Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Мария Цырлина

Храм, в котором служил святой

Покровский храм в селе Клещеевка

Покровский храм в селе Клещеевка
Фото Александра Шурлакова

Всего в двух километрах от Бахмута (Артёмовска) вас встречают безграничные луга, запахи пижмы, ромашки, неуловимый грустный аромат начинающейся осени, а посреди них — удивительный храм с огромным куполом и массивными колоннами.

 

Церковь полководца

Каменный храм основал выдающийся русский полководец Пётр Степанович Котляревский, воспетый Пушкиным в «Кавказском пленнике», двоюродный брат известного украинского писателя Ивана Котляревского. В сражениях он получил столько ран, что не мог уже держать в руках оружие. Подав в отставку, великий генерал поселился в наших степях, купив на ссуду, полученную от государя, имение вблизи Бахмута.

Ему принадлежали сёла Карловка (сегодня Клещеевка) и Александрово (сегодня Александро-Шультино в Константиновском районе). Было у отставного генерала имение и в селе Капитоловка Изюмского района. Во всех этих населённых пунктах он построил на удивление похожие храмы.

Все они имели крестообразный план и были увенчаны большим полусферическим куполом, под которым располагались круглые окна. В западной части размещалась колокольня, а входы были украшены колоннадами. Вероятно, задумкой полководца было, переезжая с места на место, не чувствовать разлуки с родным храмом, а везде встречать привычные стены.

Все три церкви Пётр Степанович назвал в честь святых покровителей воинов: в Капитоловке — святой великомученицы Варвары, хранящей от внезапной смерти, в Александрово (Александро-Шультино) — святого великомученика Георгия Победоносца, а в Клещеевке — Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник особенно почитался казаками, к роду которых принадлежал Котляревский.

Георгиевский храм в селе Александро-Шультино

Георгиевский храм в селе Александро-Шультино
Фото Александра Шурлакова

Вместе с генералом жил его отец — протоиерей Степан Котляревский. Он стал первым священнослужителем в храме Александрово, а вот до открытия церкви в Клещеевке не дожил — умер за год до завершения строительства. Могила его находится в Александро-Шультино.

Управление двумя сёлами под Бахмутом Пётр Котляревский передал своему родственнику и соратнику, герою русско-персидской войны майору Осипу Ивановичу Шультену, также известной исторической личности, от имени которого Александрово стало называться Александро-Шультино. Храм в Клещеевке возводился под чутким руководством Осипа Ивановича.

Церковь Шультен заложил в год смерти своей жены — в 1837 году. Уже через год Пётр Котляревский по настоянию врачей уехал в Крым, где был более мягкий климат, и так и не увидел завершения строительства. Вскоре он умирает в Крыму. Храм достроили и освятили в 1841 году. При нём находились приходская школа и пять церковных домов.

 

 

Конец эпохи Котляревских

Ровно спустя столетие, в 1937 году, закончилась история имения Котляревских. Поместье в Клещеевке до основания разрушили, а храм, как и многие другие, закрыли. Священников, служивших в нём, арестовали. С церкви сняли крест и колокола. Церковно-приходская школа стала обычной, светской. Подробностей о закрытии церкви не сохранилось.

Во время войны село попало в немецкую оккупацию. Фашисты устроили в церкви конюшню. Отчасти здание спасла немецкая бережливость — для лошадей сделали деревянный помост и ограждения, благодаря чему роспись стен и старинная плитка на полу храма уцелели.

Сразу после войны по указу Сталина стали открываться многие храмы. Открылась и Покровская церковь в Клещеевке. В ней начались богослужения. Прихожане своими силами восстановили крест, купол, иконостас. Как смогли, отремонтировали храм.

 

Преподобноисповедник Иоанн (Стрельцов)Святой Иоанн (Стрельцов)

Духовный подъём в Клещеевке начался с приходом преподобноисповедника игумена Иоанна (Стрельцова), ныне причисленного к лику святых Святогорской лавры. После закрытия обители он пережил заключение и лагеря.

