Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Екатерина Щербакова

Как поступают в семинарию?

Кадр из фильма Казанской духовной семинарии «Братство»

Кадр из фильма Казанской духовной семинарии «Братство»

Чтобы стать священником, нужно окончить духовную семинарию — это знают все. А как туда попасть? Просто прийти и подать документы — или всё несколько сложнее? Как готовиться? Что спрашивают на вступительных экзаменах? А девушки в семинариях учатся? На вопросы отвечают люди, которые прошли этот путь сами и могут дать полезные советы другим.

 

Алгоритм действий человека, желающего поступить в семинарию

Роман Стёпин, канцелярист Горловского епархиального управления, выпускник Одесской духовной семинарии и студент Киевской духовной академии:

На приходе появился человек, который изъявил желание стать священником. Что ему надо сделать прежде всего? Сначала — подойти к настоятелю прихода, где он служит пономарём, поёт на клиросе или несёт ещё какие-то послушания, и сказать ему об этом. Бывают случаи, когда желание поступить в семинарию имеют молодые люди, которые просто ходят в храм, но никаких послушаний там не несут.

Разберём первый вариант, когда человек уже воцерковлён, трудится при храме. Он говорит священнику, что хочет поступить. Тот, в свою очередь, объясняет ему, какие нужны знания. Необходимо знать церковный устав, разбираться в видах богослужения и священнодействиях, понимать их смысл, уметь читать по-церковнославянски и понимать прочитанное. Человек, поступающий в семинарию, должен иметь представление, с чем хочет связать свою жизнь, каким пастырем хочет быть.

Когда абитуриент ознакомился с требованиями, он может пройти небольшой экзамен у священника, чтобы выяснить, в каких темах ориентируется свободно, а какие надо подтянуть. Священник решает, стоит его рекомендовать архиерею как абитуриента или нет. Если священник готов взять на себя ответственность за молодого человека, он пишет рекомендационный лист на абитуриента архиерею. Архиерей назначает дату прохождения комиссии — на ней решают, готов ли человек к поступлению, и рекомендуют, в какую именно семинарию поступать.

В назначенный срок абитуриенту нужно приехать на епархиальную экзаменационную комиссию. Обычно это происходит за три недели до вступительных экзаменов в семинарию. Там проверяют знания каждого поступающего. Если кто-то подготовился плохо, то рекомендуют ещё год позаниматься.

Вопросы задают разнообразные — они призваны определить уровень подготовки абитуриентов. Чаще они касаются объяснения богослужения, его видов и порядка службы. Также необходимо знать наизусть основные церковные песнопения и уметь объяснить, о чём в них поётся. Задают и вопросы личного характера: о хобби, интересах и занятиях в свободное время. При прохождении этой комиссии важны как знания, так и поведение поступающего, его открытость, готовность к общению, человеческие качества. Если абитуриент со всем справился, он получает направление от правящего архиерея на поступление в определённую семинарию.

После прохождения комиссии будущий семинарист должен выяснить, какие экзамены сдают там, куда он поступает. В каждой семинарии свои требования — их можно найти на сайтах учебных заведений. Далее он приезжает в семинарию, сдаёт экзамены и через время узнаёт, поступил или нет.

Подчеркну: базовые знания должны быть у каждого абитуриента. Вариант «я сейчас не знаю, но очень хочу знать, возьмите меня» не пройдёт. Подготовься, узнай, чем ты хочешь заниматься, и тогда уже можно что-то решать. Да, в семинарии будут изучать всё, но там дают углублённые знания. Если человек не знает базовых вопросов, но имеет искреннее желание поступить, то ему лучше уделить ещё некоторое время подготовке.

Роман СтёпинКак выбрать семинарию?

Если человек не слышал ничего ни об одной семинарии, то ему нужно обратиться за советом к своему священнику. Можно обратиться к интернету, у каждой семинарии есть свой сайт. Везде разные требования к уровню поступающих и своя специфика учебного процесса. В конечном итоге решать, в какую семинарию вам идти, будет архиерей, и если вы хотите учиться в конкретной, будьте готовы аргументировать свой выбор.

Очно или заочно?

