Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Мария Цырлина

Чудеса в пустыне

Св. прор. МоисейСамые большие чудеса совершаются в пустыне, когда вокруг — абсолютная пустота и безмолвие. Когда любой крик о помощи напрасен, совершается чудо. Каждый, наверное, переходил свою пустыню жизни. Бедствие, нужда, и на километры пути — ни одного источника помощи, никого, кто мог бы поддержать или указать правильную дорогу. Куда-то девались все друзья и знакомые, оставляя вас наедине с пустыней тревог.

Возможно, чудеса Божии любят тишину и уединение, а возможно, любое страдание просто должно когда-то закончиться, и никакого другого пути кроме чуда для этого не представлялось, но они происходили в жизни каждого из нас. Чудесами на краю пустынных пропастей изобилует жизнь христианина и история Исхода, прообразовавшая странствие каждого человека на пути к небесной Земле Обетованной.

 

Неопалимая купина

Святой пророк Моисей, чьё имя было свидетельством о чуде спасения маленького погибающего младенца, жил вполне обычной жизнью. Аристократ, вечно занятый вопросами моды, получением образования, светскими интригами и выездами, преступник, укрывающийся от правосудия, и беглый раб, простой пастух и сельскохозяйственный труженик — это всё о нём. Моисей успел побывать на месте каждого человека, кем бы он ни был и где бы ни жил, и на каждом из них ощутить всю суету и тщетность человеческих забот, невозможность оторваться от них и поднять глаза к Небу… Только оказавшись в горной пустыне, поднявшись на сотни метров над своим селением, стадом галдящих овеци шумным семейством мадиамского вождя Иофора, он встретился с чудом. И в этом чуде был Бог.

Неопалимая купина — первое чудо книги Исход, на первый взгляд, бессмысленное, а на второй — глубокое по своему значению. Куст, объятый пламенем и не сгорающий. Чудо никогда не происходит просто так. Это не фокус и не результат магии. Неопалимая купина стала прообразом Девы Марии, вместившей в Себя огонь Божества и не опалённой им. А с Моисеем из среды пламени заговорил Бог, дав ему право первому на земле назвать Его по имени.

И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам (Исх. 3:13-14).

Сущий — не имя в привычном смысле. Египтяне поклонялись многим богам. Идолопоклонство переняли и израильтяне. Теперь Бог Авраама, Исаака и Иакова был для них лишь одним из многих божеств пантеона, в котором каждый объект поклонения должен был иметь своё имя. Бог ответил Моисею, также воспитанному в египетских традициях, что только Он — Существующий Бог. Всех остальных богов нет. Все дальнейшие чудеса книги Исход были призваны это доказать. В первую очередь — самим освобождаемым израильтянам. Мало-помалу пленные евреи становились свободными от рабства египетской тьмы — физической и духовной.

 

Казни египетские

Призыв Моисея к фараону: отпусти мой народ в пустыню. Ради этого — все десять страшных чудес Египта, кровь вместо воды и казнь первенцев. Жестокая духовная битва с фараоном и его магами — ради ухода в безжизненную пустыню.

Каждая из египетских казней была направлена на низложение культа одного из божеств.

Первая, превращение вод Нила в кровь — против Сета и других богов реки, которые не смогли уберечь место своего «обитания» от этой казни.

Вторая, жабы — против богини Хет — гонительницы жаб.

Третья, превращение земли в мошек — против Себа, «властителя земли».

Четвёртая и пятая, песьи мухи и мор скота — против бога-быка Аписа, покровителя скотоводства.

Шестая, язвы на людях — против богов-врачевателей.

Седьмая и восьмая, град и саранча — против богов плодородия.

Девятая, тьма египетская — против верховного божества Ра, бога солнца и света.

Десятая, поражение первенцев — против правой руки бога Ра, фараона, тоже считавшегося божеством и в доме которого также погиб сын.

Все божества Египта появились не случайно. Они были реакцией древнего человека на природные стихии и тщётной попыткой от них защититься. Все напасти, которые одна за другой обрушились на бедных язычников, были нередким явлением в Египте. Именно ради «защиты» воды Нила от красного цветения, земли от нашествия жаб, мошек и саранчи, а людей и животных от болезней и гибели придумывались все эти боги. Даже густая осязаемая тьма скорее всего была просто песчаной бурей. Но тот, кто не видит в египетских казнях ничего сверхъестественного, неправ.

Присмотритесь, те, кто сомневается в чуде: все эти естественные явления произошли в нужный час и в нужном месте, по слову Бога и Моисея. Всё ещё не верите? Вот же, в домах израильтян всё это время был свет, их не коснулась ни одна из казней. Бог не тратит на чудеса Свою творческую энергию и не создаёт ради них что-то, что не имело существования прежде. Творение уже совершилось, оно закончилось в шестой день, отныне ничего нового в этом мире не возникает.

Каждую из казней жрецы фараона воспринимали как весёлое соревнование, пока им самим не стало страшно. Ни одна из этих казней не заставила египтян уверовать в Истинного Бога и даже просто сжалиться над несчастными рабами, отпустив их в положенный по египетскому законодательству ежегодный выходной. Все эти чудеса нужны были для самих израильтян: из Египта они выходили свободными от рабства язычеству.