В 1943 году, освободившись из ссылки, отец Иоанн стал сперва настоятелем Успенской церкви в селе Крюково Гусь-Хрустального района Владимирской области. На бедном приходе, где в храме не было даже стёкол, он сразу занялся сельскохозяйственной деятельностью — сеял пшеницу, в пруду возле церкви разводил карасей. Спустя всего пять лет приход стал богатейшим в области. Крюковский колхоз был должен церкви 12502 рубля.

В 1949 году последовало новое уголовное дело. Председатель колхоза, завидуя мнимым богатствам священника, обвинил его «в восхвалении единоличного хозяйства». Преподобноисповедник был сослан в особый лагерь № 1 поселка Инта республики Коми, а затем в лагерь посёлка Абизь. В ссылке он провёл пять лет.

В 1955 году игумен Иоанн (Стрельцов) вернулся на Донбасс. Пришёл к архиерею и сказал: дайте мне самый бедный приход. На тот момент отцу Иоанну шёл уже 71-й год. На престарелого священника в ветхой заштопанной одежде, которую он носил не снимая пятнадцать лет, посмотрели с недоумением, но приход дали. Так игумен Иоанн по своей воле пришёл возрождать храм в селе Клещеевка.

В то время жители села в церковь ходили неохотно. Храм, восстановленный после войны, ещё кое-как держался, но если что-то рушилось, ломалось, то восстановить уже было не на что — пожертвований от небольшого числа прихожан практически не было.

К сожалению, отцу Иоанну не удалось повторить свой опыт с приходом в селе Крюково. Препятствия создавали власти, сказывались и старость, и одиннадцать лет лагерей. Тем не менее, он сумел сделать самое важное — возродить веру в сердцах многих жителей Донбасса.

 

Преподобноисповедник Иоанн (Стрельцов)

Преподобноисповедник Иоанн (Стрельцов)

«Насадили огород — будет и урожай»

Сразу по прибытии на место служения у священника потребовали оплатить налог в 165 рублей, а денег не было. Отец Иоанн не унывал и приговаривал: «Насадили огород — будет и урожай». Некоторое время спустя, прослышав о мудром пастыре и молитвеннике, в Покровский храм стали стекаться люди. Вот о каком урожае говорил старец. До назначенного срока приход успел заплатить налог, и даже остались деньги на храм. Постепенно церковь стала благоустраиваться.

Службы поначалу священник совершал сам, вместо хора пели и подпевали, кто как умел, все присутствовавшие в храме. Позже по выходным к батюшке стали приезжать люди из Артёмовска. Они составили хор, помогали в алтаре. Многие из них стали потом монахами и монахинями.

По воспоминаниям схимонахини Михаилы ( в миру — Феодосии Фёдоровны Чуприной), которая до монашества была прихожанкой Покровского храма в Клещеевке и работала в трапезной, отец Иоанн был прост, как дитя. Жил он в простоте, без ковров, был нестяжателен. Никого не осуждал. Свет в домике священника зажигался в три часа ночи — с этого времени отец Иоанн не спал и читал молитвы. Завтрак ему приносили в два часа дня, до этого времени монах тоже молился.

Передвигался престарелый священник с трудом. На одну ногу он прихрамывал и словно подтягивал её при ходьбе. Схимонахиня Михаила вспоминает:

«Рассказывала мне учительница. То ли осенью это случилось, то ли весной — не помню. Только сильная грязь была. А в селе — ни мостовой, ни тротуаров. Дорогу развезло, сплошное месиво. С палочкой в руках, прихрамывая, идёт потихоньку отец Иоанн. Подол рясы забрызган, почти по земле тянется. Догоняет учительница батюшку, думает: „Сидел бы себе, дедушка, дома. И куда по такой грязи ходить?“ Поравнялась с ним, поздоровалась и хотела идти дальше, а отец Иоанн и говорит ей: „А кто бы служил, если б я дома сидел?“»

Очевидцы вспоминают случаи прозорливости отца Иоанна (Стрельцова) и исцеления людей по его молитвам. Сам священник отрицал своё участие в этом и на все просьбы помолиться об исцелении отвечал: «Что ж тела лечить! А души?» Супружеские пары призывал освятить свой брак и венчал бесплатно. За советом не только в духовной жизни, но и в житейских делах, к нему стекались со всей округи.

