Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Священник Димитрий Паламарчук

Как быть, если всё время замечаешь чужие грехи?

Чужие грехиЧужие грехи проще заметить, чем свои, это факт. Но что делать, если греховность окружающих не даёт покоя и отвлекает от работы над самим собой? Можно ли как-то изменить ситуацию? Обсудили проблему со священником Димитрием Паламарчуком, настоятелем Николаевского храма с. Криворожье.

 

Раздражающее зеркало

Как быть, если всё время замечаешь чужие грехи? Проще всего ответить на этот вопрос двумя словами: «Не замечать», — но так не бывает. Ещё Господь в Евангелии говорит: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3). Он указывает на качество, о котором мы говорим, потому что оно свойственно человеку. В принципе, замечать чужие грехи — это нормально: мы ведь не видим себя со стороны, только окружающих. Однако это не значит, что можно расслабиться и продолжать заниматься созерцанием чужой греховности в своё удовольствие. Если вы заметили в себе такую склонность, надо разбираться в её причинах.

Лет шесть назад я обратил внимание, что есть несколько людей, которых я на дух не переношу. Мы вынужденно пересекались довольно часто, и они меня очень раздражали. Я начал анализировать, почему так происходит, и понял, что раздражительность моя на самом деле касается не их: я видел в них проявление тех черт, которые терпеть не мог в самом себе. То есть проблема была не в их поведении, а во мне. С тех пор я начал иначе относиться к этим людям. Ко мне пришло осознание очевидного: люди могут ошибаться, но это нормально. Ещё я понял, что нужно не с людьми конфликтовать, не рассказывать, в чём они не правы, не требовать, чтобы они были ответственнее или вежливее, а себя менять: самому становиться лучше, вежливее и ответственнее.

 

Не поучать

Итак, мы все — живые люди, смотрим по сторонам, замечаем окружающих и их недостатки, с которыми смиряемся или нет. В целом это нормально. Ненормально, когда, видя грехи другого, мы начинаем указывать на них, поучать, назидать — притом, что нас об этом не просят. Это вопрос воспитания и внутреннего такта: если человек не спрашивает, не стоит говорить, прав он или нет.

Есть лишь одна группа людей, которые имеют право указывать другим на недостатки и грехи — это родители. Они не могут себе позволить сказать: «Не буду ничего говорить, а то вдруг обижу!» Если они замечают у ребёнка какие-то грехи и пороки, им стоит обратить на них особое внимание. Родитель обязан это делать, это его ответственность. Сюда можно также добавить учителей, тренеров и всех людей, работающих в сфере воспитания и обучения.

 

Важные вопросы

Если вы заметили, что некий человек грешит, то прежде чем что-то говорить или как-то реагировать, неплохо бы разобраться, грех ли это, осознанно он делает плохое или нет. Порой некоторые поступки бывают результатом неправильного воспитания или каких-то обстоятельств жизни, которых мы не знаем. Например, человек ворует. Это грех? Да. А если у него клептомания, то это уже не грех, а болезнь.

Когда православный ходит и обличает всех вокруг — это очень печальное зрелище. Если мы говорим человеку о его грехе без желания помочь, ничего говорить нельзя. Да, ситуации бывают разные, порой случается так, что молчать нельзя. Если совесть не позволяет молчать — не нужно, но даже в этом случае вести себя нужно деликатно. Говорить правду нужно уметь, более того: надо учиться понимать, готов ли человек эту правду принять. Чаще всего он будет отрицать ваше утверждение. Есть ли смысл указывать на грехи тому, кто закрывается от правды?

Обличать — это вообще не наша задача. Другу можно сказать честно, что вы думаете о его грехах, а вот с посторонними нужно быть осторожнее. Мы живём в обществе, которое очень негативно воспринимает критику, поэтому к разговорам о грехах нужно подводить людей очень мягко. Когда они сами задают какие-то вопросы — тогда пожалуйста, но до того острые углы лучше обходить, потому что люди сразу закрываются, чувствуя какую- то угрозу и опасаясь, что их будут обличать и ругать.

 

Всегда ли грехи других людей, которые мы замечаем, зеркало наших собственных?

Нет, не всегда — хотя правды ради надо заметить, что в той или иной степени в нас есть большинство страстей, присущих человеку. Просто некоторые из них не развиты в значительной степени благодаря тому, как складывалась наша жизнь. Поэтому, когда вы видите чьи бы то ни было грехи, можете не искать в себе такие же, просто осознайте: вы настолько же повреждены грехом, сколько и ваш ближний. Узнайте себя в нём именно в этом смысле.

Не надо думать, что если люди совершают какие-то грехи, то они неисправимы. Я противник пословицы «горбатого могила исправит» и уверен, что при жизни каждый человек имеет возможность измениться. Также не надо осуждать людей за то, что они совершают ошибки: неизвестно, почему они стали их совершать. Не исключено, что, попав в такую же ситуацию, вы бы грешили ничуть не меньше, а то и больше. Так что лучше заняться своей духовной жизнью, чем осуждать других.

 

Учимся любить и молиться

Главное, чему должен научиться православный человек — это отделять грех от грешника. Если мы не умеем говорить о грехе, не обвиняя человека, нам лучше молчать. Это будет проявлением любви, что однозначно важнее, чем осудить человека. Желательно вообще не судить, кто более грешен, кто менее. Спаситель говорил: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:4-5).

Не наша задача — определять меру греховности других людей. Наша задача — проявить к ним любовь. Как это можно сделать? Помолившись! Часто люди думают, что изменить грешного человека можно только нравоучениями или какой-то активной помощью. Если же он от этой помощи отказывается, а нравоучения слушать не хочет, то считается, что помочь больше ничем нельзя. Но это не так: мы можем молиться о нём. Если Господь учит молиться о врагах, то тем более нужно делать это по отношению к тем, кто нам небезразличен. Возносить молитву можно и нужно обо всех — и крещёных, и некрещёных, и иноверцах, и преступниках. Евхаристическое общение совершается только между христианами, но личное обращение к Богу может быть о ком угодно — даже о любимых музыкантах, писателях и актёрах, почему нет? Молитва — это лучшее, что мы можем сделать для тех, кого любим, и тех, кто нас раздражает.

Итак, подытожим. Если вы всё время замечаете грехи других людей, то:

  • обратите внимание — может быть, вам таким образом показывают, в чём вы сами грешны;
  • постарайтесь понять, что другой человек точно так же повреждён грехом, как и вы;
  • постараться выяснить причины, по которым человек грешит — это может быть болезнь, проблемы воспитания, особенности жизненного пути и многое другое;
  • учитесь отделять грех от человека, старайтесь проявить к ближним если не любовь, то хотя бы понимание;
  • напомните себе, что пока человек жив, он может стать лучше;
  • молитесь о тех, чьи грехи вас раздражают, это очень важно и вам, и тому, кто грешит.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Всякая молитва нуждается в смирении; поэтому постись, и получишь от Господа, чего просишь.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100