Официальный сайт

Протоиерей Николай Фоменко

Христианская проповедь — это образ жизни

Ежегодно в третье воскресенье после Пасхи Православная церковь совершает торжественное прославление подвига святых жен-мироносиц, а так же праведных Иосифа с Никодимом. Прославляет, подчеркну, именно подвиг, а не людей. Казалось бы — он не настолько ярок, как подвиг апостола Павла или других святых… В чём же заключается суть этого празднования и прославления?

Каждый человек на земле призван к служению. Кто бы он ни был, на каком бы месте ни находился — каждый может послужить ближнему. Даже немощный инвалид, не поднимающийся с больничного ложа, может послужить медперсоналу отсутствием капризов. Мы должны уразуметь: всё, что мы делаем, должно делать Бога ради.

Господь сказал: «Что вы ближнему сотворили — то вы Мне сотворили». Это и есть выражение сути служения Богу. Но очень часто такое служение заменяется поиском выгоды. Человек разучивается делать дело во славу Господа, но ищет мздовоздаяния — то есть денежного вознаграждения.

Что делали жены-мироносицы? — Они, как сказано в Священном Писании, своим имением служили Иисусу Христу и Его ученикам. Мы помним пример двух сестёр, Марфы и Марии, которые были у креста. Но ещё ранее они неоднократно принимали Спасителя с Его учениками у себя дома. Когда Марфа укоряет Марию в том, что та ей не помогает, Господь не говорит, что не нужно заботиться об угощении, но обращает внимание, что главное есть духовное приобретение.

Так и мы должны стремиться делать всё ради духовного приобретения. И тогда мы можем подражать равноапостольным женам и мужам, потому что это будет уже не только служение Богу, но проповедь — проповедь служения. Сам Господь говорит: «Я пришёл послужить миру», и неоднократно призывает нас в Евангелии подражать Ему в этом, что и делали апостолы. Апостол Павел говорит: «Подражайте мне, как я — Христу».

Апостольское служение не заключается только в словесной проповеди учения Христа. Христианская проповедь — это наш образ жизни. В эти дни, когда мы прославляем жен-мироносиц, нужно посмотреть на свою жизнь, сравнить её с тем образцом, который они нам предлагают.

Часто выходит, что вся наша жизнь оказывается наполненной иллюзиями: иллюзией церковности, иллюзией спасения, иллюзией добрых дел. Казалось бы, и одежда соответствует христианскому образу, и постимся, и молимся, и исповедуемся, каемся. Но это не приводит к переменам в наших сердцах, нашей жизни.

Например, каемся ли в том, что плохо делаем своё дело? Христианин должен стремиться делать всё превосходно. Это значит, что его труд превзойдёт все остальные труды или даже стандарты. И если приходилось когда-то халтурить — нужно это исповедовать. Любое дело мы делаем для ближнего и должны помнить об этом. Но на поверку выходит, что всё, нами совершаемое, мы делаем ради денег.

Сребролюбие — главное зло сегодняшнего мира. Часто говорят, что война страшнее. Но ведь и война в основе своей имеет цель наживы. Завладеть ресурсами другой страны — ради обогащения; обрести людей, которые будут трудиться бесплатно, рабов — ради обогащения… А сребролюбие вытесняет любовь к Богу.

Вспомним Иуду, возмущавшегося тем, что драгоценное миро было возлито на ноги Христа. «Не лучше ли продать его?», — говорит он. Это — сребролюбие. Оно живёт и в сердцах современных людей. Как часто сегодня слышим недовольство: «Зачем храмы украшать? Не лучше нищим раздать?» Христос ответил Иуде: «Нищих всегда будете иметь ». То есть тех, кому можно делать добро, всегда будет иметь рядом человек. Но и о жертвенной любви к Богу забывать нельзя.

Не деньги и не богатство виноваты в падении человека, но отношение к ним. Некоторых часто возмущает именно жертвенность — доброе дело, не имеющее практической выгоды. Ведь Мария жертвенно возлила миро на ноги Христа, ничего не считая и не жалея.
Отрывать от себя человеку тяжело, но побуждать себя к этому нужно. Тогда, возможно, через какое-то время это войдёт в привычку и изменит душу.

Жены-мироносицы показывают нам, какой самоотверженный труд нужно нести, не ради тщеславия или выгоды, но Бога ради. Я вспоминаю, как в советские годы моя мама и другие женщины работали за трудодни, «за палочку». И трудились самоотверженно, и не ожидали платы! И этот образец труда «не денег ради» они передали и нам.

Почему они это делали? — Потому что так служили своим домашним, своим ближним — и своей стране. Эти женщины имели сокровище духовное — веру. И сумели передать её и нам — причём тогда, в советское время. Притеснения, атеизм, — они, как и жены-мироносицы, ничего не боялись. Мироносицы пошли на Голгофу без страха, и наши матери, о Церкви бесстрашно заботясь, её утвердили…

В годы войны Церковь выстояла на немощных женских плечах. В годы гонений на Церковь они вели внучат причащаться; это их могли увидеть коленопреклоненными во время ночной молитвы сыновья и дочери. И подвиг этих бабушек и мам, показавших когда-то своё отношение к Богу, запечатлелся в сердцах их потомков. Зёрна их веры сегодня прорастают.

Они воспитывали часто негласно. Например, мои бабушка и дедушка никогда не сказали друг другу дурного слова, не возвышали голоса. Бабушка говорила о муже как о самом лучшем в мире. А почему? — Потому что он был благословлен ей родителями. И это тоже очень важно. Сейчас же часто молодёжь хочет обвенчаться даже без согласования с родителями — не то что по благословению…

Дни послепостовые напоминают: каяться мы должны не только в пост. По словам святых отцов, «вся наша жизнь — это Четыредесятница». Каяться — значит исправляться. Мы должны постоянно задаваться вопросом: что от меня хочет Христос? Соответствую ли я Его ожиданиям? Если нет — нужно пересмотреть весь образ жизни. И постараться сделать его похожим на жизнь жен-мироносиц, которые всесторонне старались служить Христу при его земной жизни, а после Воскресения продолжили служить проповедью Его учения.

Записала Екатерина Щербакова.

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100