Только жителей Клещеевки в храме на воскресных службах было мало. Прихожане храмов Артёмовска (Бахмута), приезжая в гости к отцу Иоанну, удивлялись: «Почему к вам не ходят местные?» Священник с грустью отвечал: «Им покаяние не нужно».

Отец Иоанн с церковного амвона запрещал лечиться у «бабушек», призывал каяться в грехах и советовал просить исцеления у Божией Матери:

«Не обращайтесь к бабушкам за помощью, а обратитесь к Божией Матери, всех скорбящих Радости. Она наша Покровительница и Спасительница. Она может умолить Сына Своего и Бога нашего, и Он простит нам все наши согрешения, вольные и невольные. А кроме того, Господь кого любит, того и наказует и болезни посылает на пользу нам для смирения…» (воспоминания схимонахини Михаилы (Чуприной)).

 

Преподобноисповедник Иоанн (Стрельцов)

Икона прп. Иоанна (Стрельцова)

Как школа закрыла церковь

В годы хрущёвских гонений вышел закон, который запрещал детям посещать храм. Дети любили отца Иоанна (Стрельцова) и часто бегали к нему после уроков. Он их угощал мёдом. Директор школы ходатайствовала о закрытии храма, мотивируя просьбу тем, что не могут вместе существовать церковь и школа. Так как учебное заведение занимало бывшую церковно-приходскую школу, некогда отнятую у храма, находились они рядом, на одной улице.

Вскоре храм закрыли. Когда старенький священник прощался с прихожанами, он обхватил лежавшую на аналое посреди храма икону Покрова Божией Матери и горько плакал… Это был 1962 год.

Отца Иоанна перевели на приход в селе Покровское, где он прослужил до своей смерти. Он отошёл ко Господу в 1970 году, так и не дождавшись открытия Святогорского монастыря, о чём мечтал на протяжении долгих лет. В 2008 году игумен Иоанн (Стрельцов) был причислен к лику святых Святогорских.

Перед закрытием Покровского храма в Клещеевке люди успели забрать иконы и церковную утварь, которые затем передали в Николаевскую церковь Артёмовска (ныне Бахмут) и на другие приходы.

Протоиерей Анатолий Гармаш, бывший настоятелем Покровского храма в 1993-2016 годах и участвовавший в его возрождении, поделился рассказами о закрытии церкви, которые слышал от старожилов:

«Сколько директор колхоза ни говорил, чтобы сорвали крест с храма, который стал теперь зернохранилищем, все отказывались. Наконец нашёлся один комсомолец, который согласился это сделать. Он пригнал трактор, влез на купол, закинул трос на крест, спустился и трактором сорвал крест. Господь наказал его — у него не было детей. Я его застал, когда пришёл служить на этот приход. Его жена до самых своих последних дней ходила в открывшийся храм. Когда она умерла, я её отпевал. Муж её так и не покаялся и даже ни разу не пришёл в церковь. Не знаю, жив ли он сейчас. Ходил он всегда озлобленный.

В храме была очень красивая роспись. Она сохранилась даже в 1930-е годы и при немцах, но перед вандалами 1960 годов не устояла. Её побили.

Разрушили и могилы, которые находились возле церкви, где были похоронены прежние настоятели, церковные старосты, работники храма и прихожане, много жителей села. Сегодня мы не знаем имена тех, кто был погребён там. Все могилы сравняли с землёй. Когда я пришёл, смог восстановить лишь некоторые могилы, поставил кресты, сделал клумбы».

