Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Екатерина Щербакова

Флейты и ученики Мэтьюу Линкина – музыканта, преподавателя и сказочника

Иван Мэтьюу ЛинкинКогда-то этого человека звали Иван. Он необычно выглядел, слушал тяжёлую музыку, менял работу и псевдонимы, не предполагая, что в двадцать три года сядет за парту музыкальной школы. Однако в жизни бывают самые невероятные чудеса, и сегодня Мэтьюу Линкин — не только музыкант, освоивший все возможные разновидности флейт, но и преподаватель музыкальной школы Иван Николаевич. О том, каково это — быть непохожим на других в маленьком городе, о поиске себя, о Боге, детях и, конечно же, флейтах — в нашем интервью.

 

Необычное имя необычного человека

Я не настаиваю на том, чтобы люди называли меня официальным именем, потому что большинству его сложно выговорить. Ученики называют меня Иван Николаевич, но по паспорту я Мэтьюу. История моего имени довольно необычна. В подростковом возрасте я взял себе псевдоним Джонни. Родители однажды в шутку назвали меня так, и мне понравилось. Впоследствии я узнал, что «Джон» — это калька нашего «Иван», стало интересно. В школьные годы я влюбился в творчество Уильяма Шекспира, считал его своим учителем. Вдохновлённый произведениями великого драматурга, я пробовал писать свои первые стихи и пьесы. Мне хотелось именоваться Джонни, английское имя каким-то образом приближало меня к моему учителю. В итоге мой первый творческий псевдоним был Джонни Джокер. Следующим стал Джон Мелегентин ла Джокер Шой, его сменил Брен Уэлес, потом я называл себя Джонни Волтон. Все думали, что со временем меня отпустит, ведь в юности все пишут стихи, песни, но — всё было серьёзно. Я увлёкся творчеством.

Имя я поменял, потому что влюбился в ирландскую и шотландскую культуру, её историю. Стал рыться в сети, узнавать новое. Помимо прочего, узнал о гэльском (гаэльском) языке — это древняя ветвь кельтского языка. На нём моё нынешнее имя произносится как «Мэйтиу». Я немного его изменил, добавил британского звучания. Это имя имеет еврейские корни — так звали одного из апостолов, Матфея, и переводится оно как «дар Божий». А значение имени Иван такое же. Мне понравилась такая параллель. В итоге имя я официально сменил, и теперь по паспорту я Мэтьюу. Фамилию тоже хотел сменить на ирландскую или шотландскую. В этих странах фамилии часто имеют приставку «Мак», которая означает «потомок», «сын». То есть МакДональд — это потомок Дональда. Я в своё время хотел стать МакЛинкиным.

Это всё, конечно, воспринималось как дикость. Окружающие вообще всегда относились ко мне как к человеку со странностями. Обычно я стараюсь не принимать это близко к сердцу. В принципе, мне всегда хватало смелости отличаться от других. В юности мог ходить с разрисованным лицом, в плаще, с двумя ирокезами на голове — и ничего. Сейчас, конечно, всё иначе, но всё равно люди порой смотрят на меня с удивлением. Например, им странно то, чем я занимаюсь: играю на флейте и её разновидностях. Люди, далёкие от музыки, настороженно относятся к парню, играющему на этнической дудке.

 

Субкультуры, литература…

У меня трое братьев, и это не могло не оказать своего влияния. Хотя сложилось так, что с детства я был предоставлен сам себе. С подросткового возраста мы с друзьями слушали «Арию», «Короля и шута». У «Короля» меня тронула фольклорная тема. Услышав их, я начал писать свои тексты. А после Шекспира у меня просто взорвался мозг. Я прочёл «Укрощение строптивой», и со мной что-то произошло: я бросился читать всё, что только мог найти. «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло», «Гамлет», «Макбет»… Параллельно мы с друзьями слушали тяжёлую музыку, металл, но меня не привлекали группы типа «Сектора газа». Мне и до сих пор не нравятся тексты такого плана: не переношу мат в лирике.

После школы я заинтересовался различными субкультурами, носила меня тогда нелёгкая. В те годы стал заниматься творчеством более осмысленно. Увлёкся жанром хоррора, поскольку прочитал Говарда Лавкрафта, Мэри Шелли, Брэма Стокера, Вольфганга Хольбайна, Эдгара По. Написал несколько повестей, из которых одна была о субкультуре готов, другая — в жанре фэнтези.