Я считаю, что очная форма обучения намного лучше заочной. Она стимулирует учиться, даёт возможность общаться с людьми, которые знают гораздо больше. Она дисциплинирует — в каком-то смысле это напоминает армию: подъём, отбой, правила. Самообразование прекрасно, но в семинарии можно делать то же самое плюс сразу задавать вопросы тем, кто может на них ответить.

Если говорить о моём опыте, то я учился в семинарии на очном отделении, а в академии сейчас на заочном. Я пришёл к выводу, что очное обучение даёт больше знаний именно благодаря общению с опытными преподавателями. Заочное отделение нужно тем, кто уже в священном сане, у кого есть приходская жизнь, но им нужно повышать уровень своих знаний. Такие люди более дисциплинированы. Их не надо дополнительно мотивировать — они знают, зачем идут учиться.

Есть возможность — нужно идти на очное однозначно, если нет — учиться заочно при условии, что человек будет стараться, интересоваться, общаться со священником, который может проконсультировать по практическим вопросам. А вопросы возникнут обязательно. Нет таких, кто прочитал бы Библию и сказал: «У меня нет ни одного вопроса, мне всё понятно!»

Как готовиться к поступлению?

Когда абитуриент определился, в какую семинарию будет поступать, можно зайти на её сайт, скачать список вопросов для поступающих и готовиться по ним.

На сайте каждой семинарии существует раздел с правилами поступления. Переходим по ссылке, и перед нами открываются все экзаменационные вопросы для поступления. По ним и готовимся. Читаем необходимую литературу и разбираем каждый вопрос по порядку. Также нужно выучить наизусть определённые молитвы и церковные песнопения.

Я брал литературу, читал Священное Писание, Закон Божий, задавал вопросы священнику. Сейчас наличие интернета очень упрощает подготовку. Всё упирается в желание человека учиться, а найти информацию не составляет труда.

Каверзных вопросов на вступительных экзаменах не задают, но задают вопросы на быстрое ориентирование в церковной жизни. Да, определённая строгость во время приёма есть, но в целом каждая семинария рада поступающим. Будьте готовы, что вам могут задать любой вопрос из списка. На какой-то могут попросить ответить более углублённо, чтобы понять ваш уровень. Даже если вы ответите на какой-то вопрос неправильно, не переживайте: это не повлияет на ваше поступление — при условии, что на все остальные вопросы вы отвечали хорошо. Остальному научат.

Полезные советы

Главное — не волноваться, постараться преодолеть страх. Я очень волновался при поступлении, поэтому рекомендую заранее начать морально готовить себя.

Ещё посоветую не переоценивать своих знаний. Стараться больше читать. Где возможно, получать более углублённые знания по каждому вопросу. Желательно уметь грамотно говорить, последовательно выражать свои мысли, концентрироваться, и тогда всё будет хорошо.

 

Современный священник не имеет права на плохое образование

Иеромонах Паисий (Шинкарёв)Иеромонах Паисий (Шинкарёв), клирик Богоявленского кафедрального собора г. Горловка, глава миссионерского отдела Горловской епархии, учился в Таврической духовной семинарии и на факультете теологии Афинского национального университета им. Каподистрии:

Выбор семинарии для человека, решившего стать священнослужителем, очень важен. Будущему абитуриенту надо самому себе задать вопрос: для чего я хочу поступать в семинарию? Что мне от духовного образования нужно? Просто корочка, чтобы пройти ставленническую комиссию и стать священнослужителем — или серьёзное образование, которое даст фундамент для дальнейшей пастырской жизни?

Служение священника подразумевает не только совершение богослужений и требоисполнение. Необходимо заниматься миссионерской деятельностью, общаться с молодёжью, проповедовать. Священнику нужно всегда помнить, что его паства — это люди образованные, особенно в городе, и простой пересказ чьей-то проповеди или, тем более, прочтение этой проповеди с листа не удовлетворит прихожан. Сегодня люди ждут от священника ответов на многие волнующие их вопросы, и он должен дать их — или иметь мужество сказать, что ответов не знает. Духовная школа в первую очередь должна научить думать, искать ответы и непрестанно заниматься самообразованием.

