Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Евгений Голубев

Что такое послушание?

Фото Сергея Смирнова

Фото Сергея Смирнова

Одно из первых непонятных слов, с которыми сталкивается пришедший в Церковь человек, — послушание. Что оно означает? Отвечает протоиерей Евгений Голубев, клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки.

Для того чтобы начать говорить о послушании и его роли в жизни каждого человека, для начала давайте определимся, что это за слово и что оно означает.

Если обратиться к толковому словарю Ушакова, то определением послушания будут два выражения: 1) повиновение, покорность и 2) определённая обязанность, которую должен нести каждый монах (или послушник) в монастыре или работа, обязанность, выполняемая как искупление за какую-нибудь вину. Здесь, на мой взгляд, заключены два больших недостатка: во-первых, многие могут путать духовное и дисциплинарное послушание, а во-вторых, складывается впечатление, что послушание — удел только монашествующих.

Послушание — это, прежде всего, общая христианская добродетель, которая заключена в согласовании своей воли с волей Божией.

Образец послушания — сам Господь Иисус Христос, Который всю Свою земную жизнь творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца (Ин. 6:38) и смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8). В послушании проявляется воля Божия, ведь Спаситель говорит: тот, кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет (ср. Ин. 14:21). Весь строй христианской Церкви зиждется на строгом послушании: Господа Иисуса — Богу Отцу; апостолов и их преемников епископов — Духу Святому (Деян. 16:7; 15, 28), пресвитеров (священников) — епископам; всех христиан — священникам, духовным отцам, старцам и друг другу. Апостол Павел пишет про последнее: «Повинуйтесь друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21).

Строгое послушание — основа монашества, где сложилась поговорка: послушание паче (т. е. важнее) поста и молитвы. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, что для инока «лучше быть учеником ученика, чем идти путем самочиния», а авва Исидор, пресвитер Скитский, говорит: «Не столько страшны демоны, сколько страшно следование собственному сердцу».

Мне вспоминается история старца Паисия Святогорца о своевольном послушнике. Один послушник, живший в Кавсокаливском скиту, был очень своевольным и постоянно вымогал у своего старца благословение на все, что говорил ему его помысел (то есть он брал благословение силой, желая поступать по своей воле). Однажды, когда он трудился вместе со своим старцем, и его помощь была крайне необходима, он сказал старцу:

— Благослови меня, отче, пойти поспать десять минут.

Старец ему ответил:

— Потерпи немного, дитя моё, потому что ты мне сейчас нужен. Через полчаса мы закончим, и тогда пойдёшь спать.

Послушник продолжал настаивать, чтобы старец дал ему свое благословение. Старец опять говорит ему:

— Благословенный, разве тебе достаточно, чтобы поспать, десяти минут, о которых ты просишь?

Тот отвечает:

— Дай мне благословение, и я посплю.

В конце концов, старец был вынужден благословить его, поскольку тот продолжал настаивать на своем. И послушник пошёл спать. Как только он лёг в кровать, вдруг увидел сатану, который с яростью бросился на него, схватил и сжал, как лимон. Своевольный монах попробовал было вырваться, но не смог. Пытаясь высвободиться, он вынужден был взмолиться: «Господи Иисусе Христе, ради моего старца помилуй мя». Эта молитва, соединенная с сокрушением, так как послушник осознал свое преслушание и недостоинство, обожгла сатану.

Монах понял, что не имел права просить помощи сам, но попросил Христа помиловать его ради старца. Именно это обожгло диавола, и он, разъярившись, выбросил его в окно, так что тот пролетел приблизительно пятьдесят метров, при этом совершенно не пострадав: Бог сохранил его. Напуганный, он побежал к своему старцу и рассказал об этом ужасном происшествии. Старец недоумевал — неужели все эти события произошли всего за десять минут! После урока, полученного благодаря искушению, которое было попущено Богом, этот монах стал самым послушным во всем скиту и очень преуспел в духовной жизни.

Как отдельное послушание можно выделить почитание и повиновение родителям, о котором, к сожалению, часто забывают дети. Это одна из десяти заповедей: почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен (Исх. 20:12). Нравственно крепкие семьи не распадутся и сами, и создадут прочное, долговечное общество. В Ветхом Завете мы находим примеры того, что распад семьи — признак близкой гибели целого народа (Мих. 7:6 и др.).

Отдельно хотелось бы сказать о семейном, супружеском послушании, ведь дети вырастут и со временем создадут свою семью. При совершении Таинства Венчания читаются такие слова из Послания святого апостола Павла к Ефесянам: «..благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5; 20–33).

Последние слова чтения «а жена да боится своего мужа» нередко соблазняют венчающихся, зачастую рождают мысли о «средневековой темноте и забитости» женщины. Но если приложить некое усилие, чтобы понять смысл читаемого, становится ясно, что никаких деспотических призывов в апостольском чтении нет. Здесь есть высокие мысли, которые посещают сердца супругов, когда между ними есть истинная любовь: они боятся опечалить любящего человека и нарушить между собой даруемое в Таинстве сакральное единение. Это относится и к жене, и к мужу. Будучи членами Церкви и частицами полноты церковной, они равны между собой, имея одного главу — Господа Иисуса Христа.

После всего сказанного хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что любое послушание — это проявление любви и покорности прежде всего Богу, родителям, священноначалию, друг другу. Оно не должно быть слепым, неосмысленным, не должно пугать какими-либо ограничениями или обязанностями, а должно быть наполнено любовью к Богу и к ближним. Через людей, которые это поняли и по этим принципам строят свою жизнь, в мире действует Бог.

Цитата дня

«

Христос требует не делания заповедей, но исправления души, для которого узаконил заповеди.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100