В закрытой церкви стали хранить зерно и овощи. К храму относилось пять построек. В одной из них — здании церковно-приходского дома рядом с храмом — устроили контору колхоза. Там хранили весь архив села, включавший историю храма. Остальные постройки разобрали на стройматериалы.

Вскоре в Покровской церкви случился пожар. Выгорело всё. Старинные фрески были окончательно уничтожены огнём, они сохранились только в самом верху, под куполом. Пострадали расположенные рядом церковные здания. В пожаре сгорел и архив села.

 

Возрождение храма

В 1993 году так и не восстановленное после пожара здание храма передали православной общине. Покровский храм был открыт и заново освящён. Чин освящения совершил архиепископ Алипий, нынешний викарий Горловской епархии. Настоятелем храма стал протоиерей Анатолий Гармаш. Когда власти передали здание Православной Церкви, в нём не было ни иконостаса, ни даже окон.

В том же году начались восстановительные работы. Перекрыли крышу, поставили новые окна с решётками, теперь штукатурят стены, однако из-за недостатка средств ремонт продолжается по сей день. В 2016 году храм передали на баланс Всехсвятского прихода города Бахмут (Артёмовск), настоятель которого окормляет и Покровскую церковь в Клещеевке. Своего дохода церковь не имеет и даже не может себя содержать. Отопления в ней нет до сих пор.

Службы в храме совершаются каждую неделю, но прихожан мало, в храм ходят те, кому уже за 70. По состоянию здоровья они не могут бывать на каждом богослужении. Если старики ещё хранят веру, то молодёжь равнодушно проходит мимо церкви.

 

Село Клещеевка Бахмутского районаОтдыхать в Клещеевке лучше, чем жить

Жители с грустью вспоминают добротную школу и двухэтажный детский сад. Ещё совсем недавно в селе работали клуб, растениеводческая бригада, цех по очистке семян и многое другое.

Сейчас школа и детский сад закрыты, на стройматериалы разобрали клуб. Дети ездят на учёбу в Бахмут (Артёмовск), учебное заведение находится в семи километрах от села. Каждое утро школьников забирает и вечером привозит обратно автобус.

Туда же, в город, устремляются и взрослые. Здесь в основном живут хозяйством. Те, у кого получается фермерствовать более-менее успешно, продают в Бахмуте свои продукты, которые в селе не продать. Те же, кому повезло меньше, каждый день ездят в город на работу, а после неё возвращаются и успевают управляться с хозяйством. Коров или коз, свиней, кроликов и птицу здесь держит каждый. Без подсобного хозяйства в селе не прожить.

Многие уехали в город насовсем — в поисках лучшей жизни. Сегодня в когда-то большом селе осталось не более сотни детей. Во время каникул школьный автобус не ходит, а мест для детского досуга в Клещеевке нет.

Небольшая библиотека, комната культуры, фельдшерский пункт и почта — вот и всё, что осталось от былой жизни. Всё это ютится в половине требующего ремонта бывшего детского сада.

Покровский храм в селе КлещеевкаНет в селе даже аптеки, за цитрамоном либо ездят в город, либо бегают просить на фельдшерский пункт. Его работник Оксана Дмитриева в свободное время вышивает бисером иконы. На каждую свою работу испрашивает благословения у священника.

Как и прежде, с церковью у жителей села связаны главные события их жизни — Крещение, Венчание, отпевание, но в воскресные дни на службы они не спешат. Больше всего прихожан у сельского храма летом, когда приезжают дачники и рыбаки. Рыбалка здесь очень популярна. В местных прудах вылавливают карасей, карпов, окуней, толстолобов и даже амура.

С наступлением холодов сельский храм пустеет. Его снова окружают только холмистые луга и запахи осени. Храм ждёт весны и своего возрождения.

Хочу почитать о других храмах епархии

Цитата дня

«

Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро станет смотреть на него с удовольствием.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100