В то время я писал статьи для одной из добропольских газет, познакомился с девушкой, которая была готом. Увлёкся этой субкультурой, перешёл к ним. Красил волосы в чёрный, одевался в этот цвет с ног до головы.

 

Иван Мэтьюу Линкин…и музыка

Мой друг, байкер и татуировщик, познакомил меня с группами «Волколак» и «Тролль гнёт ель», которые меня поразили: наконец-то я услышал песни, в которых звучали сопилка, блокфлейта, вистл. Я тогда не знал, что это именно они, но музыка меня впечатлила, захотелось научиться играть на духовом инструменте. До того мы с друзьями сколотили группу, я пытался играть на гитаре, но у меня ничего не получалось. Теперь я решил учиться играть на блокфлейте. Когда купил её себе, то первое время просто дудел, учился извлекать звук. Это оказалось понятным, но я не разбирался, где какая нота и что нужно, чтобы флейта звучала так, как мне хочется. Знакомый посоветовал мне пойти в музыкальную школу, чтобы не забуксовать на любительском уровне. Мне тогда было двадцать три года, но я решил попробовать.

 

Вновь за парту в двадцать три

Я пришёл туда сам, нашёл молодого преподавателя, который только первый год преподавал. С ним мы до сих пор поддерживаем отношения, даже работаем вдвоём. Как и все ученики, я ходил на сольфеджио, писал диктанты, строил обращения трезвучий, сдавал академы. Мой возраст меня вообще не волновал.

Когда я стал ходить в музыкальную школу, друзей стало ещё меньше. Байкеры и металлисты незаметно отсеялись: я перестал ходить в гараж, пить пиво и смотреть какие-то фильмы до утра. Мне стало интересно ходить в школу, заниматься музыкой.

Дело в том, что после окончания общеобразовательной школы у меня не было желания учиться, получать образование. Была мысль выучиться на секретаря — почему-то одно время мне хотелось им быть, — но не пошёл. На момент поступления в музыкальную школу я учился в аграрном лицее на сварщика. До лицея где мне только ни приходилось работать: мойщиком посуды, грузчиком, заправщиком, официантом. В аграрный пошёл со зла и от безнадёжности. В семье были конфликты из-за того, что у меня нет постоянной работы, поэтому я решил поступить. В итоге поступил и окончил, но понял, что импульсивность — не лучший советчик: учиться было скучно, да и сварщиком я так и не стал.

Я уже упоминал, что увлёкся ирландской и шотландской культурой. В первую влюбился, как ни странно, благодаря американской группе Dropkick Murphys. Все её музыканты — ирландцы, живущие в Бостоне, которые играют кельтский фолк-панк. Благодаря им я полюбил ирландский вистл — это такая флейта. Захотелось её приобрести. У нас в городе таких не было, поэтому я поехал в Донецк, купил и стал учиться играть. В то время я уже ходил в музыкальную школу, учился играть на блокфлейте и тромбоне, так что некоторая база у меня была. Самостоятельно разобрался в аппликатуре вистла, особенностях игры на этой флейте.

После окончания музыкальной школы я собирался поступить в музыкальное училище на тромбониста. Однако случилось так, что мне дали сыграть на голове флейты (так называется первая часть этого инструмента). Преподаватель была очень удивлена, что у меня с первого раза получилось, и предложила освоить этот инструмент. Я подумал и в итоге выбрал флейту. Мой учитель по специальности сказал: «Дерзай!» — и я прошёл собеседование в училище в Дзержинске. К сожалению, на тот момент там начались военные действия, стало очень беспокойно, поэтому я стал думать, куда ещё можно поступить. Узнал о Лозовском музыкальном училище. Позвонил туда, и оказалось, что у меня всего сутки, чтобы приехать, потому что начинаются вступительные экзамены. Я поговорил с родными, на следующий день поехал и поступил. Меня сразу взяли на второй курс, я проучился два года, закончил в 2017 году. На тот момент мне было тридцать лет.

Я вернулся домой, в Доброполье. Учусь заочно в Славянском педагогическом, бакалаврат буду заканчивать там, а вот как быть с пятым курсом — пока не знаю. Сейчас работаю в Доброполье и Белозёрском, преподаю детям искусство игры на флейте. Учу детей 6-10 лет, но готов взяться и за обучение старших.

