Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Священник Александр Хворост

День 38. Проданный брат

РабствоКаким должен быть пост? Можно ли простить предательство близких? Что лучше — большое состояние или хорошая репутация? Продолжаем читать Ветхий Завет вместе с Церковью.

Книга пророка Исаии, глава 58

1 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его.

2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: 3 «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; 7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, 10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; 11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.

Пророк Исаия говорит, что постящийся не должен быть лицемерным и эгоистичным. Он призывает в дни поста быть милосердным к угнетённым, голодным, бездомным, нуждающимся родственникам. Это важнее для Творца, чем аскетические «подвиги», совершённые без любви к ближним и выставленные напоказ для снискания человеческой славы.

Христианин, твори дела милосердия всегда, а особенно во время поста! Такой пост приятен Богу, «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Мф. 5:16).

Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан) когда-то сказал самое оригинальное напутствие на Великий пост: «Давайте в пост не есть друг друга».

Бытие, глава 43

26 И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли.

27 Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?

28 Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] И преклонились они и поклонились.

29 И поднял глаза свои [Иосиф], и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой!

30 И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там.

31 И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье.

Глава 45

1 Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим.

2 И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.

3 И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.

4 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; 6 ибо теперь два года голода на земле: [остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; 7 Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.

8 Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.

9 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; 10 ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое;11 и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое.

12 И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; 13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда.

14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его.

15 И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.

16 Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.

Иосиф был предан своими родными братьями, продан в Египет в рабство, по навету попал там в тюрьму, но он всегда был с Богом — и Господь не только его не оставил, но и возвысил. После таких жизненных перипетий Иосиф стал распорядителем при дворе фараона, то есть занял пост первого министра. В его руках находилась вся исполнительная власть в государстве.

Это случилось после того, как он разгадал пророческий сон фараона о грядущих семи годах голода на Ближнем Востоке. Под мудрым руководством Иосифа Египет в течение нескольких лет готовился к продовольственному кризису, и когда повсюду наступил голод, Египет стал житницей Востока, куда сходились за продовольствием все окрестные народы.

В это время за хлебом приходят родные братья Иосифа, которые давно позабыли про него, и он раскрывается перед ними. Он говорит, что давно их простил, что рад их видеть, что Бог его спас и уберёг на чужбине, что Творец через него спасет их род от голода, что он готов принять своих соплеменников и поселить в пределах Египта на плодородных землях.

Иосиф Прекрасный показывает нам образец всепрощения, братской любви, смирения, упования на промысл Божий. Все события в нашей жизни промыслительны, даже несчастья, только надо пройти их с Богом в сердце.

Символически Иосиф изображает Христа, преданного и проданного за сребреники братом-апостолом. Иосиф прощает братьев, как Христос прощает нам наши грехи. Иосиф спас родных от голодной смерти — Христос спасает людей о смерти и греха.

Притчи Соломона, глава 21

23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

24 Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.

25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; 26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

27 Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

31 Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.

Глава 22

1 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

2 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.

3 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.

4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

Слова премудрого Соломона о хранении уст перекликаются с мыслью апостола Иакова: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1:26). Христианин должен всегда помнить, что за каждое праздное слово он даст ответ на Страшном суде.

Слово «кощунник» (Притч. 21:24) происходит от древнерусского «кощуна» — «запретный грех, насмешка». Оно означает человека, который высмеивает духовные ценности и явления, порицает святыню. На языке Библии синонимом этого слова — «богохульник». Пророк называет его надменным злодеем, который ослеплён гордыней. Христос учил, что хула на Святого Духа (богохульство) не простятся людям.

Земное богатство и бедность перед Богом не имеют никакого значения, потому что все мы созданы Творцом и можем считать себя детьми Вышнего. Перед Богом мы все равны, и потому должны не ставить во главу угла материальные различия, не презирать неимущих и не считать себя выше и лучше других, если имеем больший доход. Земное богатство теряет всякий вес при нашей смерти, а по-настоящему важными остаются лишь наши добродетели.

День 1. Мир, который мы потеряли

День 2. Слышать и слушать

День 3. Помнить о конце

День 4. Осознавать масштабы

День 5. Слава Божия

День 8. Приговор винограднику

День 9. Не отступать от Бога

День 10. Каинистическая цивилизация

День 11. Посмотри на муравья

День 12. Умереть, чтобы воскреснуть

День 15. Свет во тьме

День 16. Плоды междоусобных конфликтов

День 16. Пасущим ветер

День 18. Войти в ковчег

День 19. Люди дороже золота

День 22. Праведность ведёт к жизни

День 23. Смерти больше нет

День 25. Башня до небес

День 26. Прихожане воскресного дня

День 29. Страх Господень

День 30. Блюдо зелени и тучный бык

День 31. Не бойся!

День 32. Дорога для слепых

День 33. Вера, меняющая мир

День 36. Воля Божия и воля человеческая

День 37. Сварливые жёны и живая вода

 

Цитата дня

«

Если просишь чего у Бога и Он медлит услышать тебя вскоре, не печалься, потому что ты не премудрее Бога.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100