Куда пойти?

Место учебы нужно определять по этим же критериям. На сайтах учебных комитетов (РПЦ и УПЦ) приведён список семинарий. Существует мировой рейтинг учебных заведений — он определяет уровень вузов по научным работам, которые там ведутся, по уровню профессоров и т.д. По этому же принципу уже создан и рейтинг семинарий.

Преподавательский состав для семинарий очень важен. Зачастую бывает так, что в региональных семинариях преподают выпускники этих же учебных заведений, причём по книгам и конспектам, которые были написаны очень давно. Сейчас эта ситуация постепенно меняется — но не так быстро, как хотелось бы.

Нужно также учитывать, что в центральные семинарии, имеющие высокий рейтинг, с замечательным преподавательским составом, достаточно сложно поступить, там большой конкурс. Но оно того стоит.

По моему мнению, человеку, который хочет получить серьёзный багаж знаний, больше учиться, чем быть «на послушаниях», можно попробовать поступить в Санкт-Петербургские, Московские духовные школы или Сретенскую семинарию. Есть и Белгородская семинария с миссионерской направленностью. Если человек не хочет уезжать заграницу, можно поступить в Киевские духовные школы.

Есть семинарии, уже сегодня получившие государственную аккредитацию. Диплом такой семинарии будет рассматриваться везде как документ о полученном высшем образовании. Со временем это тоже может быть важным, особенно если священник захочет вести просветительскую, миссионерскую работу в вузе или школе.

Учиться лучше очно. Заочное обучение обоснованно, когда человек не имеет возможности обучаться стационарно, но не более того. Есть, конечно, исключения, как и в каждом правиле, но лучше иметь возможность постоянного общения с преподавателями, перенимать традиции духовной школы, какие-то её особенности. Есть время проверить себя, свои силы в церковной жизни, участии в богослужении и так далее. Научиться жить в церковном коллективе, попробовать себя в различных кружках (миссионерском, социальном, выпуске газеты или сайта и прочих).

Как готовиться?

Будущему абитуриенту важно ещё до поступления в семинарию иметь опыт церковной жизни. Участвовать в богослужении: петь или читать на клиросе, помогать в алтаре, полюбить алтарь, ведь предстояние Престолу — это и есть суть жизни священника, только ради этой цели стоит становиться священнослужителем.

В своё время, когда я только захотел быть священником, я пришёл к настоятелю и сказал ему об этом. Попросил его подготовить меня к поступлению, научить всему. Несмотря на мой достаточно юный возраст (мне было 12 лет), он отнёсся к просьбе с большим вниманием. Очень скоро я уже оказался на клиросе, где научился читать на церковнославянском, различать богослужебные книги, понимать суточный круг богослужения, освоил азы устава. Через год меня уже взяли в алтарь.

Спустя некоторое время отец Анатолий Чепель подарил мне мою первую богословскую книгу — «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского. Конечно, у неё есть свои недостатки, но это была первая книга у многих моих знакомых священнослужителей. Потом был «Закон Божий» парижского издания в пяти томах, который я тоже рекомендовал бы к прочтению. Сегодня есть ряд других книг, которые очень помогли бы будущему семинаристу: «Таинство веры» митрополита Илариона (Алфеева), где владыка Иларион простым, очень доступным языком на основе святоотеческого предания излагает догматику Православной Церкви. «Православие» в двух томах — тоже его авторства. И, пожалуй, «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (Таушева). Вообще, список литературы, рекомендуемой для поступления в ту или иную семинарию, есть на их сайтах, как и на сайтах учебных комитетов.

Безусловно, важно и собеседование с архиереем, когда будущий абитуриент приходит брать от него рекомендацию, необходимую для поступления в любую семинарию. Владыка может сам подсказать, видя уровень подготовки и личные качества абитуриента, в какую семинарию лучше попробовать поступить.

Напоследок хочу ещё раз отметить: семинария — начало образования, которое потом постоянно должно продолжаться посредством самообразования, столь необходимого для любого священнослужителя.

 

Как выучиться на регента?