 

«С инструментами — как с детьми: с одними сразу находишь общий язык, с другими для этого нужно время»

Блокфлейта

Иван Мэтьюу ЛинкинКогда я слушал фолк-группы, то не знал особенностей флейт. Учитель дал мне книгу, откуда я узнал об истории блокфлейты. Её считали инструментом, который просто искажает звук и придаёт ему определённую высоту. Одна из её частей называется «блок», она напоминает традиционный свисток. Благодаря ей этот инструмент получил своё название. Блокфлейта состоит из трубочки с семью отверстиями. Она была очень популярна в Средневековье, когда музыка не требовала большого диапазона инструмента, была спокойной, без быстрых пассажей. Некоторые считают её звучание гнусавым, но я с этим не согласен, у неё есть потенциал.

Со временем блокфлейта была вытеснена поперечной флейтой Бёма, её ещё называют академической. У неё были большие возможности, она лучше звучала, в итоге на время о блокфлейте забыли. В эпоху Возрождения к ней снова вернулась популярность, а в эпоху барокко она заняла прочное место в камерных оркестрах. У блокфлейты есть две системы аппликатуры: барочная и немецкая (в Германии этот инструмент был очень популярен, там даже создавались школы игры на нём). В ХХ веке эту флейту стали использовать не только в фолк- и поп-, но даже в рок-музыке (например, она звучит в некоторых песнях The Beatles, Pink Floyd). Блокфлейта — первый инструмент, для которого создан обучающий курс. Её предки — пастушьи сопилки, рожки, свирели. До блокфлейты не было нужды в каком-то особом обучении игре на деревянных духовых инструментах, и только после её появления такая необходимость возникла. В XIX веке репертуар её был ограниченным, пьесы были несложными, размеренными. В начале ХХ века репертуар стал расширяться.

Вистл

Как уже упоминал, благодаря любимым группам я в своё время заинтересовался ирландской флейтой — вистлом.

Название «вистл» произошло от английского «tin whistle» — то есть «жестяной свисток», «дудочка». Он отличается от других флейт тем, что в его свисток вставлена металлическая трубочка с отверстиями. Считается, что создал её то ли английский, то ли ирландский фермер Роберт Кларк, который решил сделать из жести флейту вистл, которую до него производили из дерева. Так появился тин (то есть жестяной) вистл. Фермер решил продавать новый инструмент, для чего отправился по городам и весям. На рынках он мастерил вистлы, которые продавал за один пенни. Так флейта получила второе название: пенни-вистл. Благодаря морякам, вистлы Кларка распространились по всему миру. Марка Clarke известна и сегодня, её вистлы пользуются неизменной популярностью. В ХХ веке создали лоу-вистл, который отличается более глубоким звучанием. Диапазон вистла такой же, как и у блокфлейты.

Кена, пимак, жалейка, бансури и сякухати

Однажды я узнал, что у нас в Доброполье есть мастер, который делает флейты. Он шахтёр, увлёкся культурой индейцев и стал делать индейские флейты кена и пимак. Я заинтересовался этими инструментами и в итоге приобрёл их.

Кена — флейта индейцев Южной Америки — ещё называется «плакучая флейта». В основном она используется для похорон. Звучание её приятно, люди любят её слушать. Диапазон у неё высоковат. Пимак — флейта индейцев, живущих на севере, он звучит мягче и ярче, хотя диапазон у него всего полторы октавы. Пимак называют флейтой любви. Индейцы-охотники, чтобы выразить свою любовь к девушке, вырезали такую флейту и играли на ней. Если звучание нравилось девушке, то она отвечала юноше взаимностью, если же нет, индейцу приходилось уходить и добиваться лучшего звучания пимака.

На Руси издавна известна жалейка — это язычковый инструмент, который делается либо полностью из дерева, либо с раструбом из рога. Мне удалось приобрести себе жалейку — познакомился с волынщиком из Луцка, который сделал мне её. Я пока ещё полностью не освоил этот инструмент: он сложен в плане звукоизвлечения. С инструментами — как с детьми: с одними сразу находишь общий язык, с другими для этого нужно время.

Есть ещё две необычные флейты — индийская бансури и японская сякухати, они предназначены для медитаций. Любопытно, что когда играешь на сякухати, испытываешь очень странные чувства: темно, холодно и абсолютно спокойно. Японская медитативная музыка опустошает. А вот о бансури отзывы совсем противоположные: её музыка переполняет душу. Человек после игры на ней не умиротворённый, но радостный.

В целом же самые большие музыкальные возможности у академической флейты Бёма. На ней можно сыграть всё. Этнические флейты в этом смысле несколько ограничены.

