Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Иеромонах Паисий (Шинкарёв)

Главный контраст Великой Среды

Тридцать сребрениковЕвангельское чтение сегодняшнего дня повествует нам, что одна женщина, по преданию церковному — грешница и блудница, пришла и возлила на ноги Господа нашего Иисуса Христа многоценное и благоуханное миро. Это последнее событие земной жизни Спасителя перед Тайной вечерей. Это не чудо, не какое-то значимое событие, чтобы об этом писали все евангелисты, однако они запомнили слова Христа о том, что поступок этой женщины и имя её будет известно везде, где будет проповедано Евангелие. Церковь до сих пор чтит эту женщину и этот поступок.

В чём же его суть? Почему он так важен? Почему он описывается в последний день перед Тайной вечерей, почему им завершается огромный цикл богослужебных евангельских чтений? Этот поступок был решающим. Решающим, в первую очередь, для Иуды — апостола, который был одним из двенадцати приближённых ко Христу, который был ничем не был умален от других апостолов.

Он имел те же самые дары, что и остальные, видел всю жизнь Спасителя, те чудеса, которые Он сотворил, но, тем не менее, в сердце его что-то поколебалось. Став свидетелем поступка этой женщины, который обладал такой силой, такой величиной, он должен был как-то на него отреагировать. Было два варианта: либо в корне изменить свою жизнь, если принять этот поступок, либо окончательно решиться на предательство, что он и сделал.

Иуда для самооправдания даже попытался его как-то аннулировать, дискредитировать. Он попытался сказать и Христу, и апостолам, и всем присутствующим: «Для чего нужна была такая трата?» Можно было эти огромные по тем временам деньги — как он посчитал в своём уме, триста динариев — потратить на что-то другое, на нищих. Но апостол и евангелист Иоанн Богослов указывает нам, что Иуда не о нищих заботился, но о своём кармане, потому что именно он носил ящик для пожертвований на содержание апостольской общины, в том числе и на нищих, и он оттуда воровал.

Сребролюбие завоевало сердце Иуда и возросло до огромных пределов. Он решил предать Христа за каких-то тридцать сребреников, пытаясь начать новую жизнь. Предательство и сребролюбие — вот что обладало Иудой. Вот что сделало его имя именем нарицательным, применимым к каждому предателю.

Чем он отличался от других апостолов? Чего он не видел, чем не обладал? Но, тем не менее, он разочаровался во Христе. Он увидел, что не получит тех земных благ, на которые рассчитывал. Он увидел, что все эти разговоры о Царствии ни к чему не приводят. Никакого царства не предвидится.

Неудивительно, что Иуда выбрал тот путь, который выбрал. У сребролюбца не бывает ни родины, ни друзей, ни родственников, потому что сребролюбец — это абсолютный безумец. Он не остановится ни перед чем. Для него нет никаких ценностей выше, чем материальные, но и ими он не может насытиться. Он способен предать мать, предать родину, друзей, предать своего Учителя, лишь бы бросить в свой карман лишнюю монету.

Женщина-грешница — противоположный пример, именно поэтому о ней проповедуется в Евангелии. Она, видимо, была богата. Она обладала многим, если могла купить миро за триста динариев, прийти и облить им ноги Иисуса Христа и отереть их своими волосами. Но по-настоящему драгоценно в этой истории не само миро, а то, что женщина проявила любовь.

Нам сегодня Церковь показывает два примера: грешница творит дела любви, а апостол — дела тьмы. Грешница идёт к Богу, а апостол идёт к диаволу. Казалось бы, они оба должны были руководствоваться совершенно другой логикой. Часто говорят, что нас портит или делает лучше наше окружение, но давайте посмотрим на эти два примера. У Иуды окружение было просто замечательным: был рядом Христос, были рядом другие апостолы, но, тем не менее, он выбрал путь зла. У этой женщины было окружение не очень хорошее, если она была грешницей и блудницей, но, тем не менее, она смогла в себе всё побороть и выбрать путь добра.

Почему один в решающую минуту выбирает добро, а другой — зло? Почему один готов пожертвовать собой, а другой предаёт, один кается, а другой злословит, как разбойники, висящие рядом со Христом на кресте? Этого никто не может знать, в этом есть какая-то тайна Божия. Мы не можем знать и о себе, когда мы споткнёмся и упадём. Мы не знаем, что точно мы выберем в какой-то критической ситуации. Нам остаётся только надеяться на Божие милосердие, которое поможет нам в решающий момент удержаться на пути добра. На то, что несмотря даже на всё, что нас окружает, мы выберем Бога и пребывание с Ним, а не личные амбиции и грехи.

Об этом будем просить в решающие дни Страстной седмицы, когда мы вместе со Христом проживаем последние дни Его земной жизни, когда мы видим Его страдания и смерть. И будем благодарны Богу за все Его благодеяния, ведь Он взял самое худшее, а нам отдал лучшее — Своего Сына, Себя Самого — в жертву за наши грехи.

Пусть Господь укрепляет каждого из нас. Пусть мы всегда будем творить дела любви, милосердия и добра, несмотря на то, что нас окружает, и несмотря на то, что находится в наших кошельках.

Цитата дня

«

Смирение — это то, что делает диавола калекой.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100