ходит, рано приостанавливает работу. К тому же под расписание порой трудно подстроиться, в итоге детям сложно добираться. Но это особенности нынешнего времени и ситуации в городе.

— Насколько сократилось число ваших учеников с начала военных действий в Горловке?

— Много детей уехало в начале войны, а сейчас всё налаживается. В прощлом году у нас был очень хороший набор первоклассников — и в музыкальную школу, и на духовное отделение, человек 60-70 в общей сложности. Много учеников вернулось. И родители очень заинтересованы: приходят на мероприятия, активно занимаются детьми.

— Сольфеджио — очень непростая дисциплина, как удаётся заинтересовывать детей?

— Вы правы, сольфеджио — предмет непростой, и даётся он легко тем, у кого хорошо с математикой. Здесь нужно аналитическое мышление. Если оно не очень развито, то таким детям сложно: нужно считать, анализировать. Ещё важны хорошие музыкальные данные, потому что всё нужно слышать, определять на слух. Так как не все дети этим обладают, то некоторым приходится непросто. Но если ребёнок систематически посещает занятия, всё это развивается.

В практике были случаи, когда приходили дети с прекрасными способностями — и практически с нулевыми. И если первый прогуливал, а второй занимался усердно, то в итоге ученик с худшими данными приходил к лучшим результатам. Поэтому очень многое упирается в посещаемость и контроль родителей. Если пускать всё на самотёк, то успехов можно и не дождаться: у ребёнка не хватает сознательности осуществлять этот большой труд.

А так — мы стараемся привлекать и заинтересовывать учеников, используем различные видео- и аудиоматериалы, потому что в наш век детям привычны совсем другие виды восприятия информации, чем нам. Приходится прилагать усилия, чтобы заинтересовать ребят. Это раньше можно было показать картинку — и всё. Сейчас это никому не интересно, детей сложно удивить. Поэтому приходится использовать различные формы работы.

— Что вас как преподавателя вдохновляет искать, развиваться, идти вперёд? Ведь вы столько лет преподаёте!

— Когда попадаются ученики, которые заинтересованы занятиями, тогда хочется работать, придумывать, находить материал. Всё ради них. К тому же сейчас каждый день появляется столько нового, что я не только для детей, но и для себя нахожу интересное. Казалось бы, всё знаешь, всё знакомо, но порой так необычно можно подать материал, что диву даёшься! Как же можно быть равнодушной?

 

Класс духовного пенияЕсли ребёнок неравнодушен к тому, что делает, он обязательно преуспеет

Яна Зигмундовна Ильина, аккомпаниатор:

— При каких обстоятельствах вы пришли в класс духовного пения?

— Я работала в классе духовного пения с момента его открытия. Начинала работать в Школе искусств № 1 и как преподаватель, и как концертмейстер. С 1987 года начала петь в церкви на клиросе — сначала на Комсомольце, потом в Енакиево. Коллектив преподавателей класса духовного пения формировали из учителей, работавших в Школе искусств. В приоритете были преподаватели, знающие ход службы. Меня пригласили. Конечно, я согласилась. На сегодняшний день у нас хороший, профессионально слаженный коллектив. Спасибо большое Александре Павловне, которая тесно работает с нами, быстро решает все технические и профессиональные вопросы, связанные с деятельностью нашего отдела.

— Расскажите немного о ваших учениках.

— Коллектив детей у нас стабильный. Из-за начала войны многие уехали, но сейчас постепенно возвращаются. Родители наших детей активно участвуют в жизни класса: следят за посещаемостью, за тем, чтобы дети хорошо учились.

Надо отметить рост профессионализма наших детей. Начинали мы с одноголосных произведений, а теперь поём многоголосие. Они молодцы, стараются. А если ребёнок неравнодушен к тому, что делает, он обязательно преуспеет в своём деле.

— Какие цели вы ставите для себя в работе?

— Главная наша цель — научить детей петь на клиросе, дать им музыкальное образование, изучить с ними ход церковной службы, научить профессионально извлекать звук.

Благодаря владыке Митрофану, у ребят теперь каждые выходные клиросная практика. Наши старшие дети поют в церковном хоре. Мы благодарны нашему владыке за то, что он уделяет время, средства, внимание нашим детям.

— Дала ли вам что-то работа с детьми из класса духовного пения, или они ничем особым не отличаются от других учеников?

— Конечно же, дала! Они учатся, развиваются — и мы тоже обогащаемся! Работа с ними не даёт закоснеть, заставляет развиваться. Когда дети выступают, видишь свою работу — как они поют, как ведут себя. Это так вдохновляет! Они становятся более образованными, тактичными, а нам радостно, что мы тоже внесли в это свою лепту.

— Что, на ваш взгляд, больше влияет на детей в этом отношении: материал (церковная музыка и тексты) или воцерковлённые преподаватели?

— Я думаю, и то, и другое. Искренне верующий человек всегда отличается от неверующего, и для преподавателей это очень важно. И материал, конечно, тоже благотворно влияет на детей.

— Есть ли какие-либо трудности в вашей работе?

— Трудностей у меня нет. Всем аккомпанировать, всех поддерживать — это радость! Я помогаю им, пою вместе с ними — что может быть лучше?

— Тогда поделитесь радостями!

— Радость — это наши выступления. Мы постоянно выступаем. Очень запомнились Рождественский концерт в ДК «Ветеран», городской конкурс песен «Детский новогодний огонёк» в кинотеатре «Шахтёр». Мы выступали и на День музыки, и на праздник Покрова, давали отчётный концерт. 14 февраля мы выступали перед прихожанами Пантелеимоновского храма в посёлке Пантелеймоновка. Так что мы выступаем везде, где только можно. Дети исполняют много произведений, у нас хороший репертуар.

— Чем вы заинтересовываете детей? Есть ли необходимость готовить их к специфическому в некоторой мере материалу — церковным песнопениям?

— Дело в том, что дети, которые попадают к нам в класс, практически все воцерковлены. Родители у них верующие, они заинтересованы в учёбе детей, поэтому ребята знают, что их ждёт. Материал им в определённой степени знаком. К тому же мы разучиваем и исполняем не только церковные песнопения, но и светские песни, поэтому дети развиваются разносторонне, и проблемы нет.

Беседовала Екатерина Щербакова

Читайте также:

Музыкальная школа для церковных певчих

Образование — это не только математика, но и музыка

0

Цитата дня

«

Украшенный добродетелью такую имеет одежду, которой не только моль, но и самая смерть не может повредить.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100