Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Александр Хворост

Фильмы о клонировании и биоэтике

Кадр из фильма «Облачный атлас»

Кадр из фильма «Облачный атлас»

Активное развитие технологий в различных сферах науки восхищает и одновременно пугает современного думающего человека. Опасения по поводу безграничных возможностей, которые дарит прогресс, беспокоят и режиссёров кино ХХI века. Протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина Дружковки, предлагает посмотреть фильмы, так или иначе затрагивающие вопросы биоэтики.

С развитием биотехнологий, в частности — генной инженерии, возникла и проблема биоэтики. Основным вопросом этического осмысления стало клонирование животных и человека. Дать ответ на вопрос, допустимо ли клонирование и что за ним может последовать, прежде всего должна Церковь. Человек — творение Божие, у него бессмертная душа. Имеем ли мы, люди, право клонировать, призывать к жизни?

Известно, что в августе 2019 года в Китае клонировали котёнка. Предполагается поставить этот процесс на поток и клонировать умерших питомцев для заказчиков, которые могут себе это позволить — удовольствие обойдётся в 30 тысяч долларов. Дело это глупое и нерациональное: зачем клонировать котёнка за такие деньги, если обычная кошка трижды в год бесплатно нарожает прекрасных котят? Очевидно, что налаживание процесса клонирования животных ведёт к следующему шагу: клонированию человека. Можно посмеяться над желанием клонировать умершего питомца — а что, если умер муж или ребёнок? В такой ситуации человек может пойти на всё, но имеет ли он право на клонирование? Этот вопрос давно поднят в фантастических фильмах, и ответ на него зачастую отрицательный. Эти фильмы, как правило, антиутопические и показывают ряд сложнейших проблем, которые возникают по мере развития науки и технологий.

«Облачный атлас» (2012, режиссёры Том Тыквер, сёстры Вачовски). Фильм противоречивый. Одна из его сюжетных линий рассказывает о создании клонов, которых использовали как рабов, а потом перерабатывали в пищу, так как они были совершенно бесправными. По сюжету происходит страшное восстание, которое приводит к гибели всей цивилизации.

«Остров» (2005, режиссёр Майкл Бэй). Богатые люди — главы корпораций, знаменитости — клонируют своих двойников для изъятия у них органов. Они называют клонов не людьми, а «страховыми изделиями» и используют как запчасти для своих организмов. Конечно, ничем хорошим это закончиться не может. В фильме клоны показаны как полноценные люди, с такими же чувствами, как и у всех нас. Высказывается мысль, что, раз уж их призвали к жизни, то лишать её никто не имеет права.

«6-й день» (2000, режиссёр Роджер Споттисвуд). У фильма не очень высокий рейтинг, но, на мой взгляд, он достоин внимания. Главный герой, которого играет Арнольд Шварценеггер, однажды возвращается домой и сталкивается с собственным клоном, который занял его место. Что было дальше — смотрите.

После просмотра каждого из перечисленных фильмов возникает несколько вопросов. Во-первых, становится ли клонированный человек человеком в полной мере? До недавних времён родить человека могла только женщина. Сейчас наука вмешалась в таинственную сферу зачатия и рождения, и появился новый способ — клонирование.

Во-вторых, есть ли у клонированного человека душа? Православный взгляд на проблему известен: человеческое тело и душа образуются в момент зачатия неведомым образом при содействии Святого Духа. Как быть в этом вопросе с человеком, созданным искусственно?

В-третьих, имеет ли клонированный человек гражданские права, ведь он абсолютно идентичен человеку, с которого его клонировали? Имеет ли он такие же права, как его прообраз, или они чем-то отличаются? Самостоятелен ли он, свободная ли он личность — или есть те, кто его ограничивает? Если да — то кто и по какому праву?

На все перечисленные вопросы пока нет ответов. Более того: ответы эти лежат в духовной плоскости. Нужно ли задумываться над ними? — безусловно. В Священном Писании сказано, что Господь создал Адама и Еву и дал им заповедь плодиться, размножаться и наполнять землю. Мы верим, что Господь призовёт к жизни всех умерших. Имеют ли люди право призывать к жизни даже животных, не говоря уже о себе подобных? Стоит ли человечеству пользоваться всеми открытиями науки? Какими будут последствия? Обо всём этом нужно думать уже сегодня.

Искусство убеждает нас, что такого рода опыты очень рискованны. Отношение к клонированию в кино, как правило, негативное, и это очень важно: режиссёры демонстрируют, что проблемы биоэтики неразрешимы в контексте, в котором мы находимся. Не только создание, но и использование клонов — дело духовно неприемлемое. Человечество сегодня стоит перед тяжёлым выбором: подчиниться прогрессу — или подчинить прогресс себе. Я глубоко убеждён: обществу в этом вопросе нужно обязательно прислушиваться к мнению Церкви, чтобы не уничтожить себя.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Господь терпит всякие немощи человеческие, но не терпит человека, всегда ропщущего.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100