 

О богах и Боге

Раньше я увлекался разными языческими религиями. Когда слушал тяжёлую музыку, мне нравилась египетская мифология, потом увлёкся культурой викингов. Мне и теперь нравятся эти культуры, но только на уровне фольклора, мифологии. Что касается Бога, то я осознал, что Он один, язычество воспринимать всерьёз нельзя. Сейчас я стараюсь читать Библию и понял, что Бог — совсем не злой. Злятся люди, которые часто списывают на Него свою ответственность, и дьявол, ненавидящий Его.

 

Иван Мэтьюу ЛинкинПреподаватель, сказочник, друг

У меня есть друг, у него ДЦП, он наполовину парализован. Преподаёт вокал. Он знает, как я организовал свою работу с детьми, и однажды спросил, зачем мне такой подход. Дело в том, что я стараюсь не просто давать ученикам творческие задания с ребусами и тому подобным, но вносить как можно больше необычного в сам процесс обучения. Например, перед отъездом на сессию надо было дать детям задание на время моего отсутствия. Я устроил всё как необычное приключение: нарисовал на обратной стороне каждого билета рожицы, дети говорили волшебные заклинания, я ударял в камертон, они выбирали — словом, интересно было. В другой раз им помогал игрушечный кот по имени Клякса. Детям очень нравится такой подход.

Я делаю всё это с определённой мотивацией. Отойдя от тотально безумного и мрачного содержания различных субкультур, я стал иначе мыслить. Мне хочется стать для детей самым лучшим другом, сказочником, к которому они могут подойти, когда грустно, попросить рассказать сказку — и он расскажет. Безумный старичок, волшебник, у которого в рукаве всегда припасена интересная история — на всякий случай. Именно поэтому я сейчас постоянно думаю о том, как мне дальше работать с детьми. Мне хочется дарить им радость, поддержку, праздник. Хочется, чтобы они видели больше добра. Достигать определённой цели в овладении инструментом — это, конечно, хорошо, но почему бы не дать больше, если есть возможность это сделать?

 

Можно ли одновременно бить в гонг и барабан?

Когда человеку дано много талантов и способностей, можно развивать их все, но есть китайская поговорка: «Невозможно бить в гонг и барабан одновременно». Я склоняюсь к тому, что лучше развивать что-то одно, но активно. Хотя можно бить в гонг и барабан поочерёдно, попытаться стать мастером на все руки. Для меня сейчас самым важным стало умение находить правильные ответы на вопросы, которые ставит жизнь. А в целом мне важно стать покрепче в ситуациях, когда дети расстраиваются или не согласны с чем-то. Мне сложно сохранять душевное равновесие, если случаются непонимание или конфликты.

Ещё я думаю, что не случайно у меня подобрались именно такие ученики. Например, одна девочка не верит, когда я говорю ей, что она талантлива и может стать хорошим музыкантом. Это напоминает мне о моей привычке всё обесценивать. Казалось бы — я добился, чего хотел, получил желаемое образование, но порой на меня нападает мнительность, начинаю сомневаться в своих успехах. Думаю, нужно преодолевать это.

 

Вчера, сегодня, завтра

На сегодняшний день я ощущаю себя братом трёх братьев, который выбрал для себя не самую простую, но очень важную и интересную дорогу в жизни, и сыном мамы, которая не устаёт в случае чего напоминать, что я способен на большее. В будущем я вижу себя профессионалом своего дела, опытным преподавателем, у которого есть своя методика работы с детьми, непохожая на стандартную.

Раньше я бунтовал против системы, мне хотелось быть кем-то великим — или же авантюристом, шулером. Хотелось развлечений, путешествий — словом, романтики. Сейчас делаю упор на то, чтобы стать духовной, сознательной, твёрдой и творческой личностью. Не нужно бороться с системой. Мы пришли сюда, в жизнь, и ничего с собой не принесли. Земля создана Богом, нам же надо оставить на ней хороший след, что-то доброе сделать. С собой мы ничего не заберём, поэтому нужно становиться богатыми в душе. Нет, я не призываю бомжевать, просто — иначе расставлять акценты в жизни. Мне хочется стать сильнее духом, сформировать себя. Ко мне часто относятся несерьёзно: на какой-то дудочке играю. Я хочу донести до людей, что это искусство заслуживает уважения.

Цитата дня

«

Никто никогда не совершит добра посредством зла, потому что через это сам побеждается злом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100