 

Огненный столпОгненный столп

Теперь израильтян вёл Сам Бог. Днём — посылая перед ними облачный столб, ночью — столб огненный. Почему так, а не иначе? По той ли причине, чтобы не растрачивать напрасно ангельскую энергию и использовать свет только на освещение ночной дороги? Для того ли, чтобы приучить израильтян к мысли, что Бог может являться не только в грандиозном столбе пламени, но и в менее примечательном облаке, в вещах скромных и незаметных? А может, просто потому, что Бог снова использовал какое-то природное явление — например, рой светлячков или иных светящихся насекомых, который днём был виден как облако, а ночью — как столб из света? Ответ на этот вопрос не даёт книга Исход.

Облачный столб привёл израильтян к побережью Красного моря, переправиться через которое было невозможно. В то время Суэцкого канала ещё не было. Бог не повёл израильтян по суше перешейка кратчайшим путём в Палестину. Часто и наши проблемы Он так не решает — самым очевидным, простым и лёгким путём. Казалось бы, можно было лишь немного помочь, и всё бы разрешилось, но отчего-то Бог не даёт этого лёгкого решения и приводит, казалось бы, к очередному тупику. Лишь с высоты истории становятся видны причины и очевидна вся забота Божественного Промысла. Как раз в это самое время в Палестине шла война с филистимлянами. Уставшие беглые рабы, оказавшись в жерле этой войны, стали бы просто ещё чьими-нибудь рабами.

Когда армия фараона погналась за беглецами, облачный столб, кем бы он ни был, встал между теми и другими, а войско фараона не смогло дальше преследовать израильтян. Они побежали вперёд и увидели, что повсюду до самого горизонта плещется море. Это был тупик и конец с человеческой точки зрения. С Божественной это было только начало.

 

Переход моря

Некоторые, подобно детям, представляют себе это чудо волшебным фокусом: Моисей ударяет посохом по водной глади, и море расступается, его воды становятся стенами нерукотворного океанариума. Евреи идут, глядя по сторонам на диковинных рыб и других обитателей подводного мира. Другие, послушав первых, говорят: «такого быть не может» или «евреи просто нашли брод».

Нет же, в книге Исход сказано: И гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею (Исх. 14:21). Это был долгий и внешне вполне естественный процесс. Для этого понадобилась целая ночь. Те, кто бывал на побережье моря и видел, как после сильного ветра оно уходит, как бы разделяясь на две половинки, оставаясь только у пляжа и потом уже только у самого горизонта, понимают, о чём речь. Восприняли это как вполне естественное явление и египтяне: нисколько не смутившись, они продолжили преследовать беглецов по морю.

Путь по обнажившемуся дну продолжался многие километры. К тому времени, когда ветер начал гнать воду обратно, израильтяне перешли море, а египтяне добежать ни до одного берега уже не успевали. Чудо снова было в том, что всё произошло в нужное время и в нужном месте.

 

Манна небесная

Все эти необычайные чудеса, начиная от самого первого и до последнего, случились лишь для того, чтобы израильтяне оказались в пустыне. Вдали от родных домиков-лачуг и сытной еды, которую они получали за свой труд. Без какого-либо быта, элементарных удобств цивилизации. Полуденная жара, отсутствие воды и еды — рабская жизнь по сравнению с этим показалась им раем.

Как часто, когда мы обращаемся к Богу, наша жизнь в корне изменяется, и делает это отнюдь не к лучшему. На нас порой начинают сваливаться очень большие проблемы, наша комфортная и такая удобная жизнь остаётся в прошлом, а впереди простирается лишь духовная пустыня, в которой нет ни единого маячка и проблеска надежды… Это не конец и не итог. Это просто начало пути в Землю Обетованную.

Видя столько чудес, израильтяне не попросили Бога ни о чём, они не помолились Ему. Даже умирая от голода и жажды, они сразу начали роптать, так в итоге и не попросив благ у Бога… Большинство наших проблем мы создаём себе сами. Отсутствие каких-то благ — следствие наших неверных действий, например, отсутствия молитвы.

Ропот — худшее решение возникшей ситуации. Большой вопрос — отчего Бог не вывел израильтян из Египта раньше и они 430 лет провели в рабстве. Возможно, по той же причине, по которой он не ввёл их в Землю Обетованную сразу или через несколько лет, а оставил почти полстолетия скитаться в пустыне. Из-за ропота.

Ответом даже на такую злую молитву нередко становится чудо. В нужное время с небес падает манна — питательные плоды пустынного растения, которые переносятся ветром, — и прилетает стайка перепелов, которые никогда не видели людей, а потому не боятся их. Внутри отколотой скалы обнаруживается родник с ключевой водой, а в нужном месте рядом с горьким источником воды находится особое дерево, которое смягчает его горечь и делает воду пригодной для питья. Но помните, что большинство ропотников, восставших против Бога в пустыне, погибли.