Ольга Ильчук, директор воскресной школы «Росток» и регент юношеского хора Богоявленского кафедрального собора Горловки, выпускница Корецкого регентско-катехизаторского училища:

Ольга Ильчук управляет хоромДля тех, кто хочет стать регентом, существуют специальные училища и регентские отделения духовных семинарий. Подобные учебные заведения есть в Кременце, Одессе, Полтаве, Чернигове и многих других городах. Обычно их открывают при женских монастырях. Есть светские музыкальные учебные заведения со специальностью «дирижёр», но после них сложнее стать руководителем именно церковного хора. Желающим стать регентом я бы рекомендовала поступать в специализированное училище.

Как поступить?

У абитуриента должны быть навыки пения в церковном хоре. Можно поступить и после светской музыкальной школы или училища. Если человек талантлив, его возьмут, но такому студенту будет сложнее: ему придётся дополнительно осваивать определённые навыки по ходу учёбы. Если вы решили связать свою жизнь с церковным хором, лучше заранее пойти на клирос, учиться читать, петь — это всё пригодится. Замечательно, если абитуриент окончит воскресную школу при храме.

Все ваши навыки, приобретённые при храме, вам помогут. Мы, например, вели занятия в монастырской воскресной школе, готовили концерты на праздники, ставили постановки.

Когда человек определится, в какое именно училище будет поступать, нужно узнать программу и требования этого учебного заведения, которые обычно опубликованы на его сайте. Вопросы для поступающих могут отличаться.

До поступления нужно, чтобы священник написал вам рекомендательное письмо. Это подтвердит, что вы живёте жизнью прихода, не случайный человек в Церкви. Если абитуриент посещает храм, поёт на клиросе или несёт иные послушания, проблем с таким письмом не будет. Далее необходимо взять благословение на поступление у правящего архиерея.

Потом нужно связаться с училищем. Мы приезжали заранее, до экзаменов: знакомились с монастырём, выполняли послушания, привыкали к укладу, подтягивали знания — на месте можно было выяснить непонятное, задать вопросы.

Нужно знать напевы своего прихода — это спрашивают. Поступающему лучше продемонстрировать все свои навыки и умения. К абитуриентам относятся дружелюбно, а в дальнейшем учитывают способности и уровень каждого студента.

Важно определить училище по себе. Если есть возможность, можно летом поехать в монастырь, при котором открыто училище, и пожить там некоторое время. Я ездила на послушания и в Корец, и в Городок. Отношение к детям в монастырях очень хорошее, монахини любят общаться, так что такая поездка будет интересной независимо от того, поступите вы или нет.

Конечно, хорошо расспросить у знакомых регентов об училищах, в которых учились они. Словом, нужно постараться собрать как можно более подробную информацию и уже на основе неё сделать свой выбор.

Как учиться?

Учиться придётся в довольно строгих условиях. Но такие меры обязательны, так как монастырь несёт ответственность за студенток. Меня отправили учиться в четырнадцать лет — конечно, в таком возрасте присмотр необходим.

Преподаватели в училищах обычно высокого уровня. Поэтому ваша задача — постараться взять у них максимум знаний. У нас, к слову, не все выдерживали: из 15 девочек к выпуску пришли только пять — многие не смогли смириться с дисциплиной, да и учиться оказалось не так легко.

Многое зависит от вашего начального уровня. Мне, например, было сложно осваивать семинарские дисциплины: катихизис, нравственное богословие, — а вот остальные предметы не доставляли проблем. Если вы окончили музыкальную школу, сложностей не будет. Всё-таки регентское училище — это не консерватория, и сверхъестественных знаний никто не требует.

Обучение длится три года. Что касается жилья, обычно училище расположено на территории монастыря, условия хорошие.

Очень поможет в дальнейшей вашей работе практика. Мы пели в монастырском хоре, участвовали в богослужениях, и этот опыт чрезвычайно мне помог и продолжает помогать в моём церковном служении.

Беседовала Екатерина Щербакова

Фото Михаила Ильчука и Александра Шурлакова

Цитата дня

«

Кто в надежде на покаяние пребывает во грехе, тому нет покаяния

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100