Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Помнить о своём достоинстве

14 июня, в день памяти прп. Агапита Печерского, престольный праздник отметил храм при ДОКТМО (Областной клинической больнице им. Калинина). Божественную литургию совершили митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, епископ Горловский и Славянский Митрофан и настоятель этого храма епископ Новоазовский Варсонофий в сослужении духовенства Донецкой епархии. Епископ Митрофан обратился к присутствующим с проповедью.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы собрались под сводами этого храма, чтобы отпраздновать престольный день — память преподобного Агапита Печерского. Так было угодно Богу, что в этом году память преподобного приходится на второй день праздника Вознесения Господня. Церковь избрала его как двунадесятый праздник ввиду исключительной важности для понимания того, что вообще происходит с нашей жизнью.

Мы с вами — удивительно богатые люди. Мы имеем от Бога дар не просто жить на земле, быть разумными, словесными существами, носить в себе Его частицу, быть Его образом и подобием. Мы также имеем от Бога дар быть там, где и Он.

После того, как Господь воскрес из мертвых, Он в течение сорока дней являлся ученикам в новом, преображённом Теле. Но Он не был при этом призраком или духом. Он прямо говорил ученикам: «осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24, 39). Но в то же время Он входил к ним затворенными дверями, когда они были в Сионской горнице, неожиданно появлялся то в одном, то в другом месте, и так же неожиданно исчезал.

Он оставался Человеком из плоти и крови, которого можно было осязать, и Фоме Он предлагал вложить персты в раны, которые были на Его Теле. Но, с другой стороны, это было нечто уже совсем другое, непохожее на нашу человеческую жизнь. И апостолы, ученики Спасителя, находились в недоумении: что же дальше? Какой дальше будет жизнь, и как дальше будут развиваться события?

Когда Господь взял их на Елеонскую гору и, дав им наставления и благословив их, видимым образом вознёсся на Небо вместе со Своей Пречистой Плотью, и облако скрыло Его, ангелы, бесплотные духи, обратились к апостолам и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Апостолы с великой радостью возвратились в Иерусалим.

Здесь для нас кроется загадка. С одной стороны, они опечалились, видя, что прощаются с Учителем. Господь сказал, что второй раз Он придёт уже только судить мир. Но, с другой стороны, они с великой радостью возвращаются обратно в Иерусалим. Как совместить грусть разлуки с этой великой радостью, которая поселилась в их душах и сердцах?

Ответ на этот вопрос следующий: апостолы поняли, что Господь подарил человеку. Не отнимая у нас этой временной земной жизни, — мы рождаемся и приходим на землю для того, чтобы прожить эту жизнь, насладиться всем тем, что Господь нам даёт, и увидеть всё, что мы можем увидеть, — Господь дарит нам ещё и Небо, и жизнь вечную.

В богослужении на Вознесение говорится о том, что ангелы удивились, видя, куда Господь возносит природу человеческую. У праздника Вознесения есть глубокий богословский смысл. Сын Божий, Иисус Христос — Вторая ипостась Пресвятой Троицы — никогда не переставал быть Богом. Он всегда был со Отцем неразлучно по Божеству. Но став человеком, восприняв человеческую природу, Он подвергся и страданию, связанному с тем, что человек стал смертным после грехопадения.

Господь до дна испил самую великую чашу страданий, принял смерть как смертный и воскрес из мертвых, умертвив жало смерти в человеческой природе. Он берёт человеческую природу, то человечество, которое Он воспринял как Богочеловек, и соединил в Самом Себе неслитно, неразлучно, нераздельно и неизменно две природы — Божественную и Человеческую — в Своем Лице, и возносит её одесную Отца.

Когда мы читаем, что об этом говорит Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, мы удивляемся великой силе Премудрости Божией и домостроительству спасения. Человеческая природа вознесена выше ангельской, потому что Господь сидит одесную Отца, и Человек тоже пребывает там. И ангелы этому удивляются. Если бы они были грешными людьми, они бы завидовали. Но так как они святые, и зависти у них нет, они просто этому удивились и сказали: «Как же, это выше даже, чем мы!» Вот что Господь подарил человеку.

Господь сказал Своим ученикам: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2-3) и «Лучше для вас, чтобы Я пошел» (Ин. 16, 7). Когда ученики поняли, о чём это, и что это не о земле, а о Небе, не о времени, а о вечности, — с великой радостью они вернулись в Иерусалим. Они поняли, что их ожидает, они уразумели, что Господь сделал для каждого человека, — не только для них, но для всех нас, кто носит имя христианина.

Мы с вами имеем это богатство. Землю, которую Господь нам подарил. Мы рождаемся, приходим в мир, и нет на земле более разумного существа, чем человек. Нам дана свобода: украсить свою жизнь добрыми делами и стать счастливыми или испортить её, обезобразить непослушанием Богу, гордыней, грехом — и сделать себя несчастными. Господь каждому даёт возможность выбрать. Но кроме земли, Господь нам дарит ещё и вечность, Небо, возносит человеческую природу выше ангельской, даёт нам жизнь вечную, восседает одесную Отца и говорит, что и мы будем там, где Он.

Человек забывает всё это богатство. Он думает о чём-то другом. Будучи богатым, он ведёт себя как нищий. Он молится Богу о том, чтобы у него был кусок хлеба, какая-то одежда, какие-то деньги, он просит о временных вещах. Но он совсем не вспоминает о своём достоинстве и о том богатстве, которое мы все имеем. Ведь все мы следом за Христом можем взойти туда, куда взошёл и Он. Об этом и святитель Григорий Богослов говорит, прямо призывая: «Господь взошёл на Небеса. Взойди и ты!»

Почему же мы забываем об этом сокровище? Почему ходим как блудный сын, на «стране далече», питаемся рожками, вместо того, чтобы есть хлеб в дому Отца нашего Небесного?

Господь по Своей любви и Своему милосердию иногда напоминает нам о том, где наше Отечество. В жизни каждого человека есть болезни и скорби. Мы относимся к ним по-разному. Конечно, никто болеть не хочет, и мы сразу бежим к врачу, чтобы исцелиться, сразу принимаем лекарства. Но кроме того, что болезнь приносит человеку страдания, она ещё имеет свойство помогать духовно.

Болезнь — это зло. Но, как это ни странно, Господь обращает зло нам в пользу. Потому что, испытав болезнь, поняв, что когда плохо, то ничего не нужно, человек вспоминает о Боге и вечности, вспоминает о своём небесном богатстве и о достоинстве, к которому он призван.

Дай Бог, чтобы мы об этом вспоминали не только во время болезни. Чтобы не только тогда, когда нам плохо, мы вспоминали, что мы — дети Небесного Отца, что у нас есть Родина, и нас ждёт такое огромное и великое сокровище, равного которому на земле нет. Чтобы не только в трудных обстоятельствах мы вспоминали о том, что у нас есть Бог, но помнили, где наше жительство, Небесное Отечество, куда мы можем прийти.

Когда к преподобному Агапиту приходили и просили у него исцеления, он именно об этом говорил людям. Господь даст исцеление, но это не поможет, если душа забудет о том, кто она, и где её Родина, куда она должна прийти. Дай Бог, чтобы мы никогда не забывали о том, какие мы богатые люди, что мы имеем от Бога, и что мы ещё можем иметь, но только не понимаем этого. Дай Бог, чтобы мысль об этом доставляла нам такую же радость, как и апостолам, которые с радостью великой возвратились в Иерусалим, славя Бога.

Цитата дня

«

Терпящих обиды защищает Бог.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100