Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Мы все — участники Тайной Вечери

2 мая, в Великий четверг, епископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Николаевском кафедральном соборе Горловки. Владыка обратился к духовенству и прихожанам с проповедью.

Сегодня мы с вами вспоминаем то, с чего жизнь Церкви, по сути, и началась, что является её сердцем и главным нервом, без которого само понятие «жизнь Церкви» существовать не может. Церковь живет Христом. Не воспоминаниями о том, что Он сказал или сделал, что когда-то было, а общением с Тем, Кто Сам о Себе сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. <…> Кто не пребудет во Мне, извергнется вон» (Ин. 15, 4-6).

Как мы можем пребывать во Христе, и как Христос может пребывать в нас? Ответ на этот вопрос Господь дал на Тайной Вечере, когда взял в руки хлеб, преломил, дал ученикам и сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов», и взял чашу, дал ученикам и сказал: «Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание. Потому что когда будете есть от этого хлеба и пить от этой чаши, будете возвещать Мою смерть и Воскресение, до тех пор, пока Я приду» и «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56).

«Истинно говорю вам: без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), — сказал Господь ученикам. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15, 4). И только так мы начинаем осознавать, что всё доброе и хорошее, что мы приносим Богу — оттого, что Бог пребывает с нами.

Не потерять связь с источником жизни — Богом — значит сохранить себя для полноценной жизни здесь и приготовить себя к жизни вечной. Поэтому Церковь установила совершать таинство Евхаристии. Последуя завету нашего Главы и Пастыреначальника, мы совершаем Божественную литургию во всех православных храмах.

По сути дела, мы строим храмы для того, чтобы в них мы имели возможность приносить Бескровную Жертву. Храм — это стены, которые красиво украшены, это здание, которое призвано под своими сводами собирать верующих — для того, чтобы мы все могли принять участие в Божественной литургии, причаститься Тела и Крови Христовых: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20), «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19).

Многие люди спрашивают: «А зачем мне приходить и молиться в церкви? Ведь молиться можно и дома». Молиться можно не только дома, молиться можно в любом месте, где бы человек ни находился — на работе, в городском транспорте, в самолете или на корабле. Место не имеет значения. Молиться можно и нужно всегда, потому что молитва — это общение с Богом. А причаститься Тела и Крови Христовых, стать участником Тайной Вечери дома, по дороге или на работе нельзя. Это можно сделать, только придя в храм и приняв участие в Божественной литургии.

В сегодняшний день Церковь воспоминает Тайную Вечерю и те события, которые произошли на ней. Перед началом вечери Господь умыл ноги ученикам, показав Своё смирение и научив, что только со смирением мы можем приступать к Богу. Если мы приступаем к таинству без смирения, без любви, оно не приносит нам пользы, мы причащаемся себе в суд и во осуждение.

На Тайной Вечере произошло и другое событие. Один из ближайших учеников сделался предателем. Но предателем он стал не на Тайной Вечере, а гораздо раньше, когда впервые его рука потянулась к тому, что он не должен был делать, когда он начал воровать из ковчега, в который собиралось пожертвование для молодой христианской общины. Этот пример показывает нам, что мы можем отступить от Бога и стать предателями не из-за каких-то крупных грехов, а начав с мелочей, с нарушения самых простых заповедей — когда мы что-то забываем, чем-то пренебрегаем, что-то себе разрешаем, что-то сами себе прощаем.

Духовный рост человека заключается в том, чтобы не позволять себе быть предателем в малом. А через это будут укрепляться духовные силы и для чего-то большого. Духовный рост не в том, чтобы делать больше поклонов или больше часов стоять на службе, больше читать книг, а в том, чтобы совершенствоваться в смирении и любви. В том, что общение со Христом, участие в Евхаристии, в Божественной литургии станет для человека неотъемлемой частью жизни, духовной потребностью, без которой он не сможет жить.

Сегодня Великий четверг — особый день, когда мы воспоминаем начало Церкви и начало непрестанного служения Божественной литургии, которое совершается на протяжении уже двух тысяч лет. Но мы должны знать, что каждый раз, когда совершается Божественная литургия, храм становится Сионской горницей, а мы — учениками и участниками Тайной Вечери.

Если общение со Христом станет нашей потребностью, частью нашей жизни, то жизнь наша будет совсем другой. Есть такая поговорка: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Если наше общение — Христос, и Он — смысл нашей жизни, значит, и в наших делах, поступках и словах неизменно будет проявляться след общения с Ним. Значит, это отразится на всём, что в нашей жизни происходит, на всём, что мы делаем.

Но если в нашей жизни нет живого общения со Христом, если Он для нас — лишь эпизод истории, воспоминание о чём-то прошедшем, но не Тот, с Кем реально мы вступаем в общение во время Божественной литургии, то мы совершаем большую ошибку. Значит, в нашей жизни есть что-то другое, что для нас гораздо важнее Христа и на данном этапе нашей жизни нам Христа заменяет.

Для кого-то это деньги, для кого-то — развлечения, для кого-то это работа и любимое увлечение, для кого-то это может быть спорт, учёба, что угодно. Даже чтение книг о Боге может заменить для человека Самого Бога. Вместо того чтобы стремиться к Нему, человек предпочитает читать о Нём. Но это значит, что мы совершаем ошибку.

Живое общение со Христом совершается через участие в таинстве Евхаристии и через служение ближнему, что и показал нам Господь на Тайной Вечере, умывая ноги Своим ученикам. Вот два дела, которые могут нас приблизить к Богу: молитва, участие в Таинстве и жертвенная любовь к ближнему, добрые дела не ради себя. Это то, что будет помогать нам расти духовно, что будет менять нашу жизнь, делать нас совершенно другими, преображать и нас, и всё, что находится вокруг нас.

Даже самые ленивые, те, которые в течение года об этом не задумываются, сегодня пришли в церковь. Дай Бог, чтобы таких дней в году у нас было как можно больше, чтобы мы испытывали в этом потребность, а не думали, глядя в календарь: «Что же я, совсем уже нехристь, что в Великий Четверг на службу не пойду и не причащусь?»

Дай Бог, чтобы не это было мотивом, а искреннее и горячее желание быть со Христом. Потому что Господь здесь, среди нас. И чем чище будет становиться наше сердце, чем больше в нём будет любви и смирения, желания жить по воле Божией, тем яснее мы будем ощущать Его присутствие в нашей жизни и здесь, в храме, во время совершения Божественной литургии.

0

Цитата дня

«

Помяни грехи свои пред Богом, если желаешь, чтобы оные простились тебе, и не воздавай злом за зло ближнему твоему.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100