 

Жезл Аарона

За свой ропот израильтяне должны были остаться в пустыне скорбей на сорок лет. Время, достаточное для того, чтобы выросло новое поколение, не знавшее идолопоклонства и египетских нравов, и умерло предыдущее. За сорок лет можно создать с нуля процветающее государство, построить многие города, возродить погибшую цивилизацию.

Меньше чем сорок лет назад человечество не представляло, что будет общаться по мобильной связи и интернету, передвигаться на таких огромных скоростях, организовывать космический туризм. Всего семь лет назад мы не знали, что в нашем прогрессивном веке где-то будут города, куда не летают самолёты и не ходят поезда, а их жителей обстреливают из запрещённого вооружения. Но, поверьте, даже десяти, не то что сорока лет достаточно для того, чтобы всё изменилось, сбылось то, о чём никто не смел мечтать, и мы не узнали эту землю.

За сорок лет странствий израильтяне с нуля создают новую цивилизацию в пустыне. Единственный в мире народ, поклоняющийся Истинному Богу, рождённый в полной изоляции от других народов и культур, воспринявший лишь смутные отголоски соседних цивилизаций. Последние силуэты египетских божеств расплавлены в огне веры и золотыми реками впитались в песок Синайской пустыни.

Синайское откровение, десять заповедей, кодекс гражданских и уголовных законов, институт священства, богослужение, святыни, — всё это появилось в пустыне, подобно тому, как из ничего был сотворён этот мир. И в то же время всё это было настолько универсальным, правильным, ёмким, что во многом повторяло правила, по которым жили другие народы, а к тем, которые ещё по ним не жили, вошло в обиход.

Сорок лет были достаточными не только для того, чтобы возникло богослужение и религиозные обряды, но и чтобы было время усомниться в правильности всего этого, ещё раз всё обдумать и взвесить. Почему именно Аарон и его потомки, а не кто-то другой? Почему именно в скинии надлежало молиться Богу, а не где-то в другом месте? Расцветший жезл Аарона стал ответом на эти вопросы для тех, кто хотел его услышать. Человек вопрошает: «почему?» Бог отвечает чудом: «потому что». Против чуда не существует аргументов. Ветхозаветная религия — вещь в значительной мере нерукотворная. Понять её аксиомы человеческим разумом невозможно.

 

Победа над врагом

Медный змейЛюбой ропот — это отдаление от Бога. Без Него человек открыт всем опасностям пустыни. Ядовитые змеи и скорпионы, песчаные бури и аномальные ночные морозы… Полчища ядовитых змей напали на лагерь израильтян. Всякий, кто смотрел на изваяние медной змеи на шесте, спасался. Ещё на заре цивилизации человека ужалил змей. Его яд из лукавства и лести, гордости и злобы был худшей из отрав. Ежедневно полчища духовных змей преисподней жалят христиан. Крестом Христовым, как шестом, змей пронзён и пригвождён к своему аду. Те, кто смотрят на Крест, спасаются.

Стан путников — желанная добыча и для человеческих врагов. Кочевники амаликитяне напали на израильтян в надежде на быструю победу. Битва с ними была нелегка, но у израильтян к тому времени было оружие и организованное войско. Это уже была не кучка усталых путников, а кочевой народ со стройной организацией жизни. Израильтяне почти ни в чём не уступали амаликитянам. Перевес был то на одной, то на другой стороне. Моисей молился за свой народ, он крестообразно простёр руки в молитве. Когда он уставал, враги одолевали. Руки Моисея поддерживали с обеих сторон. Молитва, совершаемая вместе, оказалась сильнее прошения одного. Крест Моисея простёрся над народом. Изральтяне победили.

В будущем этот народ станет неуязвим для многих кочевников благодаря своей духовной силе. Язычники, видя численное меньшинство и плохое вооружение израильтян, вновь и вновь будут нападать и не верить собственному поражению. Духовная сила порой оказывается больше физической. Языческий жрец Валаам пытается наслать проклятие на израильтян, чтобы отнять её, но вместо слов проклятья у него вырывается благословение, а бессловесное животное — ослица, на которой он едет, чудом обретает дар речи. Именно из такого верного Богу и духовно сильного народа надлежит прийти Спасителю мира. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля (Чис. 24:17), — пророчествует об этом Валаам, благословляя Израиль.

То, что израильтяне достигнут земли обетованной, было известно ещё до начала пути, в Египте. Для жизни на новой земле Господь прежде прихода в неё даёт заповеди и устанавливает праздники, повелевая впредь заколать пасхального агнца. Сейчас мы удивляемся, как многие израильтяне после повеления Божия праздновать Пасху «в роды ваши» ещё до исхода из Египта могли подумать, что они погибнут в пустыне.

На самом деле мы мало чем отличаемся от них. Встречая очевидные неслучайности в нашей жизни, мы просто отмахиваемся и не верим. Ведь пустыня жизни кажется такой огромной и опасной, а случающиеся чудеса — такими кратковременными и незначительными. Но именно они, и ничто другое, помогают её преодолевать. Всё, что в нашей жизни неслучайного, — вмешательство в неё Бога. Всё, куда ведёт эта дорога житейских трудностей — Его Земля Обетованная.

Цитата дня

«

Кто молится за врагов, тот не будет помнить зла.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100