Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Священник Александр Хворост

Как изменить человека молитвой о нём?

МолитваКак быть, если христианин молится об исправлении человека, но тот не меняется? Значит ли это, что он делает что-то неправильно? Как быть в такой ситуации? Над вопросом размышлял священник Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина Дружковки.

Специфика молитвы о ближних заключается в том, чтобы не забывать об их свободной воле. Если мы просим об исправлении человека, то проецируем на этот вопрос своё видение, свой личный взгляд: чтобы он стал таким, каким мы его хотим видеть. В такой ситуации свободная воля человека и Бога становится камнем преткновения. Бог — свободное существо, и нас сделал такими же. Если мы молимся о ком-то — это хорошо, но у нас нет права ограничивать его волю. Нельзя ни заставить Бога повлиять на человека, чтобы он исправился, ни человека принудить к переменам.

Господь создал людей такими, что перед ними всегда стоит нравственный выбор. Надо понимать и ценить это. Нам хотелось бы, чтобы окружающие были такими, какими мы хотим их видеть, но надо учиться принимать их такими, какие они есть. Ведь наше видение — это видение человека, и оно может диаметрально отличаться от видения Бога.

Молиться о ближних нужно очень аккуратно, потому что ситуации бывают разные. Мы можем до конца не понимать духовного состояния человека, его жизни и прошлого, не заметить, что допустимо или недопустимо для него. Молиться аккуратно — значит помнить о свободе воли ближнего. Не надо думать, что человек сразу изменится после нашей молитвы. Только колдуны так поступают: ты придёшь, я помолюсь — и у тебя сразу всё наладится. Этим, к слову, они и подкупают.

Когда мы молимся, то обращаемся к Богу, просим, чтобы Он помог, защитил, исцелил. Здесь сходятся три свободы: Бога, наша и того, о ком мы просим. Надо быть осторожным. Нельзя принуждать Бога, чтобы Он переделал человека. Мы можем даже себе навредить, если начнём назойливо просить о чём-то. Навредить и духовно, и физически, потому что молитва — это тяжёлый труд. Когда молящийся берёт на себя непосильную ношу, то его и уныние может настичь, и упадок сил. Надо всегда молиться умеренно, при этом постараться понять человека: какой он? Нужно иметь смирение и помнить, что, если ближний не меняется, то, возможно, нужно измениться не ему, а вам, и принять его таким, какой он есть.

Нельзя ставить целью молитвы переделать кого бы то ни было. Нужно просить, чтобы Господь вразумил человека, и он с Божьей помощью решил свои проблемы. Люди разные, у всех свой уровень духовности, образования, свой опыт. Господь умеет нас принимать такими, какие мы есть, а нам нужно учиться этому. Нужно просить Бога, чтобы на всё была Его святая воля. Не просить «измени его!», но — «помоги ему не впасть в грех, не погибнуть». Не мы должны решить проблемы ближнего, а он с должен решить их с Божьей помощью.

Приведу пример из жизни. Мать с дочкой буквально силой заставили отца сделать сложную операцию на сердце. Она прошла неудачно, в организм попала инфекция, отец долго лечился, они долго молились о его выздоровлении, однако закончилось всё плачевно. Женщины разуверились в Боге, перестали ходить в церковь. Но ведь это они настояли на операции, которую можно было и не делать! Сначала заставили главу семейства поступить вопреки его желаниям, потом пытались Бога заставить его вылечить. Это неправильно. Молитва должна быть смиренной.

У нас, православных, нет каких-то особых молитв и последований, которые имеют какую-то большую силу. Это в корне неправильный подход. Молитва — это возношение ума и сердца к Богу. Какой будет ответ, как всё будет развиваться — зависит от Бога и от наших ближних.

Ещё один важный момент: надо провести грань между вычитыванием молитв и собственно молитвой. Можно регулярно читать молитвы, но потерять суть. Надо помнить, что, когда молимся, это наше личное обращение к Творцу. Нужно осознавать, что мы обращаемся к конкретной Личности. Если мы упустили этот момент и молимся не для того, чтобы общаться с Ним, а для удовлетворения каких-то своих интересов и потребностей, то мы уже не молимся.

Результат молитв зависит не от их количества, а от качества. От того, с каким сердцем будем их возносить. Нужно совершать их регулярно, но не переусердствовать. Молитва не обязательно должна быть объёмной. Важно, насколько люди вдумчиво и осознанно молятся, стремятся ли пропустить каждое слово через своё сердце.

У нас бытует такое отношение, что, если уж мы помолились, то Бог нам чуть ли не должен. Принцип «ты — мне, я — тебе» здесь не работает. Читать молитву с такими мыслями бессмысленно. Бог никому ничем не обязан. Когда мы обращаемся к Нему, Он не всегда отвечает — возможно, потому, что мы просим не о том, что будет полезно. Здесь, опять же, нужно иметь смирение. Вспомним молитву святого Филарета Московского: «Господи! …Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. …Научи меня молиться! Сам во мне молись». Это самая лучшая молитва, пусть Господь нас ей научит.

Молитва очень важна. Церковь даёт нам примеры того, как её совершать: утреннее и вечернее правило — это эталон, и нужно научиться понимать эти тексты, как и богослужение, которое тоже молитва. Надо учиться работать с сокровищами, дарованными нам Церковью.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Судия с одинаковой строгостью требует от нас попечения о спасении и нашем и наших ближних.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100